История становления спец.псих. как самостоятельной отрасли психологической науки. Предпосылки ее возникновения
Первые сведения о психологических особенностях людей̆ с психическими и физическими недостатками обнаруживаются в произведениях художественной̆ и философской̆ литературы, а также в медицинских трактатах древности и Средневековья. Эти сведения, естественно, имеют описательныӗ характер и, отражая данные эмпирических наблюдений, в значительной̆ мере субъективны. В основном они относятся к слепым и глухим.
Лишь в середине XIX столетия появляются первые результаты научного изучения лиц с недостатками умственного развития, связанные с попытками медицинской̆ помощи умственно отсталым.
Следует отметить, что с началом XX в. связан целый̆ поток публикаций в основном по методикам диагностики умственноӗ отсталости, они содержали описание психологических особенностей̆ детей̆ и подростков этой̆ категории.
Собственно, психологические работы, касающиеся слепых и глухих, появляются лишь в начале XX в.
Важнейшей вехой в истории развития специальной психологии было введение обязательного общего начального обучения. Возникшие в связи с этим потребности в научном обосновании необходимости и возможности массового обучения аномальных детей стимулировали разработку теоретических основ и психологического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, изучение различных проявлений и психологической природы детской дефективности, обсуждение проблем коррекции и компенсации нарушений в развитии, поиск психологических условий оптимизации обучения детей в специальных школах разных типов.
Далее развитие психологических исследований лиц с психическими и физическими недостатками идет нарастающими темпами. Накапливаются знания об умственно отсталых, при этом подавляющее большинство исследований посвящается познавательным процессам у детей̆ школьного возраста, и таким образом формируется олигофренопсихология.
Вместе с тем нельзя не отметить, что специальная психология до послед него времени остается в основном психологией̆ школьников с психическими и физическими недостатками: объем психологических знаний о взрослых людях этих категорий, как и о детях дошкольного возраста, весьма невелик.
Формальное же возникновение специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки, закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт, можно отнести к 60-м гг. XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология».
Date: 2015-05-19; view: 1115; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|