Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 1.3. Складывание целого из частей





Цель: исследование наглядно-действенно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Материал: три круга диаметром по 60мм, один из них разрезан на две равные части, другой на три части, третий на четыре равные части. Три квадрата, длина сторон которых по 60мм, один квадрат разрезан по диагонали, другой по середине, третий на четыре одинаковых квадрата (рис.1). Секундомер.

Инструкция: жестовая и словесная «Перед тобой разрезанные на части геометрические фигуры: три круга и три квадрата. Нужно как можно быстрее сложить из частей целые фигуры. Попробуй вначале выложить три круга».

Проведение обследования: Психолог выясняет, какие геометрические фигуры знает ребенок. Убедившись в его знакомстве с основными сенсорными эталонами (кругом, квадратом, треугольником) перед ребенком в случайном порядке на столе раскладывают части трех кругов и трех квадратов. Вначале дают задание как можно быстрее выложить 3 круга. Незаметно для ребенка включается секундомер и фиксируется время выполнения первой части задания. После того, как ребенок выложил 3 круга, все фигуры вновь перемешивают, и ребенок получает задание выложить 3 квадрата. Фиксируется время выполнения задания.

Организующая помощь: «Не спеши,.. отбери части для первого круга,.. выложи в начале первый круг. Подумай!»

Обучающая помощь – показ картинки.

При оценке выполнения данного задания, используются следующие критерии:

1)суммарное время: время, затраченное на выполнение первой и второй частей задания 2)способ, которым пользуется ребенок: зрительный выбор необходимых частей или их хаотичное примеривание и перебирание до получения нужной фигуры, т.е. способом проб и ошибок;

3) характер оказанной помощи.

Оценка результатов:

Высокий уровень - ребенок справился с каждым заданием в пределах 30 сек. (суммарное время 1 мин). При этом он использовал способ зрительного соотнесения частей.

Средний уровень - суммарное время выполнения заданий составило 2 мин. Ребенок пользовался методом "проб и ошибок" (принимался хаотично соединять части друг с другом, пытаясь сложить нужную фигуру). После организующей помощи взрослого (управлении ходом выполнения отдельных этапов задания) ребенок справился с заданием.

Низкий уровень - суммарное время превысило 2 мин. Ребенок приступил к выполнению задания не после сигнала о начале работы, а только после побуждения со стороны взрослого. При этом он наугад брал фигуры и пытался их складывать. Организующая помощь взрослого мало влияла на результат. Только после обучения с помощью наглядной опоры (рис.1) ребенок смог справиться с заданием.

 

Задание 1.4. Выкладывание ряда по аналогии. Наглядные аналогии.

Цель: исследование умения выделять наглядный признак (количества), лежащий в основе образования ряда и раскладывать объекты на основе этого признака (по аналогии).

Материал: 12 карточек с изображением точек, звездочек, черточек (см. рис.2).

Инструкция: «Посмотри внимательно, в каком порядке лежат карточки со звездочками и точками, а затем в том же порядке разложи карточки с палочками».

Проведение обследования: перед ребенком на столе 12 карточек по четыре карточки в каждом ряду (рис.2). Ребенку предлагают разложить карточки в третьем ряду в том же порядке, в каком лежат карточки со звездочками и точками в первом и втором рядах.

При оценке результатов за основу принимается характер оказанной ребенку помощи.

Оценка результатов:

Высокий уровень – после инструкции ребенок некоторое время сосредоточенно разглядывал карточки, медленно пересчитывал изображенные на них объекты, а затем быстро разложил в нужном порядке карточки нижнего ряда.

Средний уровень – ребенок проявлял нетерпение в процессе инструктирования и пытался бездумно разложить карточки третьего ряда после сигнала взрослого о начале работы. После просьбы психолога еще раз внимательно рассмотреть карточки и хорошенько подумать, ребенок принялся пристально их разглядывать, а затем вслух пересчитывать объекты с помощью пальца. После этого ребенок также с помощью пересчета вслух находил нужную карточку в третьем ряду и клал ее на соответствующее место.

Низкий уровень задание для ребенка в такой форме оказалось непосильным. Лишь после оказания обучающей помощи, предъявляемой поэтапно: установление закономерности, по которой разложены карточки первого ряда, раскладывание карточек второго ряда в такой же последовательности с помощью взрослого, ребенок достигал нужного результата (самостоятельно размещал карточки третьего ряда).

.

 

II Психомоторная сфера.

 

Задание 2.1. Срисовывание узора.

Цель: исследование умения ориентироваться на образец, точно скопировать его; уровень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

Материал: белый нелинованный лист, ручка.

Инструкция: «Посмотри внимательно, как я рисую узор и продолжи рисовать точно также. Постарайся не отрывать руку от листа», при этом психолог вычерчивает узор (рис.3), состоящий из различных звеньев на глазах у ребенка.

Проведение обследования: ребенку даются лист нелинованной бумаги, ручка так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой. Затем ребенку предлагают внимательно посмотреть на узор, который рисует психолог и нарисовать его, стараясь не отрывать руку от листа.

При оценке результатов выполнения учитывается сходство изображения с образцом и характер движения руки ребенка.

Оценка результатов:

Высокий уровень - полное сходство изображения с образцом, рисунок выполнен без отрыва руки от листа.

Средний уровень - безотрывный характер рисунка сохранен, но изображение растянуто и имеет наклон. При движении руки отмечалась скованность и излишнее мышечное напряжение кисти и предплечья.

Низкий уровень - прерывистый характер рисунка, изображение имеет весьма отдаленное сходство с образцом. При этом ребенок испытывал трудности как на стадии зрительного анализа (установления закономерности в чередовании звеньев узора), так и на стадии кинетической организации двигательного акта (движения руки в пространстве).

 

 

Date: 2015-05-19; view: 527; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию