Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика детей 7 лет





I Познавательная сфера.

 

Задание 1.1. Запоминание слов. Механическая (произвольная) память.

Цель: исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов. Изучение непосредственного запоминания, устойчивости и концентрации внимания, способности к относительно длительной, целенаправленной деятельности.

Материал: десять односложных и двусложных слов: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Слова простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой смысловой связи.

Инструкция: «Сейчас я хочу проверить как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я закончу говорить, ты повторишь столько слов, сколько запомнил, в любом порядке».

Проведение обследования: после инструкции ребенку медленно с интервалом в 1-2 секунды четко зачитывают десять слов, а затем предлагают их воспроизвести. (Эта процедура повторяется 4 раза). После того как ребенок произнесет слова, которые он запомнил психолог зачитывает вторую инструкцию И2: «Сейчас я повторю те же слова еще раз. Ты снова будешь повторять их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз и новые, какие запомнишь».

И3,4: «Слушай еще раз».

И5: «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты постарайся повторить больше слов».

Через 40 минут. И: «А теперь давай вспомним слова, которые мы с тобой запоминали».

Для фиксации ответов используют таблицу. В ней в горизонтальной строке занесены все десять слов или их номера по порядку от 1 до 10. В вертикальных же строках (их пять) крестиком отмечаются воспроизведенные ребенком слова после первого-четвертого прочтения и спустя 40 минут (отсроченное воспроизведение).

При оценке результатов за основу принимаются следующие критерии:

1) объем воспроизводимых слов;

2) характер воспроизведения;

3) динамика количества воспроизводимых слов.

Оценка результатов:

Высокий уровень - после первого прочтения ребенок воспроизвел 6-7 слов, после четырех чтений им воспроизведены все слова. Слова назывались быстро, уверенно. Динамика запоминания слов была равномерной, т.е. после очередного чтения ребенок воспроизводил слов больше, чем после предшествующего. При отсроченном воспроизведении забыто не более 1 слова.

Средний уровень - после первого прочтения ребенок воспроизвел 4-5 слов, после четвертого 8 слов. Ребенок повторял по нескольку раз уже названные слова, иногда называл лишние слова. Динамика запоминания была относительно равномерной. При отсроченном воспроизведении забыто не более 3 слов.

Низкий уровень - после первого прочтения ребенок запомнил лишь 1-2 слова, после четвертого 5-6. При этом ребенок отвечал медленно, нерешительно, нуждался в стимуляции и одобрении со стороны взрослого. По ходу заучивания были "провалы", когда после одного из чтений ребенок вспоминал меньше слов, чем после предыдущего. При отсроченном воспроизведении забыто около половины слов.

 

Задание 1.2. Запоминание слов по картинкам. Логическая (опосредованная) память.

Цель: исследование способности к опосредованному запоминанию, интеллектуальной деятельности в целом.

Материал: Семь слов: голова, ученик, обед, игра, садовник, путешествие, молоко. Картинки: берет, школьная тетрадь, кастрюля, игрушечная лошадка, цветок, самолет, стакан, туфли, часы, пальто.

Инструкция: « Ты должен запомнить слова, которые я назову. Чтобы тебе легче было запомнить слова, нужно к каждому слову подобрать подходящую картинку, из тех, которые лежат на столе. Потом картинки помогут тебе вспомнить слова. Постарайся объяснить, почему ты выбираешь именно эту картинку, а не другую».

Проведение обследования: ребенку зачитывают ряд слов и для лучшего их запоминания предлагают воспользоваться лежащими перед ним картинками. При этом к каждому слову нужно подобрать картинку, наиболее подходящую по смыслу (т.е. имеющую с ним ассоциативную связь). Каждый свой выбор ребенок обязательно объясняет.

Первым предъявляется слово «голова». Если ребенок в течение 15 сек. не начинает работу, возможно не понимая инструкции, она предъявляется повторно, в уточненном варианте: «Тебе надо запомнить слово «голова». Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе о «голове».

Если в течение 30 - 40 сек. ребенок не может сделать выбора, то ему дается урок на примере слова «голова» - психолог берет карточку с изображением берета и поясняет: «Видишь, здесь нарисован берет, его носят на голове. Берет тебе и напомнит потом слово «голова»».

Затем последовательно предъявляют другие слова. Если ребенок не производит выбор, предъявляется следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается, возможна лишь организующая помощь: «Подумай, какая карточка сможет напомнить тебе слово...?».

После выбора каждой карточки необходимо спрашивать ребенка объяснение связи: «Как тебе эта карточка напомнит про слово…?».

Когда все картинки подобраны, ребенку задают 2-3 вопроса отвлекающего характера. А потом последовательно предъявляют ему отобранные картинки с просьбой воспроизвести слова, которые он должен был запомнить.

При оценке результатов учитывались следующие факторы:

1) адекватность выбора картинки-опоры и содержательность его объяснения;

2) точность воспроизведения;

3) характер оказанной помощи.

Оценка результатов:

Высокий уровень - после словесной инструкции ребенок самостоятельно подобрал к каждому слову адекватную картинку-опору, четко объяснил свой выбор и, спустя некоторое время, без затруднений, правильно воспроизвел все слова по картинкам.

Средний уровень – после инструкции ребенок, не долго думая, брал любую из картинок и пытался «привязать» к ней предъявляемое слово. Например, к слову «голова» выбирал картинку с изображением игрушечной лошадки и пытался объяснить свой выбор так: «У лошадки есть голова». После просьбы взрослого не спешить и хорошо рассмотреть все картинки, ребенок в основном правильно устанавливал необходимые связи, изредка «соскальзывая» на побочные ассоциации. При воспроизведении слов ребенок справился с заданием, хотя иногда использовал взамен нужного близкое по смыслу слово. (Например: ученик-школьник.)

Низкий уровень - ребенку была оказана обучающая помощь, после чего он адекватно осуществил выбор картинок. Свой выбор он не всегда мог объяснить. При воспроизведении вместо конкретного слова ребенок часто восстанавливал всю ассоциативную цепочку или просто называл тот предмет, который изображен на картинке. Например, вместо слова «голова» отвечал: «Шапка, чтобы на голове ее носить».

 

 

Date: 2015-05-19; view: 411; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию