Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Результаты не соответствуют усилиям
Если известна точка приложения рычага, можно малым усилием вызвать большие перемены. И наоборот, если нет понимания системы, может получиться так, что при самых больших усилиях результаты окажутся ничтожными. На примере архетипа «пределы роста» мы видели, что форсирование усиливающего контура —■ это напрасная трата времени и сил, если существует противодействующая уравновешивающая петля. Ваши же собственные усилия преобразуются в контуре обратной связи и обращаются против вас. Чем вы настойчивее, тем жестче кажется противодействие системы, которая на самом деле перенацеливает вашу же энергию. Выход в том, чтобы выяснить, что именно препятствует росту, и ослабить уравновешивающую петлю. Когда возникает проблема, системное мышление предлагает ряд полезных вопросов. Прежде всего спросите себя: ■ Чего я хочу? ■ Что я имею? Стремление к цели создает петлю уравновешивающей обратной связи, которой движет разница между действительной ситуацией и желательной. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам четко и ясно определить как свои цели, так и представления о том, что именно вас не устраивает в настоящем. Потом вам следует выяснить: ■ Что мешает решить эту проблему? ■ Почему эта проблема сохраняется? ■ Какими действиями я этому способствую? Эти вопросы приведут вас к пониманию структуры проблемы, причем без обвинений в чей-либо адрес. Затем нужно обратить внимание на имеющийся механизм обратной связи: ■ Каких результатов мне удалось достичь к данному моменту? ■ Чему я научился на этом опыте? Наконец, подумайте о ментальной модели, которая стоит за этой проблемой: ■ Каковы мои предположения относительно этой проблемы? ■ Каковы мои предположения относительно действий и мотивов других людей, вовлеченных в проблему? Ответив на эти вопросы, вы сможете строить модель системы. Ваши ментальные модели — часть системы, которую вы пытаетесь понять, так что, устанавливая границы моделируемой системы, проследите, чтобы вы сами были в нее включены. Грегори Бейтсону, пионеру изучения системного мышления в 1950-х, приписывают следующие слова: «Когда исследователь начинает зондировать неизвестные области мира, противоположный конец зонда всегда касается его жизненно важных органов». (21). Date: 2015-05-19; view: 430; Нарушение авторских прав |