Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
К проблеме различия между произвольной компонентой и необходимой частью
Различие между произвольной компонентой (Einzelinhalt) и необходимой частью (Teil) важно во многих отношениях; оно исследовалось во многих психологических работах последних десятилетий; многое все еще нуждается в уточнении; необходимо показать это различие на простых контрастных примерах. Здесь приведены некоторые примеры, на которых легко показать и изучать отдельные характерные особенности проблемы. 1. Нарисуйте на доске группу точек I (a bсd e) и рассматривайте их одновременно. Через короткое время сотрите точки с и е (II). Оставшиеся точки были и раньше на доске, но насколько иначе выглядят они теперь 1. Рассмотрим некоторые аспекты того, что произошло: Точка d справа в группе I играет ту же роль, какую играет b слева; в II b является «серединой»; а теперь слева является тем, чем d справа. На языке сетей отношений, в которых каждый произвольный элемент имплицитно определяется своим положением в сети, b 1 и d 1 имели (если оставить в стороне различие между правым и левым) одно и то же имплицитное значение, они были «гомологичны». Но b II является единственной центральной точкой, (тем, чем раньше была с I); 1 Такое переструктурирование типично для случаев, когда выполняются условия хорошего видения, расстояние между точками не слишком велико, и не предпринимаются специальные действия, которые могли бы привести к дезинтеграции. Эти условия сохраняются и в дальнейших примерах. d II гомологично не b II, а а II. Если я обозначу отношение «гомологично» через «~», то в I b~d; d не гомологично а; в II b не гомологично d, d~a. Сравнивая имплицитные отношения, нельзя даже обозначать одними и теми же буквами точки в I и II (следует различать b I и b II и т. д.): содержание II отличается от содержания I. (В таком исследовании имплицитных связей структурные характеристики представлены лишь отчасти; чего-то еще недостает; но то, что здесь подразумевается, можно легко представить аналогичным образом.) Отличаются также и отношения. Отметим только следующее: в II равенство ab и bd является не только равенством двух расстояний, но предполагает и симметрию; однако симметрия означает не только равенство расстояний, но содержит существенные характеристики отношений, определяемые свойствами целого. Рассматривая фигуры, мы замечаем, что объективное равенство аb и bd проявляется в I иначе, чем в П. Часто при восприятии I оно не является даже очевидным (обычно при воспроизведении фигуры по памяти обнаруживается эта особенность — подразумевается равенство аb и de, но не аb и bd). Равенство расстояний аb и bd в II является куда более «чувствительным», чем в I; так, если в I точку d слегка сместить влево (и для сохранения симметрии точку е соответственно — вправо), то кажется, что ничего, в сущности, не изменилось; в II же возникнет резкая асимметрия. (Сходные явления наблюдаются при других изменениях: в интенсивности, высоте и т. д.) Можно, таким образом, видеть, что место и роль отдельных элементов в целом имеют важное значение для понимания отношений. 2.
Сотрите c и d (II). Наряду с другими изменениями меняется пространственная ориентация фигуры (фигура наклоняется); ае и bf как параллели определяют фигуру; при нормальном восприятии первой фигуры они обычно не возникают. В I be служит основой для пространствен- ной ориентации фигуры; в II это не так; в II эта линия часто даже не присутствует перцептивно; если же она и присутствует, то воспринимается как диагональ, гомологичная аf (что не так в I); но быть диагональю — это значит чем-то отличаться от линии симметрии, как в I. В I а не гомологично 6, f не гомологично е, be не гомологично af; во II a~b, f~e, be~af. 3. Рис. 165 Рис. 166 Удлините оба конца1 С в I, и вы получите П. В I А и С были «парой», В — линией симметрии; в II («угол АВ стоит на наклонной диагонали») А и В образуют «пару». (В I А~С, А не гомологично В, в II А~В.) В I В является единственной линией симметрии, определяющей общую пространственную ориентацию фигуры; в II длинная наклонная линия обеспечивает основную пространственную ориентацию (так же, как и линия — которая не «дана» в качестве элемента, - делящая симметрично угол АВ пополам, перпендикулярная наклонной линии). В то время как в I фигура чувствительна к нарушениям равенства длин A и С, но не к изменению длины В, II чувствительна к нарушениям именно равенства В и А] теперь В=А играет такую же роль, какую раньше играло С=А. Если для углов принять значение 40° (вместо 60°), то переход к II часто оказывается особенно сильным, и не только в отношении оптических характеристик: «Рисунок «искривился», он «поворачивается»! Рисунок выглядит ужасно!» И в соответствующих условиях часто возникает сильная мотивация, потребность разобраться в ситуации и «исправить дело». 1 Удлините концы сильнее, чем указано на чертеже.
Рис. 167 Рис. 168 Если мы добавим линию D, то она часто кажется бессмысленным добавлением; ее наличие, длина, ориентация являются «случайными», «произвольными». (Того, что D = A, что углы, которые А и D образуют с 5, являются ровными, часто даже не замечают, о чем свидетельствуют воспроизведения по памяти.) В III дело обстоит иначе: в наклонной трапеции D является наклонной стороной трапеции, как и A. В I B ~ C, в III B не гомологично С; во II III. Рис. 169 А не гомологично D, в III A~D. В I В и С являются сторонами равнобедренного треугольника; в III В является основанием, С - - диагональю; это существенное различие. В I равенство В=С и равенство углов, которые В т С образуют с A, являются существенными (чувствительными); в III все это не так; здесь важно равенство диагоналей и равенство углов, которые А и D образуют с В. 5.
Сначала есть только точки, обозначенные цифрой 1; затем добавьте точки, обозначенные цифрой 2, потом через короткое время — точки, обозначенные цифрой 3, и т. д. Когда добавляются точки, обозначенные цифрой 2, то обычно функция «средней точки» остается той же, что и в 1, и т. д.; но через некоторое время: «В правой части точка исчезла!» (ожидание, потребность, требование). Точки 3 предстают в виде на удивление «бессмысленной» наклонной линии. Когда добавляются точки 4: «Справа возникает маленький ромб». Когда добавляются точки 5 и особенно точки 6, обычно происходит сильная перецентрация: все резко меняется. Группа слева разрушается (ее центр больше не является центром...), характерные особенности всех последовательно появлявшихся фигур теперь исчезают — все точки составляют одну единую фигуру, являются частями этой фигуры. (Легко перечислить все изменения отдельных точек и т. д.) В процессе часто проявляются мощные динамически -свойства - возникают конкретные «требования» и действия в соответствии с ними. 6. Дано: I II В этих двух мелодиях три ноты и их интервалы идентичны как «произвольные компоненты»; для слушателя (и певца) они совершенно различны. В связи с обсуждаемым вопросом отметим только следующее:
Музыкальная логика требует различной нотной записи двух тонов: в II нельзя обозначить ми-бемоль как ре-диез (и наоборот). И интервал между второй и третьей нотами в I является уменьшенной квартой, а в II — увеличенной терцией! Функциональные различия весьма характерно проявляются при варьировании (изменении высоты тона ноты и т. д. во время пения). Существенные различия между двумя этими мелодиями свидетельствуют также о некоторых совершенно различных тонких характеристиках, но мы не будем входить в дальнейшие детали. (Вот еще один аналогичный по форме предыдущим пример. Сыграйте сначала следующий мотив: III Затем возьмите после первой ноты си и в конце — ми. Тогда вместо си-бемоль следует написать ля-диез; а вместо ми-бемоль — ре-диез; теперь первая нота является уже не доминантой, а задержанным звуком, который разрешается в доминанту; самая низкая нота является не тоникой, а основным тоном; ведущий к ней интервал больше не терция, а уменьшенная кварта.) Я провел несколько экспериментов со многими испытуемыми по решению следующей задачи. Некоторые дети проявляли себя очень хорошо и иногда находили решение после всего лишь минутного обдумывания; другим требовалась незначительная помощь. Однако некоторые, даже весьма умные и образованные взрослые, действовали довольно странно и, пытаясь найти простое решение, испытывали большие затруднения. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Date: 2015-05-19; view: 373; Нарушение авторских прав |