Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие мышления. В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов





В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. Это связано с позицией автора по данной проблеме. В настоящее время существует несколько наиболее известных классификаций этапов развития мышления человека. Все эти подходы имеют определенные отличия друг от друга. Однако среди общепризнанных концепций и учений можно найти и общее.

Так, в большинстве существующих в настоящее время подходов к периодизации этапов развития мышления принято считать, что начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает проявляться уже в конце первого года жизни. Проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку имеет практическую направленность. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать определенные практические задачи. Так, ребенок в возрасте одного года и одного месяца, для того чтобы достать орехи со стола, может подставить к нему скамейку. Или другой пример — мальчик в возрасте одного года и трех месяцев, для того чтобы передвинуть тяжелый ящик с вещами, сначала вынул половину вещей, а потом выполнил необходимую операцию. Во всех этих примерах ребенок опирался на опыт, полученный им ранее. Причем этот опыт не всегда является личным. Очень многое ребенок узнает, когда наблюдает за взрослыми.

Следующий этап развития ребенка связан с овладением им речью. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой. Однако в значения первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя слово к этим предметам. Вполне естественно, что существенный для ребенка признак на самом деле является далеко не существенным. Слово «яблоко» детьми часто сопоставляется со всеми круглыми предметами или со всеми предметами красного цвета.

На следующем этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около двух лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к трем — трем с половиной годам достигают уже достаточно высокого уровня развития.

На основании изложенной информации мы можем выявить несколько наиболее существенных особенностей мышления ребенка дошкольного возраста. Так, существенной особенностью мышления ребенка является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит действуя. Другая характерная особенность детского мышления — его наглядность. Наглядность детского мышления проявляется в его конкретности. Ребенок мыслит, опираясь па единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми. На вопрос «Почему нельзя пить сырую воду?» ребенок отвечает, опираясь на конкретный факт: «Один мальчик пил сырую воду и заболел».

При достижении ребенком школьного возраста отмечается прогрессирующий рост мыслительных возможностей ребенка. Это явление связано не только с возрастными изменениями, но в первую очередь с теми интеллектуальными задачами, которые необходимо решать ребенку, обучаясь в школе. Круг понятий, приобретаемых ребенком в процессе обучения в школе, все более расширяется и включает в себя все больше новых знаний из различных областей. При этом осуществляется переход от конкретных ко все более абстрактным понятиям, а содержание понятий обогащается: ребенок познает многообразие свойств и признаков предметов, явлений, а также их связи между собой; он узнает, какие признаки являются существенными, а какие — нет. От более простых, поверхностных связей предметов и явлений школьник переходит к все более сложным, глубоким, разносторонним.

В процессе формирования понятий происходит развитие мыслительных операций. Школа учит ребенка анализировать, синтезировать, обобщать, развивает индукцию и дедукцию. Под воздействием школьного обучения развиваются необходимые качества мыслительной деятельности. Знания, приобретенные в школе, способствуют развитию широты и глубины мысли учащихся.

Следует отметить, что с окончанием школы у человека сохраняется возможность развития мышления. Однако динамика этого развития и ее направленность зависят уже только от него самого.

В настоящее время современная наука уделяет достаточно много внимания вопросу развития мышления. В практическом аспекте развития мышления принято выделять три основных направления исследований: филогенетическое, онтогенетическое и экспериментальное.

Филогенетическое направление предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в процессе исторического развития человечества. Онтогенетическое направление связано с исследованием основных этапов развития в процессе жизни одного человека. В свою очередь, экспериментальное направление связано с проблемами экспериментального исследования мышления и возможности развития интеллекта в особых, искусственно созданных условиях.

Широкую известность приобрела теория развития интеллекта в детстве, предложенная Ж. Пиаже в рамках онтогенетического направления. Пиаже исходил из утверждения о том, что основные умственные операции имеют деятельностное происхождение. Поэтому не случайно теория развития мышления ребенка, предложенная Пиаже, получила название «операциональной». Операция, по мнению Пиаже, представляет собой внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основными свойствами которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция). В развитии мыслительных операций у детей Пиаже выделял четыре стадии.

Первая стадия — сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни ребенка от одного года до двух лет и характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка. Причем под познанием предметов предполагается осмысление их свойств и признаков.

К концу первой стадии ребенок становится субъектом, т. е. выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «Я». У него отмечаются первые признаки волевого управления своим поведением, и помимо познания предметов окружающего мира ребенок начинает познавать самого себя.

Вторая стадия — операционального мышления — относится к возрасту от двух до семи лет. Этот возраст, как известно, характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризацни внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. В это время у ребенка наблюдается проявление эгоцентризма мышления, что выражается в трудности принятия позиции другого человека. В это же время наблюдается ошибочная классификация предметов из-за использования случайных или второстепенных признаков.

Третья стадия — стадия конкретных операций с предметами. Эта стадия начинается в возрасте семи-восьми лет и длится до 11-12 лет. В этот период, помнению Пиаже, умственные операции становятся обратимыми.

Дети, достигшие этого уровня, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих суждениях. По мнению Пиаже, в этом возрасте дети приходят к интуитивному пониманию двух важнейших логических принципов мышления, которые можно выразить следующими формулами:

Первая формула заключается в том, что если А = В и В -= С, то А = С.

Вторая формула содержит утверждение, что А + В = В + А.

В это же время у детей проявляется способность, названная Пиаже сериацией. Суть данной способности заключается в возможности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку, например по весу, величине, громкости, яркости и др. Кроме того, в данный период у ребенка проявляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы.

Четвертая стадия — стадия формальных операций. Она охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. При этом следует отметить, что развитие сформированных на данной стадии операций продолжается на протяжении всей жизни. На данной стадии развития у ребенка формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого.

В нашей стране широкое распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П. Я. Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Данный подход использовался и в других концепциях и теориях развития мышления. Но в отличие от других направлений, Гальперин высказал свои идеи в отношении закономерностей развития мышления. Он говорил о существовании поэтапного формирования мышления. В своих работах Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие успешный перевод внешних действий во внутренние. Следует также отметить, что концепция Гальперина имеет большое значение не только для понимания сути процесса развития и формирования мышления, но и понимания психологической теории деятельности, так как в ней показан процесс освоения конкретного действия на уровне формирования мыслительных операций.

Гальперин считал, что развитие мышления на ранних этапах непосредственно связано спредметной деятельностью, с манипулированием предметами. Однако перевод внешних действий во внутренние с превращением их в определенные мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. На каждом этапе преобразование заданного действия осуществляется лишь но ряду параметров. По мнению Гальперина, высшие интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, а те опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия, и в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы.

По мнению Гальперина, существуют четыре параметра, по которым преобразуется действие. К их числу относятся: уровень выполнения; мера обобщения; полнота фактически выполняемых операций; мера освоения. При этом первый параметр действия может находиться на трех подуровнях: действия материальными предметами; действия в плане внешней речи; действия в уме. Три остальных параметра характеризуют качество сформированного на определенном подуровне действия: обобщенность, сокращенность, освоенность.

Процесс формирования умственных действий в соответствии с концепцией Гальперина имеет следующие этапы:

• Первый этап характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия. Основной функцией данного этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге это действие должно соответствовать.

• Второй этап формирования умственного действия связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов.

• Третий этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры па реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Главной особенностью данного этапа является использование внешней (громкой) речи в качестве заменителя манипулирования реальными предметами. Гальперин считал, что перенос действия в речевой план означает прежде всего речевое выполнение определенного предметного действия, а не его озвучивание.

• На четвертом этапе освоения умственного действия происходит отказ от внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого выполнения действия целиком во внутреннюю речь. Конкретное действие выполняется «про себя».

• На пятом этапе действие выполняется полностью во внутреннем плане, с соответствующими сокращениями и преобразованиями, с последующим уходом выполнения данного действия из сферы сознания (т. е. постоянного контроля над его выполнением) в сферу интеллектуальных умений и навыков.

Проблемой развития и формирования мышления занимались и другие известные отечественные ученые. Так, огромный вклад в изучение данной проблемы внес Л. С. Выготский, который совместно с Л. С. Сахаровым исследовал проблему формирования понятий. В ходе экспериментальных исследовании были выделены три стадии процесса формирования понятий у детей.

На первой стадии происходит образование неоформленного, неупорядоченного множества предметов, которые могут обозначаться одним словом. Данная стадия имеет, в свою очередь, три этана: выбор и объединение предметов наугад; выбор на основе пространственного расположения предметов; приведение к одному значению всех ранее объединенных предметов.

На второй стадии происходит образование понятий-комплексов на основе отдельных объективных признаков. Исследователями было выделено четыре типа комплексов: ассоциативный (любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу); коллекционный (взаимное дополнение и объединение предметов на основе частного функционального признака); цепной (переход в объединении от одного признака к другому так, что одни предметы объединяются на основании одних, а другие — совершенно иных признаков, причем все они входят в одну и ту же группу); псевдопонятие.

И наконец, на третьей стадии происходит образование настоящих понятий. Эта стадия также включает в себя несколько ступеней: потенциальные понятия (выделение группы предметов по одному общему признаку); истинные понятия (выделение существенных признаков и на их основе объединение предметов).

В последние годы появился целый ряд новых концепций развития мышления. Активное формирование новых подходов наблюдается в рамках разработки проблемы искусственного интеллекта. Одной из наиболее ярких концепций такого типа является информационная теория интеллектуально-когнитивного развития, предложенная Кларом и Уоллесом. Авторы данной теории предполагают, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными иерархически организованными типами продуктивных интеллектуальных систем. К их числу относятся: система обработки воспринимаемой информации и переключения внимания с одного ее вида на другой; система, ответственная за постановку целей и управление целенаправленными действиями; система, отвечающая за изменение существующих систем первого и второго типов и создание новых подобных систем.

В рамках данной теории был выдвинут ряд гипотез, касающихся особенностей функционирования систем третьего типа. В том числе:

1. В период, когда обработка поступающий извне информации не производится (например, человек спит), системы третьего типа занимаются переработкой ранее поступившей информации. Причем эта процедура всегда предшествует умственной активности.

2. Цель этой переработки заключается в выявлении следствий предыдущей активности, являющихся наиболее устойчивыми, а также в определении характера согласованности между вновь выявленными устойчивыми элементами.

3. На основании осуществленных выше операций на последующем этапе происходит порождение новой системы первого или второго типа.

4. Формируемая новая система более высокого уровня включает в себя в качестве элементов предшествующие системы.

В заключение следует отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в изучении проблемы мышления человека, перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать ответа. Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и развития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психологии.

 

Основные понятия и ключевые слова: мышление, обобщенное отражение, опосредованное познание, умственные действия, анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение, понятие, объем понятия, содержание понятия, единичные и общие понятия, конкретные и абстрактные понятия, суждение общее, частное и единичное, умозаключение индуктивное и дедуктивное, понимание, проблемная ситуация, формирование вопроса, анализ условий, выдвижение гипотез, практическое решение, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, теоретическое и практическое мышление, продуктивное и репродуктивное мышление, самостоятельность, широта, глубина, быстрота и критичность ума.

 

Рекомендованная литература:

1. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1997.

2. Брушлинский А.В. мышление: процесс, деятельность, общение. – М., 1982.

3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.

4. Загальна психологія: Підручник, О.В.Скрипченко, А.В.Долинська та ін. – К.: 2005.

5. Калмыкова А.Б. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1988.

6. Коваленко А.Б. Психологія розуміння творчих задач. – К., 1994.

7. Пірен М.І. Основи етнопсихології. – К., 1996.

8. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. – М., 1990.

9. Психологія / За ред. Г.С.Костюка. – К., 1968.

10. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958.

11. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. – М., 1983.

12. Середа В.Ю. Вчись мислити логічно. – К., 1989.

13. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.

14. Холодная М.А. Психология интеллекта: пародоксы исследования. – М., Томск, 1997.

15. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключаются особенности отражения действительности в процессе мышления?

2. Каковы особенности умственных и мыслительных действий?

3. В чем заключаются умственные операции анализа и синтеза?

4. На что направлена умственная операция сравнения?

5. Каковы особенности абстракции и конкретизации?

6. В чем заключается сущность обобщения?

7. Дайте определение и характеристику понятию как форме мышления.

8. Какие существуют виды понятий и в чем заключаются их особенности?

9. Дайте определение суждению.

10. Какие бывают виды суждений и каковы их особенности?

11. Дайте определение умозаключению и характеристику его видам.

12. В чем заключается сущность понимания?

13. Какие существуют характеристики понимания?

14. Какие существуют этапы решения проблем и задач?

15. В чем заключается сущность основных видов мышления?

16. Охарактеризуйте наиболее существенные качества ума.

17. Какие существуют этапы развития в онтогенезе?

18. В чем заключается теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П.Я.Гальпериным?

Тестовые задания:

1. Какое высказывание относится к определению мышления?

А) запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта;

Б) обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях;

В) отражение отдельных свойств предметов и явлений действующих на анализаторы;

Г) отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений в совокупности их различных свойств и частей.

 

2. Какое утверждение относится к умственному действию?

А) формируются на основе внешних практических действий;

Б) мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое и сочетание отдельных их свойств;

В) мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предметов;

Г) это действия с объектами, отраженных в образах, обобщениях и понятиях о них.

 

3. Какое высказывание относится к мыслительным действиям или операциям?

А) мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое и сочетание отдельных их свойств;

Б) это действия с объектами, отраженных в образах, обобщениях и понятиях о них;

В) формируются на основе внешних практических действий;

Г) мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предметов.

 

4. Что относится к анализу?

А) это действия с объектами, отраженных в образах, обобщениях и понятиях о них;

Б) мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предметов;

В) формируются на основе внешних практических действий;

Г) мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое и сочетание отдельных их свойств.

 

5. Какое утверждение относится к синтезу?

А) мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое и сочетание отдельных их свойств;

Б) формируются на основе внешних практических действий;

В) это действия с объектами, отраженных в образах, обобщениях и понятиях о них;

Г) мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предметов.

 

6. Какое утверждение относится к сравнению?

А) мысленное соединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;

Б) представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению;

В) установление сходства и различия между предметами и явлениями реального мира;

Г) мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения существенных признаков.

 

7. Какое определение относится к абстракции?

А) мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения существенных признаков;

Б) представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению;

В) установление сходства и различия между предметами и явлениями реального мира;

Г) мысленное соединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

 

8. Что относится к конкретизации?

А) установление сходства и различия между предметами и явлениями реального мира;

Б) представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению;

В) мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения существенных признаков;

Г) мысленное соединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

 

9. Что относится к обобщению?

А) мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения существенных признаков;

Б) мысленное соединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;

В) представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению;

Г) установление сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.

 

10. Какое утверждение относится к понятию?

А) форма мышления, содержащая утверждение или отрицание чего-либо;

Б) форма мышления, при помощи которой познается сущность предметов и явлений действительности, обобщая их существенные признаки;

В) форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение;

Г) сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, направленная на раскрытие внутренней сущности объектов.

11. Что относится к суждению?

А) сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, направленная на раскрытие внутренней сущности объектов;

Б) форма мышления, при помощи которой познается сущность предметов и явлений действительности, обобщая их существенные признаки;

В) форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение;

Г) форма мышления, содержащая утверждение или отрицание чего-либо.

 

12. Какое утверждение относится к пониманию?

А) сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, направленная на раскрытие внутренней сущности объектов;

Б) форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение;

В) форма мышления, содержащая утверждение или отрицание чего-либо;

Г) форма мышления, при помощи которой познается сущность предметов и явлений действительности, обобщая их существенные признаки.

 

13. Какое высказывание характеризует умозаключение?

А) форма мышления, при помощи которой познается сущность предметов и явлений действительности, обобщая их существенные признаки;

Б) форма мышления, содержащая утверждение или отрицание чего-либо;

В) форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение;

Г) сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, направленная на раскрытие внутренней сущности объектов.

 

14. Какое утверждение раскрывает первый этап процесса решения задач?

А) выдвижение гипотез;

Б) анализ условий, что надо?;

В) формулирование вопроса;

Г) практическое решение.

 

15. Что относится ко второму этапу решения задач?

А) анализ условий, что надо?;

Б) формулирование вопроса;

В) практическое решение;

Г) выдвижение гипотез.

 

16. Что относится к третьему этапу решения задач?

А) практическое решение;

Б) формулирование вопроса;

В) выдвижение гипотез;

Г) анализ условий, что надо?

 

17. Что относится к четвертому этапу решения задач?

А) практическое решение;

Б) выдвижение гипотез;

В) анализ условий, что надо?;

Г) формулирование вопроса.

 

18. Какое утверждение относится к наглядно-действенному мышлению?

А) направленно на открытие законов, свойств объектов;

Б) характерно использование понятий, логических конструкций и функционирует на базе языковых средств;

В) заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами;

Г) связано с оперированием образами.

 

19. Какое высказывание характеризует наглядно-образное мышление?

А) заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами;

Б) связано с оперированием образами;

В) характерно использование понятий, логических конструкций и функционирует на базе языковых средств;

Г) направленно на открытие законов, свойств объектов.

 

20. Что относится к словесно-логическому мышлению?

А) характерно использование понятий, логических конструкций и функционирует на базе языковых средств;

Б) направленно на открытие законов, свойств объектов;

В) связано с оперированием образами;

Г) заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

 

21. Какое утверждение связано с практическим мышлением?

А) представляет собой применение готовых знаний и умений;

Б) направлено на открытие законов, свойств, объектов;

В) направлено на создание новых идей, открытие или усовершенствование решения задачи;

Г) связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов.

 

22. Что относится к теоретическому мышлению?

А) направлено на открытие законов, свойств, объектов;

Б) связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов;

В) направлено на создание новых идей, открытие или усовершенствование решения задачи;

Г) представляет собой применение готовых знаний и умений.

 

23. Какое высказывание относится к творческому мышлению?

А) направлено на открытие законов, свойств, объектов;

Б) направлено на создание новых идей, открытие или усовершенствование решения задачи;

В) представляет собой применение готовых знаний и умений;

Г) связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов.

 

24. Что относится к репродуктивному мышлению:

А) направлено на создание новых идей, открытие или усовершенствование решения задачи;

Б) связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов;

В) представляет собой применение готовых знаний и умений;

Г) направлено на открытие законов, свойств, объектов.

 

25. Какое утверждение раскрывает самостоятельность мышления?

А) выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, в потребности понять причины возникновения явлений и событий;

Б) выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач;

В) умение человека выдвигать задачи и находить нужные решения и ответы без частой помощи других людей;

Г) выражается в познавательной деятельности охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности.

 

26. Какое высказывание относится к широте ума?

А) выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач;

Б) выражается в познавательной деятельности охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности;

В) умение человека выдвигать задачи и находить нужные решения и ответы без частой помощи других людей;

Г) выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, в потребности понять причины возникновения явлений и событий.

 

27. Какое утверждение относится к глубине ума?

А) выражается в познавательной деятельности охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности;

Б) выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, в потребности понять причины возникновения явлений и событий;

В) умение человека выдвигать задачи и находить нужные решения и ответы без частой помощи других людей;

Г) выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач.

 

28. Что относится к гибкости ума?

А) выражается в познавательной деятельности охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности;

Б) выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, в потребности понять причины возникновения явлений и событий;

В) выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач;

Г) умение человека выдвигать задачи и находить нужные решения и ответы без частой помощи других людей.

 

29. Какое утверждение относится к быстроте ума?

А) умение человека выдвигать новые задачи и находить решения и ответы без частой помощи других людей;

Б) умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы;

В) способность человека быстро разобраться в сложной ситуации и принять правильное решение.

 

30. Какое высказывание характеризует критичность ума?

А) умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы;

Б) умение человека выдвигать новые задачи и находить решения и ответы без частой помощи других людей;

В) способность человека быстро разобраться в слодной ситуации и принять правильное решение.

 

Date: 2015-05-19; view: 611; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию