Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процесс решения задач
Мышление – это процесс движения от неизвестного к известному. Мышление начинается там, где перед человеком встает что-то новое, неизвестное и когда он начинает анализируя, сравнивая, обобщая. Такие вопросы возникают в условиях проблемной ситуации. Проблемные ситуации характеризуются наличием противоречий между реальным уровнем знаний и объективно необходимым для успешного решения задачи. Первым этапом решения проблемы и задачи является формирование вопроса, который необходимо определить исходя из конкретных условий проблеемной ситуации (осознание проблемы). Это этап очень сложный и трудный, в которой играет решающую роль способность видеть невыясненные аспекты в тех или иных предметах, умение ставить вопросы. Это зависит умение от предыдущего опыта человека, умения видеть непонятное там, где другому человеку все кажется понятным. Этот этап оказывается не всем под силу — тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир как само собой разумеющееся. Чем больше знаний, тем больше проблем видит человек. Необходимо иметь мышление И.Ньютона, чтобы увидеть в падающем на землю яблоке проблему. Проблемная ситуация, как правило, содержит в себе противоречие и не имеет однозначного решения. По мнению А.М.Матюшкина, в структуру проблемной ситуации также входят познавательная потребность, побуждающая человека к деятельности, неизвестное достигаемое знание (т.е. предмет потребности) и интеллектуальные возможности человека. В результате анализа проблемной ситуации формулируется задача. Это означает, что в данных условиях удалось предварительно расчленить известное (данное) и неизвестное (искомое), а также определить требование (цель). Второй этап – анализ условий, что дано? для решения проблемной задачи. Цель дана в определенных условиях, и субъект, решающий задачу, прежде всего, должен ориентироваться в ее условии, выделить из содержания самое важное, сопоставив входящие в его состав части. Лишь такая работа, служащая ориентировочной основой интеллектуального действия, позволяет создать гипотезу того пути, по которому должно идти решение, иначе говоря, стратегию решения, его общую схему. Третий этап – выдвижение гипотез, которые дает человеку возможность предвидеть направление в решении задачи и возможные результаты. Четвертый этап – практическое решение умственного задания – может осуществляться по разному: 1. Иногда человек действует методом проб и ошибок, проверяя эффективность выдвинутых гипотез. 2. Решение задач с использованием известных способов по аналогии в новых условиях проблемной ситуации. 3. Решение задачи может осуществляться как творческий процесс. В этом случае оно требует преодоления инертности мышления и построения новой стратегии решения. Построение новой стратегии является результатом длительной предварительной работы мышления, обобщения и реконструкции опыта решения задач в той или иной области человеческой деятельности. 4. Решение задачи иногда осуществляется внезапно после предыдущих напряженных, но безрезультативных усилий, как инсайт (озарение) – это интуитивное, не до конца осознанное в процессуальном плане нахождение решения (Ньютон, Архимед) Естественно, описанный нами процесс на всем протяжении должен определяться основной задачей и не выходить за пределы ее условия; всякая утеря связи отдельных операций с исходным условием неизбежно приведет к невозможности решения задачи и превратит интеллектуальный акт в цепь ассоциаций, потерявших всякий смысл. Следует также отметить, что человек не всегда в состоянии выделить этапы, последовательно проходимые мыслью в ходе решения задачи. В противоположность дискурсивному при интуитивном мышлении создается впечатление, что решение приходит внезапно, как озарение. Вот как описывает данный акт известный математик А. Пуанкре, который долго не мог разрешить сложную профессиональную проблему: «...Я оставил Канн, где жил тогда, чтобы принять участие в геологической экскурсии, предпринятой Горным училищем. Дорожные перипетии заставили меня забыть о математических работах. По приезде в Кутанс мы сели в омнибус для какой-то прогулки; в тот момент, когда я поставил ногу на подножку, у меня возникла идея, к которой, казалось, я не был подготовлен ни одной из предшествующих мыслей... Я не сделал проверки; у меня не хватило бы на это время, так как в омнибусе я возобновил начатый разговор, но у меня уже тогда явилась полная уверенность в правильности идеи. По возвращению в Канн я со свежей головой проверил вывод только для очистки совести». Все это создает специальные требования, обеспечивающие полноценный характер решения задачи. Решающий задачу должен запомнить ее и не потерять связь вопроса с ее условием; он должен ориентироваться в условии задачи и затормозить всякие проявления непосредственных импульсивно возникающих операций, не подчиненных ее общей смысловой схеме. Он должен создать известное «внутреннее поле», в пределах которого должны протекать все его поиски и операции и ни в коем случае не выходить за границы этого логического поля; он должен выполнять необходимые операции счета, не забывая какое место в общей стратегии решения задачи занимает каждая операция; наконец, он, как уже указывалось, должен сличить полученный результат с исходным условием. Нарушение каждого из этих требований неизбежно приводит к распаду интеллектуального акта. Процесс решения задач несомненно является моделью, с наибольшей полнотой отражающей структуру интеллектуальной деятельности, и изучение особенностей этого процесса может дать существенные материалы для понимания психологии мышления человеком.
Date: 2015-05-19; view: 700; Нарушение авторских прав |