Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






симпан фудай тодзама





 

Идеология, принципы и атрибуты самурайства закрепились в период сёгунатов Минамото и Асикага (XII-XVI вв.) и соблюдались до второй половины XIX в. И хотя формально самурайство после событий «Мэйдзи исин» (1867-1868 гг.) было отменено, фактически его традиции сохр-ся до настоящего времени. Японцы свято чтут их.

 

3. В XI столетии императорская семья в Японии стала стремиться к ослаблению всё возраставшего влияния могущественных родственников. Занявший в середине ХI в. трон император Го-Сандзё в 1068 г. отказался от услуг представителей дома Фудзивара по управлению страной. Он издал несколько указов, чтобы ослабить экон. могущество этого дома. Политику Го-Сандзё продолжил сменивший его на престоле в 1072 г. Сиракава. Он тоже издал несколько указов, преследовавших ту же цель, а в 1087 г. совершил невиданный дотоле шаг — отрёкся от престола в пользу своего малолетнего сына и принял монашество по буддийскому обряду. При этом он сохранил все свои властные рычаги, а его резиденция стала правительственной. Такая практика правления императоров-монахов (затворников) получила в истории Японии название «инсэй» («ин» — монастырь, а «сэй» — правление) – период 1068-1185 гг. (хотя формально институт инсэй просуществовал с перерывами до 1840 г.). Инсэй как система правления монашествующих императоров, сложилась к концу XI в.: фактически она утвердилась только с момента отречения императора Сиракава (1087), хотя основоположником данной практики многие ученые считают императора Го-Сандзё (1068). Сущность инсэй заключалась в следующем:

- император, отрекшийся от престола, уходил в монастырь и, тем самым, выходил из-под влияния регентов и канцлеров аристократического дома Фудзивара;

- уход в монастырь способствовал тому, что император, добившись поддержки будд. монастырей, освобождался от опеки Фудзивара или другого аристокр. или военного дома, и, как отец или дед действующего императора, оказывал влияние на политику;[5]

В течение XII в. материальное положение и полит. влияние экс-императоров значительно возросло. Они стали представлять реальную угрозу для власти Фудзивара. Но тот факт, что одновременно могло существовать несколько экс-императоров при одном действующем, негативно сказался на борьбе императ. дома за власть в стране. Причина многочисл. постригов в монахи среди императоров – борьба за влияние при дворе и, соответственно, за престолонаследие. По сути дела реальной властью мог обладать только один из них, так называемый "старший" или "главенствующий" экс-император - хонъин. В свое время подобного статуса достигали лишь три императора-монаха - Сиракава-ин (годы монашества 1087-1129), Тоба-ин (1129-1156), Го-Сиракава-ин (1158-1192).

Сиракава, покинув трон, передал функции «отца нации» своему преемнику, с которым сохранил прочную связь и на которого оказывал сильное влияние. В то же время экс-император стал главой буддийской церкви, поставив и её на защиту традиц. централизованного правления. Освобожденный от условностей двора, Сиракава получил собств. вооруж. дружины — хокумэн-но буси. Он возглавил и полицейское ведомство, на время даже остановив все нараставшую волну разбоев и бандитизма. В итоге экс-император Сиракава стал реальным центром властной структуры страны. Сиракава и его самые известные преемники в ранге экс-императоров – Тоба и Го-Сиракава – были ревностными буддистами. Все трое приняли монашество, построили множество храмов и монастырей, совершали частые паломничества и свято соблюдали ритуалы. Такой образ жизни требовал больших расходов, что вкупе с расходами на содержание вооруженных сил ложилось на плечи государства дополнительным налоговым бременем. И хотя экс-императору уже принадлежало около 600 поместий из 1000 по стране (у Фудзивара к тому времени осталось лишь около сотни), даже для него нести такое бремя было нелегко. Противоречия между экс-императором и монастырями, между Тайра и Минамото, между императором и Фудзивара привели в итоге к открытому противостоянию между всеми ними. После смерти экс-императора Тоба в 1156 г. вспыхнул мятеж. В результате правивший император Го-Сиракава взял на себя всю полноту власти и через полтора года последовал примеру предшественников, став монахом. Однако обстановка уже выходила из-под его контроля. Постепенно утрачивающий свое былое влияние экс-император оказался не у дел. Когда в 1192 г. Го-Сиракава умер, вместе с ним навсегда ушла и практика инсэй (фактически еще в 1185 г. после битвы при Данноура). Бывшие императоры, правившие страной из-за буддийского занавеса, были не нужны воинственному правительству сёгуната Минамото (Камакура).

Таким обр., период инсэй был ознаменован не только увеличением земельных владений императ. дома, но и обострением соц. противоречий в Японии тех лет. Система инсэй означала новый этап в развитии яп. государства. Дуальность верх. власти сохранилась. Однако, ее сущность кардинально изменилась: в основу легли отношения между отцом и сыном, т.е. произошел переход от родств. связей по материнской линии к связям по отцовской.

 

4. Сёгунат Минамото (1192-1333 гг.). В 1192 г. произошел крутой поворот в ист. судьбе страны, верх. правителем Японии с титулом «сёгун» стал Минамото Ёритомо (1192-1199) – глава влиятельного на северо-востоке страны аристокр. дома. Ставкой его правительства (бакуфу) стал город Камакура. Сёгунат Минамото продолжался до 1333 г.[6], когда Камакура была уничтожена войсками полководца Нитты Ёсисады (родств. Минамото). Это было время расцвета городов, ремесла и торговли Японии. Как правило, города росли вокруг монастырей и ставок крупных аристократов. Расцвету портовых городов на первых порах содействовали яп. пираты. Позже в их процветании начала играть роль регулярная торговля с Китаем, Кореей и странами Юго-Восточной Азии. В XI в. насчитывалось 40 городов, в XV в. – 85, в XVI в. – 269, в которых возникали корпоративные объединения ремесленников и торговцев (дза). Вместе с тем, эпоха Камакура была временем междоусобных войн и доминирования сословия самураев. Офиц. религией сёгуната стал дзэн-буддизм. Дзэнские монастыри, объединённые в систему годзан, развивали на китайской основе собственную высокую культуру годзан бунка, из которой хорошо известна литература годзан бунгаку.

С приходом к власти сёгуна качественно изменился аграрный строй страны. Ведущей формой землевладения становится мелкое самурайское, хотя продолжали существовать крупные феодальные владения влиятельных домов, императора и всесильных вассалов Минамото. В 1274 и 1281 гг. японцы (тайфун) оказали успешное сопротивление монгольскому вторжению. В эти годы страна обрела свой соврем. флаг.

В XIII в. стало возрастать полит. влияние регентского дома Ходзё, представителей которого называли сиккэнами (правителями). При них появилось подобие совещательного органа из высших вассалов. Являясь опорой режима, вассалы несли наследственную охранную и военную службы, назначались на должность администраторов (дзито) в вотчины и государственные земли, военными губернаторами в провинции. Власть военного правительства бакуфу ограничивалась только военно-полицейскими функциями и не охватывала всей территории страны.

При сёгунах и правителях императорский двор и киотское правительство не были ликвидированы, ибо военная власть не могла управлять страной без авторитета императора. Военная власть правителей значительно укрепилась после 1232 г., когда императорским дворцом была предпринята попытка ликвидировать власть сиккэна. Она оказалась неудачной – верные двору отряды были разгромлены. За этим последовала конфискация принадлежащих сторонникам двора 3000 сёэн.

Реставрация Кэмму (яп. Кэмму но синсэй - «Новое правление лет Кэмму»; 1333-1336) — трёхлетний период абсолютистского правления императора Го-Дайго в истории Японии, который сопровождался реформами, призванными превратить страну в централизованную монархию образца IX-X вв. Закончился крахом реформ, восстанием самураев под руководством Асикага Такаудзи и расколом Императорского дома на две династии. Назван по девизу Императорского правления Кэмму.

 

5. Сёгунат Асикага (1335/1338-1573 гг.). Время правления сёгунов Асикага называют также периодом Муромати (по названию района Муромати в городе Киото, в котором располагалась правительственная резиденция). Второй сёгунат в Японии возник в ходе длительных усобиц князей знатных домов. На протяжении двух с половиной столетий чередовались периоды междоусобий и укрепления централизованной власти в стране. В первой трети XV в. позиции центральной власти были наиболее сильными. Сёгуны препятствовали росту контроля военных губернаторов (сюго) над провинциями. С этой целью, в обход сюго, они устанавливали прямые вассальные связи с местными феодалами, обязывали сюго западных и центральных провинций проживать в Киото, а с юго-восточной части страны – в Камакура. Однако период централизованной власти сёгунов был недолгим. После убийства в 1441 г. сёгуна Асикага Ёсинори одним из феодалов в стране развертывается междоусобная борьба, переросшая в феодальную войну 1467-1477 гг., последствия которой сказывались целое столетие. В стране наступает период полной феодальной раздробленности.

В годы сёгуната Муромати происходит переход от мелкого и среднего феодального землевладения к крупному. Система вотчин (сёэн) и государственных земель (корё) приходит в упадок из-за развития торгово-экономических связей, разрушавших замкнутые границы феодальных владений. Начинается формирование компактных территориальных владений крупных феодалов – княжеств. Этот процесс на уровне провинции шел также по линии прироста владений военных губернаторов (сюго рёкоку).

В эпоху Асикага углубился процесс отделения ремесла от земледелия. Ремесленные цехи возникали теперь не только в столичном районе, но и на периферии, концентрируясь в ставках военных губернаторов и усадьбах феодалов. Производство, ориентированное исключительно на нужды патрона, сменилось производством на рынок, а покровительство сильных домов стало заключаться в предоставлении гарантии монопольных прав на занятие определенным видом производственной деятельности в обмен на выплату денежных сумм. Сельские ремесленники переходят от бродячего к оседлому образу жизни, возникает специализация сельских районов.

Развитие ремесла способствовало росту торговли. Возникают специализированные торговые гильдии, отделившиеся от ремесленных цехов. На перевозке продуктов налоговых поступлений вырос слой торговцев тоимару, который постепенно превратился в класс торговцев-посредников, транспортировавших самые различные товары и занимавшихся ростовщичеством. Местные рынки концентрировались в районах гаваней, переправ, почтовых станций, границ сёэн и могли обслуживать территорию радиусом от 2-3 до 4-6 км.

Центрами страны оставались столицы Киото, Нара и Камакура. По условиям возникновения города делились на три группы. Одни выросли из почтовых станций, портов, рынков, таможенных застав. Второй тип городов возникал при храмах, особенно интенсивно в XIV в., и имел, как и первый, определенный уровень самоуправления. Третьим видом были рыночные поселения при замках военных и ставках провинциальных губернаторов. Такие города, нередко создававшиеся по воле феодала, находились под полным его контролем и имели наименее зрелые городские черты. Пик их роста приходился на XV век.

После монгольских нашествий власти страны взяли курс на ликвидацию дипломатической и торговой изоляции страны. Приняв меры против нападавших на Китай и Корею японских пиратов, бакуфу восстановило дипломатические и торговые отношения с Китаем в 1401 г. До середины XV в. монополия торговли с Китаем находилась в руках сёгунов Асикага, а затем стала идти под эгидой крупных купцов и феодалов. Из Китая обычно привозили шелк, парчу, парфюмерию, сандаловое дерево, фарфор и медные монеты, а отправляли золото, серу, веера, ширмы, лакированную посуду, мечи и древесину. Торговля велась также с Кореей и странами Южных морей, а также с Рюкю, где в 1429 г. было создано объединенное государство.

Социальная структура в эпоху Асикага оставалась традиционной: господствующий класс состоял из придворной аристократии, военного дворянства и верхушки духовенства, простой народ – из крестьян, ремесленников и торговцев. До XVI в. четко установились классы-сословия феодалов и крестьян.

До XV в., когда в стране существовала сильная военная власть, основными формами борьбы крестьян были мирные: побеги, петиции. С ростом княжеств в XVI в. поднимается и вооруженная крестьянская борьба. Самый массовый вид сопротивления – антиналоговая борьба. 80 % крестьянских выступлений в XVI в. проходили в экономически развитых центральных районах страны. Подъему этой борьбы способствовало и наступление феодальной раздробленности. Массовые крестьянские восстания прошли в этом столетии под религиозными лозунгами и были организованы необуддистской сектой Дзёдо.

 

 

Долг тяжелее горы, смерть легче пуха (самурайская поговорка).

 


[1] «Долг тяжелее горы, смерть легче пуха» (самурайская поговорка). «Меж цветов красуется сакура, меж людей – самурай» (японская пословица).

[2] Сэппуку – обряд ритуального самоубийства у японских самураев; близко по значению к «харакири» (иронич.) – неудачно распоровший живот; правильнее употреблять термин «сэппуку»[2] - иероглифы те же, что и в слове «харакири», но «облагороженные» прочтением по-китайски; в иероглифической форме оба термина пишутся одинаково, но читаются по-разному.

[3] Когда в мире царит спокойствие, благородный человек не расстается со своим мечом (У Цзы). Путь самурая обретается в смерти. Когда для выбора имеются два пути, сущ-ет
лишь быстрый и единств. выход - смерть. Это не особенно трудно. (Хагакурэ).

[4] «Бесчестье подобно порезу на дереве, который со временем делается всё больше и больше» (японская пословица).

[5] Само по себе отречение не было новшеством в яп. обществе. Обычай инкё ("удаление на покой" или "уход от дел") был распространен в обществе периода Хэйан. Как правило, отрекались главы семейных кланов Японии. Однако, "удалившиеся от дел" в будд. монастыри придворные или министры отнюдь не отказывались от мирских забот, а, наоборот, принимали в них самое деятельное участие, опираясь на мощь буддийской церкви. Большинство отрекшихся от мирской жизни императоров принимали будд. посвящение и получали титул хоо - "священный правитель".

[6] За это время (1192-1333 гг.) сменилось 9 сёгунов.

Date: 2015-05-19; view: 1106; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию