Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Минамото и Асикага





Лекция № 14. Япония накануне и в период сегуната

 

1. Япония в X-XI вв.

2. Происхождение, орг. структура и идеология самурайства.

3. Правление экс-императоров (инсэй) в Японии (1068-1185 гг.).

4. Сёгунат Минамото (1192-1333 гг.).

5. Сёгунат Асикага (1338-1573 гг.).

 

Литература:

1. Клири Т. Кодекс самурая: соврем. перевод «Бусидо Сесинсю» Тайра Сигэсукэ / Пер. с англ. Ю.Е. Бугаева. – М.: АСТ, 2006. – 122 с. /деканат/

2. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. – М., 1988.

3. Спеваковский А.Б. Самураи – военное сословие Японии. – М.: Наука, 1981.

4. Тёрнбулл Ст. Самураи. Военная история. Пер. с англ. А.В. Никитина. – СПб.: Евразия, 1999. / ЭБ /

5. Хани Горо. История японского народа. – М., 1957. / УК 5 /

6. Эйдус Х.Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. М.,1968. / УК 5 /

 

1. В период с 866 по 1068 г. в Японии фактически существовало регентско-канцлерское правление дома Фудзивара. Расцвет правления этого дома приходится на вторую половину Х - начало XI в. Власть императора (тэнно) была номинальной. Однако уже восстание 1028-1031 гг. в восточных провинциях губернатора Тайра Тадацунэ, пытавшегося добиться территориальной независимости, символизировало начавшийся упадок центр. власти. Посланные двором военачальники не смогли подавить восстание, это удалось только приближенному ко двору военному феодалу Минамото Еринобу. После этих событий дом Минамото стал укрепляться на востоке страны.

Японское государство Х-XI вв. настолько отличалось от предыдущего - "правового государства" (рицурё кокка) VIII-IX вв., - что соврем. яп. ученые используют для него особый термин - "императорское государство" (отё кокка). Гл. отличие они видят в усилении самостоятельности губернаторов в методах управления провинциями и замену гос. надельной системы арендной. Начиная с Х в. экон. основой правления регентов и канцлеров Фудзивара становится сёэн коммендационного типа (вотчина, частная форма землевладения). В это время происходит распад гос. надельной системы (преобладала в IX в.) и наблюдается рост частного землевладения (сёэн). По мере ослабления центр. власти и усиления произвола провинц. знати местные земледельцы для гарантирования безопасности своего владения «преподносили» (коммендировали) свои земли губернатору (представитель дома Фудзивара), а сами становились управляющими на ранее принадлежавших им землях. Губернатор в свою очередь часто коммендировал эту землю либо представителю придворной аристократии, либо самому императору. При такой двойной коммендации губернатор становился владельцем, а вышестоящее лицо – покровителем сёэна. Для сёэна коммендационного типа характерна пирамидальная структура землевладения, где низшим звеном являлся первонач. коммендатор (т.е. местный земледелец), а высшим – покровитель-аристократ (из дома Фудзивара, чаще всего, или из дома Тайра), или сам император. Средним звеном в такой структуре являлся губернатор. Каждое из этих звеньев имело свои права и обязанности. Население сёэна обязано было платить рисовый налог и выполнять барщину. Вторая половина XI-XII вв. – период наибольшего развития сёэнов. В XIV-XV вв., когда начался процесс распада вотчин и феодалы стали наделять своих вассалов землей, отвоеванной у противников, возник сёэн жалованного типа.

Для создания сёэна требовалось либо письм. удостоверение центр. правительства (дом Фудзивара), либо разрешение губернатора. Такие документы назывались «удостоверениями учреждения» и являлись подтверждением законности вотчины. Если такое удостоверение отсутствовало, сёэн конфисковывали. Эти документы, выдаваемые представителями дома Фудзивара, были направлены против императорского дома, т.к. отменяли феод. зем. собств-ть, обладавшую по указу императора налог. иммунитетом.

Характерными явлениями общественной жизни Японии в X-XI вв. были бюрокр. произвол Фудзивара, коррупция чиновников, губернаторов и моральная деградация буддийского духовенства (особенно монахов).

 

2. Социальной опорой дома Фудзивара являлось самурайское сословие (буси – проф. воины; понятие «самурай» происходит от древнеяп. «сабураки» - служивый человек). Считается, что это сословие сформировалось в период VII-XII вв. Существовало 3 осн. источника его формирования: 1) зажиточное крестьянство (осн. масса самураев); 2) домашние слуги из крупных семейных групп, наделенные землей; 3) губернаторы (верхи самурайского сословия). Самураи объединялись в отряды (то) и в более крупные группы (дан). Эти формирования состояли чаще всего из кровных родственников и их вассалов. Самурайские отряды создавались для подавления крестьянских восстаний, для борьбы с айнами и беглыми крестьянами.

В XI-XII вв. среди самураев выделились 2 осн. соперничавших дома: Тайра (юг и юго-запад) и Минамото (север и северо-восток). Внутри самурайских группировок не было единства и часто вспыхивали мятежи (н-р, мятеж 938-946 гг. на востоке, поднятый Тайра Масакадо с целью захвата императорского престола).

Идеология самураев отразилась в таких военных эпопеях, как «Повесть о доме Тайра» (о борьбе Тайра и Минамото) и «Повесть о великом мире» (о борьбе за власть между западными и восточными феодалами). Военные эпопеи слагались на основе устных народных сказаний, кот. рассказывали странств. слепые сказители под аккомпанемент бива (яп. муз. инструмент). На основе этих произведений сформировался кодекс моральных и правовых норм самурайского сословия – «Бусидо» («Путь воина») – опр. мировоззрение, правила поведения в общ-ве. Осн. источниками формирования «Бусидо» можно считать: дзен-буддизм (концепция самоконтроля, самообладания и самососредоточения (медитация), фатализм, идея бренности, непрочности всего земного), конфуцианство (верность долгу, послушания господину и презрение к производительному труду); синтоизм (идея патриотизма). В качестве осн. норм поведения в этом кодексе прославлялись верность вассала своему господину, мужество, скромность, самопожертвование, искренность, вежливость, приоритет долга над чувством[1] (ср. с кодексом западноевропейского рыцарства). Однако в реальной жизни самураи не всегда обладали всеми этими качествами. Самовосхваление было типичным явлением в повседневной жизни самурая (похвалить себя, чтобы получить более плодородную землю от господина и тем самым обеспечить свою семью). «Истинный самурай», отправляясь в поход, давал три обета: а) забыть свой дом; б) забыть о жене и детях; в) забыть о собственной жизни. Ритуальное самоубийство вассала после гибели сюзерена или в случае оскорбления чести, совершения недостойного поступка путем вспарывания живота («харакири» (иронич.), «сэппуку» [2]) стало традицией. Начиная с XIV в., самураи носили два меча: вакидзаси (короткий меч, 35-60 см – для совершения сэппуку); катана (длинный, 63-80 см – для ведения боя)[3]. Меч был душой самурая, занимал особое место в его доме и посторонний человек не мог даже прикасаться к мечу. Чувство чести, сознание собств. достоинства воспитывалось у самураев с детства, а чувство стыда было для них самым тяжелым[4].

Император (тэнно – «сын Неба» )

си (самураи, сёгун)но (крестьяне) – ко (ремесленники) – сё (торговцы)

↓ ↓

кугэ букэ_ (провинц. аристократия)

↓ ↓

┌── даймё ───┐ буси (рядовые воины)

↓ ↓ ↓

Date: 2015-05-19; view: 910; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию