Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место Периодического закона в школьном курсе химии: логико-дидактическое обоснование





 

Описанный нами период работы над ПЗ и этап его существования в науке историки естествознания называют химическим. По мере появления новых химических открытий, новых элементов возникали проблемы, которые решались с большим трудом.

Например, так и непонятно было положение элементов калий-аргон, теллур-иод, кобальт-никель. Ведь их положение в ПС противоречило закону.

Не знали ученые и как поступить с открытыми благородными газами – для них не было подходящей группы!

Наконец, начали открывать радиоактивные элементы – с их положением в ПС тоже возникала неопределенность.

Все эти проблемы могли быть решены при вскрытии причин периодичности, при нахождении физического смысла периодического закона. До этого момента Менделеев не дожил нескольких лет. Это стало возможным в результате открытия рентгеновских лучей, явления радиоактивности, разработки ядерной модели атома, установления соответствия заряда ядра порядковому номеру элемента (1913). Этот этап в развитии ПЗ называют физическим. И поэтому для обоснования сущности периодичности необходимо знакомиться с теорией строения атома и всеми вытекающими из него следствиями. Главный вывод из физического этапа развития учения о периодичности был тот, что Менделеев не только ни в чем не ошибся, но и предвидел то, что стало известно через много лет.

_________________________

В отечественной методике преподавания химии существовало и продолжает существовать несколько методических подходов к изучению ПЗ. Один из важных вопросов, возникающих при конструировании данной темы учебного школьного курса, является вопрос о последовательности изучения ПЗ и теории строения атома. В итоге возникает несколько методических решений, каждое из которых имеет свои преимуществ и недостатки. Правда у них есть один общий посыл: методисты и опыт преподавания показывает, что изучение ПЗ должно произойти как можно раньше. Тогда использование его прогностической функции будет более полным и эффективным!

Рассмотрим варианты построения темы «ПЗ в свете учения о строении атома»

Та логика открытия, которую мы только что рассмотрели в исторической последовательности, долгое время использовалась отечественной методикой в изложении данной темы. Сначала изучался ПЗ в интерпретации Менделеева, затем изучалось строение атома, а затем к ПЗ возвращались на основе строения атома, и происходило переосмысление содержания теории и ее современная интерпретация(1 вариант)

2.Несколько ранее был другой подход, который полностью был отменен – когда ПЗ изучался в самом конце неорганической химии, после изучения всех элементов, как обобщение всех сведений о свойствах химических элементов.

3.Третий путь в изучении ПЗ был реализован в экспериментальных учебниках (Ахметов): сначала изучалась теория строения атома, и на ее основе выводился ПЗ, причем в современной формулировке, опуская исторические подробности. Это приводило к значительному ускорению в обучении, но имело целый ряд недостатков: значение открытия ПЗ полностью снижалось, не использовался развивающий и воспитательный аспекты темы. Однако для школ математического профиля этот подход был принят приемлемым.

В учебниках последнего поколения (Гузей) строение атома изучается раньше ПЗ, затем на его основе показан вывод ПЗ, изучается исторический материал, хотя значение открытия в итоге существенно снижается.

4.Наконец, в современных учебниках (Габриелян) П. система изучается в самом начале 8 класса. При этом осуществляется знакомство со структурой системы, одновременно изучаются символы элементов. Дети еще даже не умеют писать формулы, не знают необходимого количества фактов, причем историческими сведениями также жертвуют, что имеет также негативный характер. Затем изучается строение атома, а темы ПЗ вообще в 8 классе нет. Такое обращение к ПС носит очень формальный характер. Учащиеся не понимают заключенного в ПС закона, хотя как мы уже отмечали – закон определяет структуру ПС и все скрытые в ней закономерности.

От того, какой подход изберет автор программы и учебника зависит эффект не только изучения данной темы, но и курса химии в целом.

Date: 2015-05-19; view: 837; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию