Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дидактическая роль научных теорий в обучении химииСтр 1 из 4Следующая ⇒ Как нам уже известно научная теория – это одна из разновидностей дидактических единиц – порций учебного материала, которые подлежат усвоению (вместе с фактами, понятиями, законами). Вспомним, какие научные теории изучаются в школьном курсе химии (см. рис.). Их распределение в структуре школьного курса создает как бы своеобразные ступени, по которым движутся химические понятия – углубляются, расширяются, конкретизируются или обобщаются. Мы познакомились с методикой изучения вводного курса химии, темой «первоначальные химические понятия», которые изучаются на теоретической основе атомно-молекулярного учения. Изучение химии на этой основе с одной стороны обеспечивает доступность учебного материала, а с другой – реализует принцип исторического подхода к изучаемой науке. В данном разделе происходит накопление необходимого фактологического материала, усвоение основных химических понятий, необходимых для осознанного восприятия главного химического закона – Периодического закона Д.И.Менделеева. С начала темы ПЗ начинается так называемый систематический курс химии, поскольку все новые изучаемые вопросы систематизируются, укладываются в систему, основу которой составляет ПЗ и ПС Менделеева. Эта же система составляет и основу самой науки химии, поэтому с этого момента резко увеличивается научность изучения предмета. Таким образом, ПЗ – это научно-теоретическая основа школьного курса химии, причем ПЗ изучается на основе электронной теории строения атома, изменяется в разных программах последовательность их изучения, но суть остается неизменной: они изучаются во всех вариантах программ как школьного, так и вузовского уровня. Любая научная теория – этот высший уровень развития научного знания. Теория объединяет, связывает разрозненные факты, создает концептуальные основания для их интерпретации. Теория объясняет определенную область действительности (природы), а самое главное- позволяет на своей основе предвидеть ход вещей, предсказывать свойства, поведение веществ, позволяет управлять процессами. Теория – это всегда обобщение, выделение главного в ряду разнообразных явлений. На основе абстрактных моделей, создаваемых теорией, можно конкретизировать знания об изучаемых явлениях, веществах, процессах. И наконец, как мы уже говорили, теория развивает базовые понятия, углубляет их, делает более научными. Это происходит потому, что освоение новой теории предполагает изучение и освоение определенной ступени языка науки, новых терминов, символов, обозначений. Усвоенная теория подразумевает изменение в мышлении учащихся, овладение новым объемом научных представлений, изменение активного научного языка. Пользуясь теорией, обучающийся начинает излагать свои суждения на этом обновленном языке, использовать для пояснений и иллюстрации своих суждений новую систему обозначений схем, символов и др. элементов языка науки. Таким образом, изучение научных теорий – обязательный этап в овладении основами учебного предмета, одна из ступеней, по которым происходит восхождение к сущности науки. Как уже было отмечено, для усвоения периодического закона и учения о периодичности в целом необходим обязательный минимальный объем опорных знаний. Это знания о разнообразии и классификации веществ, о разнообразии химических свойств, о свойствах ряда важнейших простых и сложных веществ. Среди них – кислород, водород, вода, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерные соединения. Необходимо также понятие о валентности, различиях металлов и неметаллов, начальные сведения о процессах окисления и восстановления. Все эти знания учащиеся получают в начале изучения химии – в пропедевтических курсах, в вводном курсе химии, в смежных естественнонаучных дисциплинах. Дидактическую роль ПЗ и ПС нельзя ни переоценить, ни недооценить. Это основа школьного курса, это основа самой науки. Отсюда огромная важность данной темы, отсюда – необходимость поиска наиболее эффективных способов ее изучения! Прежде, чем мы рассмотрим место и логику данной темы в различных вариантах школьных программ, вспомним историю открытия ПЗ, поскольку в ней самой заложены основы методики изучения учения о периодичности. Итак, как был открыт ПЗ, почему назрела необходимость этого открытия, какова роль научного предвидения в развитии науки? Слушая этот рассказ, постарайтесь обнаружить в нем методические советы учителю – как изучать эту тему, как вскрыть ее развивающий и воспитательный потенциал.
|