Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа социально-психологического тренинга по усвоению саногенного мышления студентами педвуза

На основе результатов диагностики и интервью были определены следующие задачи тренинга:

1. Знакомство студентов с основными идеями концепции саногенного мышления.

2. Познание сильных и слабых сторон в аутообщении и общении с другими людьми.

3. Усвоение основных способов овладения саногенным мышлением: знакомство с методиками Ю. М. Орлова, Н. Пезешкиана, Дж. Джампольски, Л. Хей, НЛП (нейро-лингвистическое программирование).

4. Формирование умений и навыков конструктивного разрешения конфликтов в общении, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций.

5. Формирование адекватной Я-концепции.

Программа тренинга по усвоению саногенного мышления состоит из 15 занятий и рассчитана на 36 часов.

Содержание программы

Программа предполагает гуманистическую позицию ведущего и направлена на осознание участниками себя, ценностных ориентаций, рост личности, утверждение потребности в самоактуализации. Она основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего. Благодаря этому человек постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для изменения, трансформации его мышления в саногенное мышление.

Каждое занятие предполагает:

1. Получение новой информации о саногенном мышлении и о себе.

2. Переосмысление представлений об образе своего «Я», своих мыслях, чувствах, поступках в свете получения новых знаний.

3. Проигрывание, переживание изучаемой эмоции.

4. Выстраивание нового типа отношений с самим собой и окружающими.

5. Закрепление позитивного опыта в усвоении нового мышления и избавление от неконструктивных способов реагирования.

Каждое занятие начинается с рефлексии, позволяющей ведущему получить информацию о состоянии участников, желании начать работу (хорошо ли отдохнули, что снилось, были ли трудности в общении в вузе, дома, на улице). Далее ведущий справляется о выполнении домашнего задания: пытались ли его делать, какие возникали трудности, какие чувства испытывали при выполнении заданий по усвоению саногенного мышления. Затем объявляет тему и цели очередного занятия, переходит к основным этапам его проведения. На каждой встрече проводится разминка, которая, как правило, проходит после этапа рефлексии и перед началом усвоения новой информации. Разминку можно проводить и в начале, и в середине, и в конце занятия с целью снятия усталости, напряженности или включения в работу. В конце каждого занятия проводится рефлексия процесса работы «здесь и теперь» (отношение к происходящему, свой вклад в работу, кто поддерживал, кто мешал работе и т. д.). Далее дается домашнее задание на закрепление полученных на прошедшей встрече знаний и умений.


Занятие 1 (4 ч.)

Спросят: как пройти жизнь?

Отвечайте: как по струне бездны –

красиво, бережно и стремительно.

«Живая Этика»

Цели: создание условий для более близкого знакомства и установления эмоциональных контактов; определение задач курса и особенностей групповой работы; выработка норм работы в группе, вхождение в игровой стиль взаимодействия.

Примерное содержание занятия.

I. Представление себя.

Все участники садятся в круг, каждому предлагается представиться и рассказать о себе, о своих ожиданиях, связанных с учебой в институте и студенческой жизнью, о будущей профессии.

Далее каждому участнику предлагается взять лист бумаги, написать в верхней части листа свое имя, затем разделить его на две части вертикальной чертой: левую отметить знаком «+», а правую – знаком «–». Под знаком «+» перечисляется то, что особенно нравится (в природе, людях, себе и т. д.), а под знаком «–» – то, что особенно неприятно для каждого в окружающем его мире. Затем все зачитывают свои записи вслух (можно приложить эти листочки к груди и медленно ходить по комнате, останавливаясь и читая друг у друга записи).

II. Сообщение преподавателя об основных задачах курса и методах работы.

III. Совместная выработка правил работы в группе.

Студентам предлагается подумать и определить для себя условия, при которых общение в группе будет наиболее продуктивным и комфортным (5–6 мин). Далее следует обсуждение и выработка коллективных правил.

Преподаватель вносит дополнения, предлагает уже опробованные нормы группового взаимодействия:

- общение по принципу «здесь и теперь» (полное включение
в работу группы; концентрация внимания на том, что происходит «здесь и теперь»);

- отказ от общих рассуждений, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях;

- атмосфера доверия, эмоциональной близости и теплоты между членами группы, доброжелательности;

- свободное и открытое выражение своих чувств, возникающих под влиянием происходящего;

- деятельная позиция в общении – готовность к активному участию в происходящем, желание идти на риск, чтобы лучше познать себя, других;

- соблюдение конфиденциальности – готовность не выносить содержание общения за пределы группы.

IV. Упражнения на углубление знакомства и установление эмоциональных контактов.

Упражнение 1. «Хорошо ли мы знаем друг друга?»

Все студенты (слушатели) по команде преподавателя должны быстро построиться в шеренгу: а) по росту, б) по алфавиту (по первой букве имени или фамилии), в) по цвету глаз или волос и т. д.

Упражнение 2. «Девиз».

Все участники по очереди (по кругу) говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они выбрали бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет – соответствовать его характеру.

Упражнение 3. «Свободный рисунок».

Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется: любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы это было выражением собственных чувств, переживаний.

После того как задание выполнено, организуется импровизированная выставка рисунков. Можно смешать рисунки, а затем предложить группе рассмотреть каждый рисунок и определить, кому он принадлежит, или предложить каждому прокомментировать свой рисунок, обратив особое внимание на чувства, которые возникали
в процессе творчества.

Упражнение 4. «Запомни лицо».

Все садятся в круг. Преподаватель просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников в течение 2–3 мин. и закрыл глаза. Каждый должен с закрытыми глазами постараться представить себе лица других членов группы, в течение 1–2 мин. зафиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить, и после этого открыть глаза.

Спустя какое-то время повторить упражнение. Все это следует делать в полной тишине, а обсуждение своих ощущений и переживаний провести позже.

Упражнение 5. «А ты кто?»

С помощью этой игры очень легко запоминаются имена.

1. Попросите участников встать в круг.

2. Найдите добровольца, который возьмет на себя роль «тренера памяти».

3. Предложите одному из участников представить себя следующим образом: к имени прибавить прилагательное, начинающееся с той же буквы. Например: «Привет, я – замечательная Зина». Желательно, чтобы прилагательное по возможности характеризовало говорящего.
Затем игрок спрашивает любого члена группы (кроме непосредственных соседей справа и слева): «А ты кто?»

Тот отвечает: «Привет, замечательная Зина, я – обиженный Олег», обращается к следующему и спрашивает: «А ты кто?»

Третий участник говорит: «Привет, обиженный Олег, я – ласковая Лилия». И так далее.

В игру включается «тренер памяти». Прежде чем говорящий задаст вопрос «А ты кто?», «тренер» может указать на одного из ранее представленных игроков и спросить: «А это кто?» В этом случае вся группа должна ответить подобно греческому хору, провозгласив, например: «Это замечательная Зина».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не будет представлен и, по меньшей мере, один раз назван всей группой в общем хоре.

Упражнение 6. «Мы оба…»

Игра способствует эмоционально-безопасному вхождению в группу и укреплению уже сложившихся отношений.

1. Игроки делятся на пары.

2. У каждой пары есть 5 мин., чтобы обнаружить и записать как можно больше общих черт. Эта работа не должна быть поверхностной: нельзя отмечать тривиальные, очевидные сходства, например: «Мы оба голубоглазые... мы обе в теплых кофтах...». Сходство должно быть найдено в ходе разговора.

3. Внесите в игру легкий элемент соревновательности: «Мне любопытно, какая пара сможет найти больше общих черт за 5 мин.». Такой подход «развяжет» игрокам языки, прогонит робость и смущение.

4. В конце игры все участники собираются для общего обсуждения. Пары по очереди рассказывают, сколько схожих черт им удалось обнаружить, каждый кратко представляет группе партнера.

Варианты: дайте парам больше времени, и пусть они найдут не только сходства, но и различия.

V. Самодиагностика.

Инструкция по самодиагностике

Участникам предлагается условно оценить себя по 9-балльной шкале: в какой сфере Вы обладаете каждым из следующих шести свойств во взаимоотношениях между людьми. Балл 5 означает, что человек обладает данным свойством и больше знает, чем получает. Баллы, стоящие слева от 5, соответствуют «уменьшению» данного свойства. Баллы справа от 5 – «увеличению» его:

Начисто лишен этого свойства 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Обладаю этим свойством в совершенстве

1. Эмпатия. Я вижу мир глазами других. Я понимаю других, сопереживаю им. Я понимаю все настроения, которые исходят от собеседника, и отвечаю на них.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2. Тепло, уважение. Я различными способами выражаю (не всегда обязательно чувствую), что принимаю другого, принимаю то, что делают другие, хотя не всегда однозначно согласен с ними. Я человек, активно поддерживающий других.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3. Искренность, подлинность. Я более искренен,чем фальшив
всвоих взаимодействиях с другими. Я не скрываюсь за ролями и фасадами, окружающие знают, «на чем я стою». Я остаюсь самим собой в своем общении с другими.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

4. Конкретность. Не могу сказать, что я выражаюсь неопределенно, когда говорю с другими. Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг да около, я соотношусь с конкретным опытом и поведением, когда говорю. Стараюсь говорить четко, точно, ясно.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

5. Инициативность. Во взаимоотношениях с окружающими я более действую сам, чем реагирую. Я вступаю в контакт сам, а не жду, когда другие вступят в контакт со мной. Я спонтанный. Я проявляю инициативу по разным поводам в отношении людей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

6. Непосредственность. Я действую открыто и прямо во взаимоотношениях с окружающими, не раздумывая о том, как я буду выглядеть.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Обсуждение данных свойств, самоанализ по опроснику могут стать центральным звеном одного из тренинговых занятий. Целесообразно провести этот же тест в конце тренинга по формированию саногенного мышления и выяснить, как изменилось представление участников об этих личностных свойствах и их проявлениях у себя.

VI. Рефлексия.

Обмен впечатлениями в группе, анализ своего состояния до начала занятия и в момент его завершения.

VII. Создание творческих групп для работы над темой следующего занятия.

Занятие 2 (2 ч.)

Цели: осмысление понятий саногенного и патогенного мышления, пробуждение у студентов (слушателей) интереса и стремления к определению преобладающего собственного типа мышления.

Примерное содержание занятия.

I. Рефлексия эмоционального состояния в начале занятия.

II. Выступление творческих микрогрупп.

III. Дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

1. Согласны ли Вы с новой типологией мышления, или она является надуманной, неактуальной?

2. Зачем нам знать о данном типе мышления? Может ли это помочь в настоящем, в будущем, изменить отношение к прошлому?

3. Эта проблема, которая волнует только нас, специалистов в области человеческих отношений, или она была бы одинакова важна для каждого человека, если бы он знал, что от его типа мышления зависят его поступки, действия, даже здоровье?

4. Всякий ли человек может изменить патогенное мышление на саногенное?

5. Что может побудить человека это сделать?

6. Почему так важно для будущего учителя усвоить черты саногенного мышления?

7. Что может стать смыслом жизни современного человека, вашим смыслом?

IV. Подведение итогов. Коллективный анализ.

V. Разминка. Игра «Спички».

Задание для самостоятельной работы (по выбору)

Написать сочинение на тему «Я в поисках смысла» или «Какие идеи лежат в основе моих жизненных установок?», «Мое жизненное кредо», «Философия моей жизни» и т. д.

Занятие 3 (2 ч.)

Высшая стадия духовной культуры наступает тогда,

когда мы понимаем, что должны контролировать свои мысли.

Ч. Дарвин

Цели: продолжить знакомство с новыми типами мышления, научиться вычленять у себя черты патогенного и саногенного мышления, определить свое состояние с помощью концентрации и рефлексии.

Примерное содержание занятия.

I. Экспресс-анализ эмоционального состояния студентов.

II. Творческая разминка. Игра «Альпинисты» (цель – снять внутреннюю напряженность в группе). Прием нестандартного общения.

III. Проверка домашнего задания с выделением черт как патогенного, так и саногенного мышления.

IV. Рефлексия: 1) что Вы чувствовали, говоря о своем внутреннем мире? 2) что такое самосознание? 3) самосознание, на Ваш взгляд, помогает человеку или осложняет его жизнь? 4) с какими чертами (патогенного или саногенного) мышления Вы чаще всего сталкиваетесь: в вузе, семье, на улице и т. д.?

V. Упражнение «Мир вам, Люди». Задание на дом.

Начинать утро с фразы «Мир вам, Люди» (3 раза). В ситуации возрастающего эмоционального напряжения повторять ее про себя, пытаясь контролировать возникающие черты патогенного мышления. Сделать запись в дневнике о том, как менялось внутреннее состояние, менялись ли окружающие Вас люди.

Занятие 4–5 (4 ч.)

Цель: продолжить работу по формированию черт саногенного мышления у студентов.

Примерное содержание занятия.

I. Экспресс-анализ эмоционального состояния студентов.

II. Разминка. Упражнение «Вверх по радуге» (цель – научить студентов распознавать и фиксировать собственное эмоциональное состояние, изменять его через мыслеформу, визуализацию).

III. Создание копилки, банка данных, набора способов преодоления черт патогенного мышления и приобретения доброй привычки мыслить саногенно, т. е. позитивно.

IV. Упражнение «Аукцион». По типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением, дурными мыслями. Все способы принимаются, фиксируются на доске. Затем среди них выделяются способы, действительно относящиеся к чертам саногенного мышления, и способы, являющиеся результатом стереотипного, патогенного мышления, неизбежно ведущие к новым проблемам (к таким способам относятся, например, «выкурить сигарету», «с большим количеством спиртного ”поколбаситься“ в клубе», «подраться в общежитии», «нахамить в ответ» и т. д.)

V. Три метода самоуспокоения:

- рационализация (сила ума);

- визуализация (сила воображения);

- релаксация (сила связи между нервной и мышечной системами).

Рационализация гнева

Осмыслите причину, породившую гнев и придайте ей другое значение. Вами управляли эмоции, а разум спал. Разбудите его. Извлеките урок.

После драки бесполезно махать кулаками, но драка-то была не последней. Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Оно всегда есть. Найдите, и ситуация будет выглядеть несколько иначе.

В гневе, как правило, человек ничего не добивается. И Вы тоже ничего не достигли, бросаясь тигром. Спросите себя: «Очень ли ценно для меня то, чего я не достиг? А может быть несмертельно?» После таких вопросов Вам должно стать смешно, если Вы обладаете чувством юмора.

Те ли намерения и мотивы имел Ваш партнер, о которых Вы думаете? И действительно ли он хотел унизить Вас своими действиями?

Все ли Вы сделали, чтобы он не повел себя грубо?

Визуализация гнева

Эта техника направлена на то, чтобы пережить какое-то событие, которое охладит гнев. Если бы мы в жизни смогли это пережить, то приобрели бы новый опыт и избавились от гнева.

Например, Вас обидел какой-то человек, и Вы на него гневаетесь. Но вдруг Вы увидели этого человека в какой-то унизительной ситуации. У Вас бы появилось чувство удовлетворения («Так тебе и надо»), а, возможно, даже жалость к нему, и Ваш гнев, скорее всего, исчез бы. Техника визуализации учит тому, чтобы все это проигрывать в воображении, увидеть на внутреннем экране и погасить тем самым свой гнев.

Для визуализации необходимо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. А затем постараться увидеть желаемые события на внутреннем экране.

1. Уменьшите в росте человека, вызвавшего Ваш гнев. Пусть он будет лилипутом, гномом, букашкой.

2. Постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде: со сковородкой на голове, в нелепом колпаке и т. п.

3. Представьте гнев, который входит в Вас, как пучок энергии,
и выходит через землю.

4. Изобразите гнев на своем экране и расстреляйте его из пушки (сотрите мокрой тряпкой).

5. Вокруг Вашей головы – чистая положительно заряженная аура, как у святого, и она не пропускает ничьи стрелы отрицательных эмоций.

6. Придумайте сцену воображаемого реванша и насладитесь мщением (только в воображении!!).

Релаксация

Методы релаксации основаны на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система.

1. Позвольте выйти своему гневу, не сдерживайте его (выхлопайте ковер, побоксируйте грушу).

2. Расслабьтесь и проведите аутотренинг.

3. Мышечно изобразите улыбку. Пусть она будет походить на гримасу (посмотрите в зеркало).

4. Не бегайте по комнате, чтобы успокоится (замрите и сосредочьтесь на внутренних ощущениях, дыхании).

5. Держите паузу (Сомерсет Моэм «Театр» – Джулия). Это позволит успокоиться, сосредоточиться и подобрать достойный ответ. Не увлекайтесь мщением и реваншем. Помните о необходимости «сохранять лицо» как для себя, так и для партнера.

Все три метода самоуспокоения используются ведущим во время других занятий как способ закрепления привычки позитивно мыслить и управлять ситуацией.

VI. Рефлексия «здесь и теперь»:

- что я чувствовал сегодня на занятии?

- что я переживал?

- что узнал и приобрел нового?

Занятие 6 (обида) (2 ч.)

Никто не в силах оскорбить и расстроить,

обидеть вас, если вы этого не хотите.

Восточная мудрость

Цель: познакомить участников группы с особенностями возникновения чувства обиды, ее строением.

Примерное содержание занятия.

I. Экспресс-анализ эмоционального состояния студентов:

- что огорчало сегодня?

- из-за чего переживал?

- что не нравилось в себе?

- что мешало, раздражало в других?

II. Ведущий тренинга рассказывает притчу о Будде.

«В одной деревне Будду встретили насмешками и оскорблениями. И он сказал ее жителям: ”В вашей воле пытаться оскорбить, обидеть и разозлить меня, но только в моей воле (и никто не может заставить меня это сделать) принять или не принять это на себя. Я не принимаю ваших оскорблений, забирайте их и несите к себе домой“. И жители опустили головы, молча расступились и пропустили Будду. И Будда пошел дальше по Земле».

III. Анализ притчи:

- о чем притча? (выслушивается мнение всех участников);

- почему люди деревни пытались оскорбить, обидеть Будду?

- почему, на Ваш взгляд, им это не удалось?

IV. Информация ведущего о чувстве обиды, его структуре (подробное изложение данной информации находится в теоретической части УМК).

Обида состоит из трех элементов:

- ожиданий относительно поведения человека, ориентированного на меня (как он должен себя вести, если близок мне);

- поведения другого человека, отклоняющееся от моих ожиданий в неблагоприятную сторону;

- эмоциональной реакции.

V. Творческая разминка – упражнение «Умейте расслабляться».

Расположитесь удобно. Поочередно проделайте все указанные ниже действия.

1. Сожмите кулаки… сильнее… еще сильнее… разожмите.

2. Втяните живот, насколько возможно, замрите в этом положении. Расслабьтесь.

3. Стисните зубы… сильнее… еще сильнее… расслабьтесь.

4. Сожмите веки так сильно, как только сможете. Расслабьте веки.

5. Втяните голову в плечи… глубже. Расслабьтесь.

6. Вдохните, задержите дыхание. Выдохните.

7. Вытяните руки и ноги… сильнее. Расслабьтесь.

Теперь попытайтесь все эти действия выполнить одновременно. Представьте, что по Вашему телу распространяется мягкая теплая волна. Сделайте глубокий вдох и выдох, подышите спокойно. Представьте ситуацию, максимально способствующую расслаблению. Почувствуйте ее до мельчайших деталей, ощутите ее звуки, запахи, прикосновение. Теперь Ваш дух и тело готовы принять программу сегодняшнего дня. Ощутите радость от своего хорошего настроения. Считая от 10 до 1, выйдите из состояния релаксации.

VI. Экспресс-диагностика эмоционального состояния:

- от чего зависит Ваше настроение?

- что Вам дает экспресс-диагностика эмоциональных состояний?

- какое настроение у Вас чаще всего преобладает? С чем это связано?

- умеете ли Вы регулировать свое настроение? С помощью каких приемов Вам удается это делать?

VII. Работа с тестом на самопознание «Мои привычные эмоции» (табл. 1).

Тест содержит 18 эмоциональных реакций и их оценку в баллах. Каждая эмоциональная реакция определяется четырьмя высказываниями: «вовсе нет», «редко», «часто», «всегда».

Таблица 1

Мои привычные эмоции (тест самопознания)

№ п/п   Эмоциональная реакция Выраженность в баллах
Вовсе нет редко часто всегда
  Я бываю спокоен        
  Обычно уверен в себе        
  Мне свойственно чувство напряженности        
  Мне трудно быть уверенным в себе        
  Я чувствую себя способным на многое        
  Мне больше приходится радоваться, чем грустить        
  Меня волнуют всевозможные неудачи        
  Мне свойственны упадок активности, вялость, усталость        
  Я испытываю чувство удовлетворения собой, своими делами        
  Я бываю приятно возбужден и активен        
  Я бываю взволнован так, что не нахожу себе места        
  Я с тревогой думаю о разных беспокоящих меня вещах        
  Я испытываю чувство страха        
  Я предпочитаю тихую грусть и размышления веселью        
  Мне свойственно спокойное переживание своих эмоций        
  Я испытываю чувство беспокойства и напряженности        
  Я не чувствую себя счастливым        
  Я бываю пессимистичным        

 

Окончание табл. 1

Сумма положительных эмоций (номера 1+2+5+6+9+10+14+15)  
Сумма отрицательных эмоций (номера 3+4+7+8+11+12+13+16+17+18)  

Внимательно прочитайте все эмоциональные реакции и оцените степень их выраженности у Вас, взяв в кружок соответствующую цифру. Закончив самооценку, подсчитайте общий балл группы положительных эмоций «А», затем группы отрицательных эмоций «Б». Если сумма положительных эмоций больше суммы отрицательных, то у Вас все в порядке. Вам свойственен оптимистический настрой
в жизни. Если сумма положительных эмоций равна сумме отрицательных или меньше ее, то Вы человек тревожный, мнительный, пессимистичный.

Далее проанализируйте особенности Ваших эмоциональных реакций. К положительным реакциям относятся следующие номера: 1, 2, 5, 6, 9, 10, 14, 15; к отрицательным – 3, 4, 7, 8, 11, 12, 13, 16, 17, 18. Выделите те отрицательные реакции, которые дали максимальный балл, и сосредоточьтесь на них. Подумайте, почему они Вам свойственны, что следует сделать для того, чтобы они исчезли. Этот тест пригоден для оценки привычного эмоционального реагирования в процессе овладевания навыками культуры эмоций.

После заполнения теста предлагается обменяться мнениями, отрефлексировать свои ощущения, чувства, состояния, мысли.

VIII. Задание на углубление самопознания.

Заполните табл. 2.

Таблица 2

Мои ценности Радости (что больше всего радует, приводит в хорошее расположение духа) Огорчения (что раздражает, подавляет, приводит в скверное настроение)
     
     
     

Выстройте ряд в убывающем порядке: от самого значимого до незначительных мелочей. Ряд должен включать не менее 10 пунктов, максимум – 20. Сопоставьте соответствующие пункты после заполнения. Что Вы видите? Почему, на Ваш взгляд, иерархия ценностей и чувств по конкретным поводам не согласуется, исчезает логика? В чем дело? Почему крупные события жизни оставляют нас странным образом равнодушными, а мелочи будоражат? Ценность и значимость – одно ли это и то же? Как достигнуть их гармонизации?

IX. Прослушивание музыкального фрагмента. Зафиксируйте те эмоции и чувства, которые вызывает эта музыка.

X. Рефлексия «здесь и теперь».

XI. Домашнее задание.

Допишите предложение «Я обижаюсь, когда…» (такое количество раз, сколько ситуаций у каждого конкретного человека вызывает обиду).

Занятие 7 (обида, продолжение) (2 ч.)

Цели: дальнейшее самораскрытие участников группы, умение вступать в контакт с аудиторией.

Примерное содержание занятия.

I. Ритуал приветствия.

II. Игра «Интервью»

У каждого человека по очереди все желающие берут интервью. Задают вопросы такого характера: любишь ли ты стихи? твое любимое изречение? чего ты больше всего боишься? если бы тебе предложили роль в фильме (можно назвать любой фильм), кого бы ты хотел сыграть? есть ли у тебя хобби? что больше всего ценишь
в людях? и т. д.

Каждому следует задавать не более 4–6 вопросов. На одном занятии можно интервьюировать 3–4 человек. На первых занятиях можно дать такую установку – отвечать в любой степени откровенности: с полной откровенностью, частичной, а можно вообще «в маске», будто не про себя, а про другого. Это условие поможет снять напряжение, психологический барьер у некоторых школьников. Если в процессе игровых занятий установится доверительная атмосфера, то стремление маскироваться отпадет само собой. Желательно, чтобы все участники занятий прошли интервьюирование.

Можно проводить усложненный вариант интервьюирования. Участники задают вопросы «в ролях»: от имени работников детсада, космонавтов, директора школы, марсиан, Красной Шапочки и т. д. Это эффективный прием включения в игровое состояние. Можно проводить «ролевое интервьюирование» на каждом занятии: 2–3 мин. в качестве разминки.

III. Игра «Да!». В этой оживленной игре можно поучиться безоговорочно принимать предложения других людей.

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

1. Сформулируйте правила игры: «Сейчас мы все вместе будем играть в игру с необычным названием ”Да!“. Для начала встанем в круг в центре комнаты. Мы можем представить себе, что сейчас прекрасный солнечный день, у нас нет никаких обязанностей, и мы можем хоть раз последовать за своими фантазиями. Пройдитесь по комнате во всех направлениях (1 мин.). Сейчас я предложу осуществить некое действие, и в ответ каждый должен громко и с энтузиазмом крикнуть: ”Да-а-а!“. Сразу же после этого мы все вместе выполним предложенное действие».

2. Далее скажите следующее: «Конечно, я не единственный, у кого есть подобные задумки. Если у кого-то возникнет желание внести следующее предложение, мы перейдем к выполнению нового действия. Совсем не обязательно, чтобы между вашими пожеланиями существовала логическая связь. Вы можете абсолютно спонтанно и живо слушаться друг друга. А теперь я вношу первое предложение: давайте плавать!»

3. Проследите за тем, чтобы все в группе громко крикнули «Да!» и начали «плыть» через комнату. Вероятно, через некоторое время игроки начнут сами вносить предложения: «Давайте поиграем в бадминтон!» или «Давайте погладим рубашку!», или «Давайте выпьем по чашечке чая!». Участвуйте в общей работе, это будет хорошим катализатором творчества участников.

4. Сыграйте несколько раундов, чтобы игроки смогли раскрепоститься.

5. Подведите итоги игры и обсудите следующие вопросы:

- чувствовали ли Вы себя смущенными?

- легко ли было перехватывать инициативу?

- как команда реагировала на Ваши предложения?

- знаете ли Вы людей, которые постоянно блокируют чью-либо инициативу? Что может быть причиной такого поведения?

- каковы последствия того, что инициатива игнорируется или перекрывается?

- исчезло ли Ваше смущение в ходе игры? Какое предложение доставило Вам наибольшее удовольствие?

IV. Обсуждение домашнего задания.

Желающие зачитывают окончания предложения «Я обижаюсь, когда…», а ведущий спрашивает, у кого еще подобные ситуации вызывают обиду. Подчеркивается, что названные ситуации обиды характерны для большинства людей и об этом надо помнить. Человек с саногенным мышлением правильно переживает обиду и не обижает других.

V. Банк упражнений «Способы снятия чувства обиды».

Упражнение на растворение обиды.

Сядьте где-нибудь в тишине, расслабьтесь. Представьте, что Вы
в затемненном театре и перед Вами небольшая сцена. Поставьте
на сцену человека, которого Вам надо простить (человека, которого Вы больше всего на свете ненавидите). Этот человек может быть живым или мертвым, и Ваша ненависть может быть как в прошлом, так и в настоящем. Когда Вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для этого человека имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в Вашем представлении несколько минут, а потом пусть он исчезнет. Затем, когда человек, которого Вы хотите простить, покинет сцену, поставьте себя туда. Представьте, что с Вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливым и улыбающимся. И знайте, что во Вселенной достаточно добра для всех нас.

Можно в своем представлении не отправлять этого человека
со сцены, а посадить его в уютное кресло и самому попробовать сесть в кресло напротив и первому протянуть обидчику руки, только сделать это надо с чувством добра, теплоты, тихой радости. Некоторым эти упражнения покажутся очень трудными. Каждый раз, делая его, можно рисовать в воображении разных людей. Делать его нужно один раз в течение месяца и результат будет налицо – Вам намного легче станет жить.

Упражнение «Мысленное представление».

Это упражнение очень важно делать, поскольку в ранней юности, как правило, очень часты конфликты «отцов» и «детей», поэтому наблюдается отчужденность, отдаленность детей от родителей, обиды на них за непонимание.

Представьте себя маленьким ребенком (5–6 лет). Загляните глубоко в глаза этому ребенку. Постарайтесь увидеть глубокую тоску и понять, что это тоска по любви к Вам. Протяните руки и обнимите этого маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Скажите, как сильно Вы его любите. Скажите, что Вы восхищаетесь его умом,
а если он делает ошибки, то это ничего, всеих делают. Пообещайте ему, что Вы всегда придете ему на помощь, если это будет необходимо. Теперь пусть ребенок будет маленьким. Положите его себе прямо в сердце. Пусть он поселится там. Когда Вы будете смотреть вниз, Вы будете видеть его маленькое личико и сможете дать ему всю Вашу, так важную для него любовь.

Теперь представьте Вашу маму, когда она была в возрасте 4–5 лет, испуганную и жаждущую любви. Протяните ей свои руки и скажите, как Вы ее любите. Скажите, что она может на Вас рассчитывать, несмотря ни на что. Когда она успокоится и почувствует себя в безопасности, положите ее себе в сердце.

А теперь представьте своего отца маленьким мальчиком 3–4 лет, он тоже чего-то очень боится и громко безутешно плачет. Вы увидите слезы, которые градом катятся по его личику. Вы теперь знаете, как успокаивать маленьких людей. Прижмите его к своей груди и почувствуйте его дрожащее тело. Успокойте его. Пусть он почувствует Вашу любовь. Скажите ему, что Вы всегда будете рядом сним. Когда его слезы высохнут, пусть он тоже станет крохотным. Положите его к себе в сердце вместе с Вами и Вашей мамой. Любитеих всех, ибо нет ничего более святого, чем любовь к маленьким детям. В Вашем сердце достаточно любви, чтобы вылечить всю нашу планету. Но давайте вылечим сначала самих себя. Почувствуйте тепло, разливающееся по Вашему телу, мягкость и нежность. Пусть это дорогое чувство начнет менять Вашу жизнь.

VI. Рефлексия «здесь и теперь».

Поделитесь впечатлениями о выполнении этих двух упражнений. Что Вы чувствовали? Что получилось? Что нет? Почему? Как чувствуете Вы себя сейчас?

VII. Игра «Спички».

Назначение: снятие напряжения, усталости, развитие навыков свободного общения. В руках у участников спички. Каждый пытается обращаться сними, как с другими предметами (например: кинжал, птичка, расческа и т. д.). Остальные члены группы пробуют угадать, что в данный момент «находится в руках».

VIII. Погружение в детство (воспоминание первых обид).

Представьте себя как можно младше (2–3 года), постарайтесь вспомнить, когда, кто и как Вас обидел. Проанализируйте то Ваше состояние, применяя знание по структуре обиды. Изменилось ли Ваше отношение к обидчику? Стоит ли еще на него обижаться? Участники группы анализируют и обсуждают задание.

IX. Рефлексия «здесь и теперь»

Ответьте на вопросы: «Что нового Вы узнали на занятии сегодня? Что нового Вы узнали о себе, о других членах группы? Что Вы хотите пожелать сегодня друг другу в заключение?»

X. Домашнее задание.

Отработка умения «растворять» обиды, снижать это отрицательное состояние.

Занятие 8 (вина) (4 ч.)

Цели: познакомить участников группы с особенностями возникновения чувства вины, его структурой; усвоить методы снижения чувства вины; помочь осознать основные способы взаимодействия с другими людьми, способы реагирования в сложных ситуациях, умение регулировать процесс общения.

Примерное содержание занятия.

I. Разминка. Назначение: выработка свободного общения.

Игра «Не урони»: участники встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя каждый раз, какой предмет он обозначает, например: кирпич, хрустальная ваза и т. д. Тот, кто ловит мяч, должен изобразить, как бы он поймал этот предмет, соответственно его тяжести, хрупкости и т. д.

Игра «Не столкнись!»: группа делится пополам, обе подгруппы встают в затылок друг другу, держась за плечи впереди стоящего,
и под музыку начинают движение, «извиваясь змейкой», причем одна подгруппа движется по диагонали комнаты, а другая – по ее периметру. По сигналу ведущего подгруппа, идущая по диагонали, должна начать двигаться по периметру, другая – наоборот, по диагонали комнаты. При этом они должны стараться избежать столкновения.

II. Рефлексия.

Предлагается выполнить домашнее задание и поделиться успехами, неудачами, впечатлениями по поводу снижения чувства обида.

III. Информирование о чувстве вины, его структуре, противоположности его чувству обиды.

IV. Приемы снятия чувства вины и их усвоение с помощью:

1) притчи «Сучок и бревно» (Н. Пезешкиан), персидской истории «Разделенные заботы»;

2) упражнений с зеркалом, упражнения «Я одобряю все в себе», упражнения «Я заслуживаю» (Л. Хей);

3) уроков трансформации личности (Дж. Джампольски).

V. Рефлексия «здесь и теперь».

На этом занятии происходит чередование приемов усвоения саногенного мышления и обучениеим (снятия чувства вины) с методом рефлексии. По пункту 3 дается подробная информация о способах Дж. Джампольски преодолевать внутренние противоречия, особое внимание заостряется на 2 и 3 уроках. В середине четвертого этапа занятия с целью снятия усталости и напряжения проводится игра «Оркестр» (каждый участник выбирает себе какой-либо «музыкальный инструмент», кто-то становится «дирижером», избирается произведение, которое «оркестр» будет «исполнять». «Оркестр» на воображаемых инструментах «исполняет произведение, в котором солируют все по очереди»).

VI. Домашнее задание: отработка умения снимать чувство вины.

Занятие 9–10 (стыд) (4 ч.)

Цели: познакомить с особенностями появления чувства стыда, его структурой, положительными и отрицательными сторонами; показать различия между чувством вины и чувством стыда; усвоить приемы снижения чувства стыда; развить чувствительность к невербальным средствам общения.

Примерное содержание занятия.

I. Рефлексия.

Попытайтесь вспомнить, что Вам снилось этой ночью. Чем, по-Вашему, было вызвано это сновидение? Участники делятся впечатлениями от ночных снов. Ведущий узнает о выполнении задания на уменьшение чувства вины.

II. Разминка.

Назначение: снятие усталости, напряжения; концентрация внимания, включения в работу.

Игра «Молекулы». Все игроки – «атомы», которые беспорядочно движутся, а по сигналу ведущего объединяются в «молекулы» определенной ведущим величины (по 2, 3, 4, 5 «атомов»). «Молекулы» большей или меньшей, по сравнению с заданной, величины должны в течение 10 секунд перестроиться. «Атомы», не вошедшие в состав «молекул», выбывают из игры.

Игра «Это тяжело!»

1. Объясните членам группы, что в данной игре проверяется координация движений.

2. Участники могут расположиться где захотят: на стульях, столах или на полу либо остаться стоять.

3. Предупредите игроков, что выполнить это упражнение одним махом очень трудно. В таком случае они не будут разочарованы, когда потерпят неудачу.

4. Сначала каждый участник правой рукой рисует в воздухе круг, большой или маленький, как пожелает. Это довольно просто, и все смогут легко выполнить задание.

5. Затем каждый участник левой рукой рисует в воздухе крест. Это тоже легко. Все сразу смогут это сделать.

6. Далее дается задача посложнее: нужно выполнить оба движения одновременно. Некоторым покажется, что это практически невозможно. Обычно с заданием справляется только один из тридцати участников и очень редко – двое.

Варианты: участники сидят либо на стульях, либо на столе и правой ногой приблизительно полминуты описывают круги в воздухе. Продолжая описывать круги ногой, они пытаются правой рукой написать в воздухе свое имя. Это практически невыполнимо. Задание можно облегчить, если круги рисовать левой ногой, а имя писать правой рукой. С этим вариантом часто справляются несколько участников.

7. Обсудите с группой возможные причины возникших трудностей (это задание выполнять трудно, хотя на уровне нейронов или физическом уровне никаких препятствий для выполнения этого упражнения нет!). Объясните участникам, что если потренироваться,
то можно научиться выполнять этот трюк. Исходя из своего опыта расскажите, как долго нужно упражняться, чтобы овладеть этим искусством.

III. Информирование о чувстве стыда, его структуре, сходствах и различиях с чувством вины, отрицательные и положительные стороны стыда.

IV. Методы угасания чувства стыда:

1) усвоение способа «якорения» по НЛП;

2) обучение рефреймингу;

3) использование изменений в параметрах внутренних картин (яркости, размеров и т. д.).

V. Отработка и закрепление полученных знаний из области НЛП для снижения чувства стыда.

VI. Рефлексия «здесь и теперь».

Участники группы делятся впечатлениями от полученного нового опыта овладения саногенным мышлением.

VII. Домашнее задание.

Отработка способов НЛП: «якорения», рефрейминга, изменения образов внутренних картин.

Занятие 11–12 (зависть, тщеславие) (4 ч.)

Цели: познакомить с особенностями отрицательных эмоций – зависти, тщеславия; овладеть навыками снижения зависти, тщеславия; сформировать более адекватную самооценку; скорректировать личностные недостатки.

Примерное содержание занятия.

I. Рефлексия прошлого занятия.

II. Творческая разминка.

Проделаем следующее упражнение. Свободно расходимся по комнате. По команде «Стоп!» каждый застывает в той позе, в которой его застал сигнал. После этого, не изменяя зафиксированных поз, каждому участнику нужно снять у себя мышечные зажимы. Как только снимете зажим, говорите «Готово!».

Повторить несколько раз. Обсудить упражнение.

III. Экспресс-диагностика эмоционального состояния.

IV. Вопросы для обсуждения:

- что Вы думаете по поводу следующих утверждений: «Человек творится мыслью», «Мысль создает характер», «О чем думает человек, тем он и становится», «Злоба, критика других, чувство вины и страх создают все наши проблемы»?

- каким образом влияет наше позитивное мышление на наши чувства и поведение?

- зафиксируйте, что Вы думаете в данный момент. Это положительные или отрицательные мысли?

- какие способы помогают Вам снять отрицательные переживания?

Способы снятия отрицательных эмоций

Игра «Заросли».

Один из членов группы пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу остальными участниками – «густыми зарослями».

Игра «Ходьба».

Каждый член группы придумывает, что он будет изображать (например, «ходьбу над пропастью» или «движение против толпы» и т. п.). Затем каждый демонстрирует имитируемое действие, а остальные пытаются отгадать, что данный участник изобразил.

V. Информирование о чувстве зависти, тщеславии, их структуре.

VI. Методы снижения чувства зависти:

1) уроки трансформации личности (Дж. Джампольски);

VII. Игра «Зависть».

Игра настраивает на командную работу и учит подходить к решению проблем творчески.

1. При желании можно предварить это упражнение рассказом о различии между вертикальным и латеральным мышлением (по Эдварду де Боносу). Вертикальное – это традиционное логическое мышление, благодаря которому мы шаг за шагом продвигаемся в решении проблемы: если не можем заснуть, принимаем снотворное. Латеральное мышление делает «прыжок», пытаясь атаковать проблему с неожиданной стороны: для того чтобы заснуть, отмываем душевую и кухню до тех пор, пока не предпочтем заснуть, нежели продолжать заниматься уборкой.

2. Попросите участников разбиться на подгруппы по 4–5 человек.

3. Прочтите группе вслух или перескажите историю «Зависть», представленную ниже.

Жила-была на свете королева. Ее муж умер. Вдова жила одна со своей прекрасной дочерью в роскошном, но пустынном замке. В один прекрасный день в замке появился путешествующий принц. Он влюбился в принцессу, она ответила на его чувства, и принц попросил у королевы руку ее дочери.

Но королева была эгоистичной, завистливой женщиной. К тому же ей самой понравился молодой человек, и она хотела оставить его для себя. Королева была очень богата (даже дорожки ее сада были вымощены алмазами и рубинами), и она была готова отдать все свои богатства принцу, если он согласится жениться на ней. Однако принц отказался от заманчивого предложения, объяснив, что его самое заветное желание – провести свою жизнь с принцессой.
Однажды все трое гуляли по королевскому саду. Королева сказала: «Пусть сама судьба все решит за нас». Она сказала молодым людям, что положит в пустую шкатулку для драгоценностей алмаз и рубин. Затем принцесса, закрыв глаза, вынет один из драгоценных камней. Если это окажется рубин, принц женится на королеве. Если же принцесса вынет алмаз, то сможет выйти замуж за принца. Посомневавшись, принц и принцесса все-таки решили принять предложение королевы. Королева нагнулась, чтобы поднять камни. Однако принцесса заметила, что вместо алмаза и рубина мать взяла два рубина и положила одинаковые камни в шкатулку. Затем она предложила дочери не глядя вынуть один из камней и тем самым решить их судьбу.

4. Предложите участникам представить себя на месте несчастной принцессы, стоящей на тропинке в саду королевы и заметившей этот обман, и ответить на вопросы: «Что ты сделаешь? Какой совет можете дать принцессе, которая страстно хочет выйти замуж за принца?»

5. Каждая команда должна найти как можно больше вариантов выхода из затруднительного положения. На выполнение этого задания дается 10 мин. (Одно из возможных решений: принцесса достает камень из шкатулки, но тотчас же роняет его на тропинку, причем никто не успевает разглядеть, что за камень упал. Тогда она говорит: «Давайте посмотрим, какой камень остался в шкатулке. Так мы узнаем, вытащила я алмаз или рубин».)

6. Команды представляют на общем обсуждении найденные решения, группа пытается оценить каждое:

- насколько перспективно данное предложение?

- можно ли сказать, что данный совет – пример вертикального мышления?

- можно ли сказать, что данный совет – пример латерального мышления?

- какое предложение было самым оригинальным или элегантным?

VIII. Рефлексия «здесь и теперь».

Предложите участникам вспомнить сегодняшнюю работу в группе и продолжить следующие фразы: «Я понял…», «Меня удивило…», «Я почувствовал…», «Думаю…», «Сегодня меня раздражало…», «Мне очень понравилось…»

IX. Домашнее задание.

Отработка умения снижать чувство зависти

X. Игра, назначение которой – снять напряжение и развить межличностное доверие – «Мой сосед справа».

Включите быструю энергичную музыку, предложите встать
в круг и потанцевать. По вашему хлопку каждый должен имитировать то танцевальное движение, которое в момент сигнала выполнял сосед справа, затем танец продолжается и т. д. Игра заканчивается, когда каждому участнику вернется его собственное движение.

Занятие 13–14 (страх) (4 ч.)

Цели: познакомить с особенностями эмоции страха, ее строением; сформировать внимательное отношение друг к другу, доверие; развить умение чувствовать и понимать другого человека.

Примерное содержание занятия.

Это занятие целиком построено по принципу активного действия всех участников группы. Все упражнения направлены на доверие к людям, снятие чувства страха, но информация об этой эмоции дается лишь в конце занятия.

I. Выполнение упражнений.

Упражнение 1.

1. Каждый член группы только при помощи рук показывает два противоположных состояния (гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость и т. д.).

2. То же самое при помощимимики (без жестов).

3. То же самое при помощимимики и жестов.

После каждого упражнения идет рефлексивное обсуждение.

Упражнение 2. «Диалог руками».

Члены группы разбиваются на пары, закрывают глаза и пытаются понять состояние друг друга, отношение друг к другу только через прикосновение рук.

Упражнение 3. «Видение других».

Называется один из участников. Все вместе должны восстановить его поведение, настроение, высказывания, позы с самого начала занятия до данного момента.

Упражнение 4. «Доверяющее падение».

Один участник встает на стол спиной к остальным. Все берутся крепко за руки. Стоящий на столе должен не поворачиваясь, навзничь упасть на руки товарищей.

Упражнение 5. «Правда или ложь?»

Члены группы садятся по кругу, у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.

1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет.

2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что нет. При этом все мнения должны обосновываться.

3. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

Упражнение 6. Преодоление раздражительности.

Закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своих переживаниях. Представьте ситуацию, когда Вы больше всего раздражаетесь, или конкретного человека, вызывающего у Вас это чувство. Вызовите образ. Максимально активизируйте воображение, переживите ситуацию, когда Вы чувствуете, что этот человек раздражает Вас до последней степени. Расслабьте лицо и руки, дайте себе волевой приказ успокоиться и представьте, что Вы абсолютно терпеливы и не поддаетесь ни на какой его вызов. Что бы он ни делал в Вашем мысленном представлении, чтобы раздражать Вас, Вы должны быть терпеливы. Вам это удается. Похвалите себя, почувствуйте удовлетворение. Зафиксируйте, что Вам нравится Ваше новое поведение. Улыбнитесь. Растворите в Вашем воображении вызванный образ, отпустите его. Еще раз похвалите себя. Повторяйте это упражнение в различных вариациях, с разными людьми каждый день до тех пор, пока Вы перестанете чувствовать раздражительность в ответ на мелкие неприятности повседневной жизни. Таким образом Вы можете постоянно работать над собой, изменяя себя.

Рефлексия. Проанализируйте Ваши мысли, чувства, ощущения, возникшие в связи с выполнением этого упражнения.

Упражнение 7. Преодоление чувства униженности.

Сосредоточьтесь на своих переживаниях и осознайте те из них,
в связи с которыми Вы испытываете чувство унижения. Расслабьте лицо, руки. Успокойтесь. Прочувствуйте, что Вы человек, способный управлять своим внутренним состоянием. Испытайте гордость от этого чувства. Вспомните, что Ваш противник не может унизить Вас, если Вы не будете ощущать этого. Вспомните о чем-нибудь приятном и улыбнитесь. Улыбнитесь с насмешкой. Такая улыбка может быть достаточно болезненной для Вашего собеседника. Научитесь с помощью насмешливой или презрительной улыбки защищаться от людей, желающих унизить Ваше человеческое достоинство.

Рефлексия.

Упражнение 8. Формирование положительного настроя на весь день (с использованием фоновой музыки).

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, слегка откройте рот. Дышите ритмично, но не глубоко. Пусть дышит тело, тогда дыхание будет становиться все более поверхностным. Прочувствуйте, как Ваше тело обретает глубокую расслабленность. Попробуйте ощутить улыбку, но не на лице, а внутри себя. Улыбка озаряет все Ваше существо. Вы будто улыбаетесь животом.

Ваша улыбка мягкая, едва уловимая, подобная цветку розы, распустившемуся у Вас в животе и источающему аромат по всему телу. Почувствуйте, как вместе с улыбкой у Вас рождается хорошее настроение и удивительное чувство покоя и внутренней гармонии. Родив в себе такую улыбку, Вы будете счастливы в течение всего дня.
А теперь считаем до шести: «”Один“ – ноги легкие; ”два“ – руки легкие; ”три, четыре“ – сердце и дыхание совершенно нормальны; ”пять“ – лоб прохладный; ”шесть“ – руки сильные; глубоко вздохнуть, глаза открыть!» Вы чувствуете себя совершенно спокойно и бодро.

Это упражнение рекомендуется выполнять утром, чтобы положительно настроить себя на весь день.

II. Подведение итогов всего занятия. Рефлексия.

III. Информация по теории страха.

Занятие 15 (итог) (4 ч.)

Цели: подвести итоги тренинга по усвоению саногенного мышления; сформировать адекватное представление о себе и других.

Примерное содержание занятия.

I. Разминка. Игры «Сборщики», «Запретный плод».

II. Проективный рисунок красками «Я и мое состояние».

Участникам группы только в конце занятия говорится название рисунка и раскрывается смысл цветоэмоциональных связей. Этот рисунок – своеобразный итог участия в тренинге.

Дается задание: на белом альбомном листе бумаги в верхнем левом углу нарисуйте небольшое пятно какой-то одной краской. Затем в центре листа напишите имя. Посмотрите на рисунок и если хотите, добавьте цвета снова в пятно. Затем посмотрите на слова, написанные на доске: гордость, сила, слабость, покой, удивление, оптимизм, гнев, счастье, страх, пессимизм. Выберите одно из них и изобразите его красками в правом нижнем углу рисунка. Посмотрите на нарисованное вами имя. Если есть желание, можно его подкрасить. Затем соедините нижний правый угол с центром какой-либо желаемой Вами связью, чтобы это было одно целое. То же самое сделайте с левым верхним углом и центром. Посмотрите, чего еще не хватает в Вашем рисунке как в целостной композиции. Дорисуйте.

III. Рефлексия.

Подведение итогов проведения социально-психоло­гического тренинга по усвоению саногенного мышления.

IV. Обсуждение вопросов:

- что означает «принять себя»?

- какую роль играет в развитии личности позитивное самовосприятие, позитивная самооценка?

- от чего зависит формирование позитивной Я-концепции личности?

- что мы сами можем сделать для развития уважения к себе?

- почему так важно саногенное мышление?

- может ли личность сама сформировать у себя саногенное мышление?

- что лично Вам дал этот тренинг?

V. Экспресс-диагностика эмоционального состояния.

VI. Выполнение упражнения с зеркалом.

Возьмите зеркало, посмотрите себе в глаза и, произнеся свое имя, скажите: «Я люблю тебя и принимаю тебя таким (такой), каков(а) ты есть». Повторяйте это упражнение каждый день. Зафиксируйте ощущения, которые Вы испытываете, когда выполняете это упражнение.


<== предыдущая | следующая ==>
Качественное понятие о туннельном эффекте | Подготовка к диагностической контрольной работе за 5 класс

Date: 2015-05-19; view: 1562; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию