Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Калмыцкая боевая система

Арсланг Санджиев

(по материалам калмыцкого героического эпоса «Джангар»)

 

Калмыцкая боевая система – одна из самых эффективных систем рукопашного боя. Именно благодаря этому, калмыцким воинам удавалось одерживать блестящие победы, во многих кровопролитных сражениях. Из известных национальных боевых систем, включая восточные боевые искусства, мало какая может сравниться с ней по практическому применению, в реальных боевых действиях. Калмыцкая боевая система прошла проверку на прочность в разных «горячих точках», соприкасаясь с боевыми системами многих народов, постоянно развиваясь и совершенствуясь, на протяжении длительного времени, начиная еще с дочингисхановской эпохи и вплоть до первой четверти XIX века, т.е. до Отечественной войны 1812г. Надо заметить, что калмыцкие воинские национальные кавалерийские части активно сражались во всех войнах которые вела Россия за последние четыре столетия, в том числе во время Гражданской (1918-1920) и Великой Отечественной (1941-1945) войн.

Границы монголосферы (Монгольская империя) и ойратосферы (Джунгарское, Коконорское и Калмыцкое ханства), которые, по удачному определению известного калмыцкого историка Эренджена Хара-Давана, «были очерчены кривой монгольской саблей», в несколько раз превышали, размеры империи Александра Македонского и Римской империи, вместе взятых. Это говорит не только, о блистательном таланте полководцев монгольской (ойрат-калмыцкой) армии, но и о высококлассной боевой подготовке руководимых ими войск.

Заметим, что во времена активного практического использования этой боевой системы, еще не было широкого применения огнестрельного оружия. Войска противоборствующих сторон обязательно сходились врукопашную и там – на поле боя, в непосредственном контакте, когда в ход шли всевозможные приемы борьбы с холодным оружием и без него, в бескомпромиссной схватке не на жизнь, а на смерть, определялся победитель. Здесь же, в массовой битве, когда решающим фактором было не индивидуальное мастерство некоторых даже выдающихся воинов, что, разумеется, немаловажно, но, прежде всего, реальные возможности приемов рукопашного боя используемых всеми воинами, именно тогда и именно так определялась эффективность той или иной боевой системы.



Бесценный опыт огромного количества боев – тысяч и тысяч индивидуальных схваток воинов – не только служил показателем ее эффективности, но и неизменно повышал общий уровень самой системы рукопашного боя. Разумеется, закреплялись и развивались только самые лучшие и надежные приемы защиты и нападения, что, со временем, конечно же, приводило их в определенную систему, передававшуюся от поколения к поколению.

Одной из возможностей закрепления и передачи ценной информации, в том числе и в области боевых единоборств, в тот период, когда еще не было письменности, являлся национальный фольклор. Боевое искусство калмыцких воинов, зародившееся в «начале времен», в глубокой древности, и оттачивавшееся на протяжении многих веков, зафиксировано в калмыцком героическом эпосе «Джангар». В этом смысле «Джангар» можно назвать энциклопедией калмыцкой боевой системы. По всей видимости, эта система реального боя окончательно сформировалась в средние века, т.е. до появления и распространения огнестрельного оружия. Это понятно из одного только перечня видов оружия, упоминаемых в «Джангаре», в их числе:

1. Арм – дротик, пика;

2. Балт – секира (бердыш);

3. Елдң (маля) – плеть;

4. Җид – копьё;

5. Саадг – лук;

6. Үлд – меч;

7. Ахр үлд – короткий меч;

8. Шор болд – стальной штык;

9. Ханҗал – кинжал;

10. Цалм – аркан;

11. Модн – дубина:

12. Баһр дегә - крючья;

13 .Утх – нож.

Воин должен был владеть ими всеми: когда он собирался в поход, каждый из его побратимов-богатырей передавал ему свое оружие. При этом все они, как правило, выделяются мастерским умением обращаться с каким-либо одним излюбленным видом оружия. Например, Гюзан Гюмбе «славился черной холодной пикой своей», Савар Тяжелорукий – бердышем, Хонгор – мечом, Мергн Эрк Хар – луком, сам хан Джангар – копьем и так далее. Интересно, что иногда богатырское оружие имело индивидуальное имя, как, например, меч хана Джангара – «Билгин Шарвң».

Из всех упоминаемых в эпосе «Джангар» оружий совершенно по-особому выделяется маля (плеть). Видимо, это связано с тем, что она была самым распространенным видом оружия и имелась под рукой у каждого калмыка. Как известно, в умелых руках маля – это очень грозное оружие. Достаточно сказать, что ударом мали можно было убить волка. Одно из русских названий мали – «волкобой». В царские времена специальным указом калмыкам запрещалось носить с собой малю. Однако в реальной жизни это, конечно же, не соблюдалось, короткую прочную плеть носили все мужчины, и каждый мог ею умело пользоваться. Закономерно, что в калмыцком героическом эпосе с большой любовью, очень художественно и подробно описывается именно маля (әәрстин хар елдңг).



Из шкуры трехлетнего быка

Сердцевина ее сплетена.

Снаружи покрыта шкурой она

Четырехлетнего быка.

Напоминают узоры ее

Узоры на спине змеи.

Варили ее в слюне змеи,

Опускали в отраву ее,

Укрепляли на славу ее.

Взгляните на оправу ее:

Стальные пуговки на ней –

Сразу всех не сосчитать;

С красным шелковым ремешком

Сандаловая рукоять;

Стальная на самом конце ладонь:

Станешь бить – обожжет, как огонь!

Оружие, применяемое калмыцкими богатырями, как видим, относится только к тем или иным разновидностям холодного оружия. В каждой главе эпоса «Джангар» подробно описывается весь ход боевого единоборства богатырей, как с применением холодного оружия, так и без него. Надо отметить, что в текстах джангарчей – рапсодов разных школ богатырские битвы описываются практически одинаково, т.е. ими строго выдерживается даже такие подробности, как последовательность применения оружия, способы нанесения ударов, варианты бросков, болевых приемов, способы удержания, конвоирования и т.д. Все это и дает нам твердое основание говорить о калмыцкой боевой системе или, как сейчас принято называть, – боевом искусстве.

Немаловажное место в подготовке богатыря к походу (к бою) занимало его облачение в богатырские доспехи:

Хонгор обулся в пару своих

Кровяно-красных прекрасных сапог –

Что может быть лучше в мире их!

Только одно закаблучье их

Выстрочило двести девиц,

А голенища прекрасных сапог

Тысяча выстрочила девиц.

Рубаха была надета на нем

Цвета неувяды-травы.

Три драгоценных бешмета на нем.

Надел боевые латы он.

Пояс надел богатый он…

Дорогой атласный кафтан

В десять тысяч кибиток ценой

На плечи себе накинул он.

Шлем набекрень надвинул он.

Вот некоторые обязательно упоминаемые элементы экипировки воина:

1. Алтн дуулх – золотой шлем;

2. Бииз – безрукавка, бешмет;

3. Бүс – пояс;

4. Бүшмүд – кафтан;

5. Һосн – сапоги;

6. Киилг – рубашка;

7. Лувц – кольчуга;

8. Хуйг – панцырь;

Сюда же необходимо отнести также:

9. Туг – знамя

10. Дугту – чехол для знамени.

Одежда калмыцкого воина была важна не только чисто функционально, но и эстетически. Именно поэтому сам процесс облачения в богатырские доспехи в эпосе «Джангар» всегда выделяется как яркий эпизод. Видимо, важную роль здесь играет не материальная, хотя и очень важная сама по себе, но что еще важнее – моральная составляющая. Облачение воина в доспехи – есть элемент его психологической подготовки к бою, это целый ритуал, возведенный чуть ли не культ, который помогает ему настроиться на решительную схватку. То же самое относится и к такому часто встречаемому эпизоду, как питие арзы – горячительного напитка. Это нужно воину, чтобы в самый ответственный момент он мгновенно достиг нужной ему кондиции в плане морально-психологической подготовки:

Из огромной желтой фарфоровой чаши,

Что подносят семьдесят человек,

Хонгор испил арзы

Подряд семьдесят один раз.

Горячее сердце его

Забилось в груди,

Двенадцать отваг

Стали грудь распирать,

Десять белых пальцев

Сжались в кулак.

Зоркими черными глазами

Двенадцать раз он вращал,

И стали они подобны глазам

Нападающего кречета.

Заметим, что принятие необходимой дозы горячительного напитка герою нужно не для поднятия настроения, а для того, чтобы быть максимально готовым на самые решительные действия. Проводя параллели с современным спортом, наверное, здесь можно увидеть аналогии с применением допинга. Однако в этом случае непременно надо иметь в виду то, что на кон здесь поставлена не медаль, не слава, не деньги и даже не жизнь человеческая, а нечто несоизмеримо весомее – свобода народа и независимость Родины. Кроме всего прочего, этот эпизод лишний раз показывает тесную связь эпоса с жизнью.

В эпосе «Джангар» довольно часто встречаются места, где подчеркивается особая важность морально-этических качеств воина. Например, богатырь Санал Суровый Смуглолицый один явившись во вражеский лагерь, гордо заявляет:

Я черно-пестрое знамя сорву,

Я ваше знамя в куски изорву,

И лоскутья спрячу в карман,

Как повелел мне великий хан.

Эти строки говорят не только о решительном настрое нашего героя, но, и о том, что знамя было символом независимости и господства, а его утеря или захват противником считались позором, было равносильно поражению. Поэтому главный вывод, который следует из приведенного короткого отрывка – в калмыцком национальном менталитете, а значит и в сознании воина-калмыка, очень важное место занимает именно моральный фактор. Будущий воин с детства воспитывался таким образом, что всегда твердо помнил: «Залу күүнә үкл – эҗго эрм цаһан көдәд», (смерть мужчины – в широком безлюдном месте). Другими словами, он должен был отдать свою жизнь на поле боя без всяких ожиданий прижизненных почестей или же посмертной славы, только лишь из побуждений священного воинского долга перед своим народом.

«Сәәдүдин хорн келиг яахв?» (куда деваться от ядовитых попреков знати?), «му нер яһнач?» (что делать с опозоренным именем?) – вот те вопросы, которыми мучается богатырь в чужом краю. Единственное, чего страшился воин – это бесславная потеря имени и чести из-за неисполнения приказа хана и взятых на себя обязательств перед обществом. Говоря об Алом Льве Хонгоре, рапсоды подчеркивают в первую очередь, не его силу и мощь, но – храбрость: «Страха не ведал в бою/Этот прославленный исполин./Нет вблизи и вдали/Равных духом геройским ему» и именно поэтому – «Он – гордость богатырей земли!».

Когда богатырь Строгий Санал заявляет: «Смельчака, что затронет меня,/С одного я размаха сражу», ясно, что богатырь мог вступать в бой только в случае необходимости. В этом плане показателен также и другой отрывок эпоса:

«Хотя сила льва из львов

Исполина Алого Хонгора

В семь раз превосходит

Силу Баатр Хара Джилган-хана,

Но хан удачливее в семь раз.

Эти качества уравнивают вас,

Помиритесь».

Богатырь Мингйан перед тем, как нанести удар врагу, предупреждает его:

- Би танд һар күрч бәәхмн угав, (не я наношу вам удар)

Богд Җаңһр һар күрч бәәнә! (это Священный Джангар бьет вас).

Воин был готов не причинять вреда противнику и даже примириться с ним, если тот выказывал свою лояльность. Для калмыцкого богатыря, схватка – это только крайний вариант развития событий, к которому надо было быть всегда готовым, однако это отнюдь не означало неуважение к противнику, безрассудную удаль и бахвальство.

То, что воин должен быть стойким, готовым к суровым испытаниям и достойно переносить любые трудности и лишения, показано в сцене пытки богатыря-златоуста Ке Джилгана в стане врагов:

В золотой дворец Торлок

Привели Ке Джилгана,

Ему в скулы стали вкручивать альчик.

«Какова же сноровка

У богатырей Джангара?» - спрашивали у него.

Ке Джилган сидел, не ведая страха.

Характерно, что в калмыцком героическом народном эпосе четко указываются только две уважительные причины доблестной смерти настоящего воина:

1. от копыт быстрого скакуна;

2. от острого (ледяного) лезвия:

Хурдн мөрни турунла

Харһад үкв чигн һундл уга бишгъю,

Хурц мөсин ирлә

Харһад үкв чигн һундл уга бишгъю!

Таким образом, можно констатировать, что морально-волевая подготовка была важнейшим элементом калмыцкой боевой системы, без чего победа воина в бою считалась просто немыслимой. В самом сжатом виде она сводилась к емкой фразе, четкой психологической установке, энергетически заряженной до крайне возможного предела: «әгрв – атхм ясн (истлеет – горсть костей), асхрв – ааһ цусн» (прольется – чаша крови). Во всем мировом фольклоре и литературе трудно найти другой пример, где бы столь лаконично, просто, ясно, ярко и образно было выражено абсолютное презрение к смерти.

Осознание этой истины означало для воина самую важную победу, которую только может одержать человек – победу над своими сомнениями, внутренним страхом, чувством тревоги от непредсказуемости последствий, неуверенности в своих силах, то есть – победу над самим собой. Воин, воспитанный в таком духе, становился действительно непобедимым: даже если он и уступал в бою более сильному и многочисленному врагу, все равно моральная победа всегда оставалась на его стороне, так как он сражался до последней капли крови.

 

***

 

Развитие собственно физических кондиций калмыцкого воина, конечно же, занимало важное место в системе его подготовки. Это видно, хотя бы по тому неписанному закону, что прежде чем богатырь отправлялся в поход, он, как правило, подвергался всеобщему осмотру, как, например, Хонгор – Алый Лев:

Разобрав подробно его,

Исследовав со всех сторон,

Обсудив достоинства все,

Воинство сошлось на том,

Что лоб – Маха-Галовой силой силен,

Что в темени сила Очир-Вани,

Макушка же силе Зунквы сродни.

Решили: лопаток его ширина

Семидесяти саженям равна.

Решили: бедер его ширина

Восьмидесяти саженям равна.

Решили: стан в середине своей

Сорока достигает локтей.

Наделен он силой двенадцати львов,

В руках его – сила восьми тысяч шулмусов.

Сидел он пред ними на седле,

Стоял он пред ними на земле,

Рассмотрен по всем законам был, -

Решили: героем он конным был

И пешим непревзойденным был.

Плохих примет найти не смогли.

Со всей определенностью можно утверждать, что данная часть текста, вернее, его начало, – относится к самому позднему по времени периоду формирования эпоса. Здесь четко указаны требования, предъявляемые гармонично развитому воину, совершенному бойцу сравнительно не так давно – несколько веков назад. Примечательно, что мы опять наблюдаем приоритет морально-духовных и интеллектуальных качеств. Если же говорить о чисто физических параметрах, то видно, что воин должен иметь пропорционально развитую мускулатуру: в равной степени должны были быть сильными мышцы туловища, рук и ног. Это нужно было потому, что он должен был одинаково хорошо сражаться и на коне, и в пешем строю. Обладатель только таких физических данных мог быть тем, о котором в эпосе сказано: «Он – стотысячных полчищ краса./Он – стотысячных полчищ гроза!» (Санал Строгий Смуглолицый о Хонгоре).

Какие физические свойства особо ценились, а, значит, и развивались у калмыцких воинов в первую очередь? Каждый из них должен был уметь: «искрой взлетев, оказаться в седле» (резкость, быстрота), скакать без привалов «семью семь – сорок девять дней» (выносливость), «разбежавшись с расстояния версты, у самого края войска подпрыгнуть и попасть на дворцовый карниз» (координация, прыгучесть), проникнуть «когда войско уснуло, через щели в четырнадцати дверях в середину золотого дворца Торлок» (ловкость, выдержка) и т.д. Также, разумеется, всемерно поощрялась физическая мощь: Гюзан Гюмбе, к примеру, «славился силой великой своей», Савар Тяжелорукий «сбрасывал он любого с коня, – /Так велика была сила его!».

***

Одним из доблестных подвигов богатыря был угон лучшего табуна из вражеского стана, что, разумеется, имело глубокий смысл. Таким образом, враг лишался мобильности и поэтому был обречен на поражение. Воин на коне имел огромное преимущество перед пешим воином во многих отношениях: в скорости, мобильности, маневренности, мощи и т.д. Именно поэтому многие века, вплоть до появления пушек и автоматического оружия, кавалерия была главным родом войск во всех армиях мира. Удар на полном скаку копьем, мечом, малей или любым другим оружием, не говоря уже о стрельбе из лука, многократно увеличивал силу и поражающую мощь, делал его смертельно опасным.

В поединке богатырей многое зависело от соответствующих качеств их коней. В тексте эпоса есть много мест, показывающих согласованное взаимодействие воина и его коня в самые разные моменты боя. Например, в таких эпизодах, как: наезды лошадью на врага, уходы от ударов, избавление от попавших стрел, вынос с поля боя раненного хозяина и т.д. Всадник составлял со своим конем одно целое. В дальнем походе конь для него был самым близким существом. В трудных ситуациях богатырь обращается за советом именно к своему коню. И в самый критический момент боя, когда колеблется чаша весов то в одну, то в другую сторону, воин находит необходимую моральную поддержку в своем коне и это придает ему дополнительную силу и энергию.

Самым сложным видом рукопашного боя, конечно же, является поединок всадников. Трудность в этом случае заключается в том, что все приемы нужно делать на большой скорости, одновременно управляя конем. Воин на коне не только стрелял из лука, метал пику, дротик, крючья и аркан, но и бил копьем, палицей, бердышем, рубил мечом и даже схватывался с противником врукопашную. То есть, фактически, это был мастер-многоборец.

Техника стрельбы из лука позволяла стрелять быстро и метко:

- татад-татад тальвна;

- деләд-деләд тальвна;

- цәәтлнь татад;

- цәклтлнь татад;

- улан чиг өсртл татад;

- улан һолынь зөрүләд тальвад;

- дуһрн халцад…

Или:

Хоолын хойр товчан тәәләд йовгсинь үзәд,

Хооларнь тас харвад,

Толһаһинь өсргәд оркв.

В необходимых случаях стрельба могла вестись стоя в седле.

Техника работы калмыцкого богатыря с оружием включала элементы быстрого выхватывания из ножен (үлдиг суһ татад) и различные способы ударов, в том числе: (мечом)

- хәәкрәд чавчад;

- эргүлн чавчад;

- үклдтл чавчад;

- сән, мууһинь йилһн чавчад;

- савн чавчад;

- түлкн чавчад;

- хүмн (хомин) чавчад;

- хойр-һурв һатлн чавчад;

- кесг чавчад;

- тас өгәд;

- хойра тас цокад;

- далн нег суляд;

- босн ишклн цокад;

- мөлт цокад;

- на цокад;

- кү цокад;

- дәврн цокад;

- альвулл уга цокад;

- ташр-ташр цокад;

- давсгин экәр дола-нәәм сиичләд;

- далыннь баяһар дарлцад;

- ар хойр далынь балв цокад;

- далн хойр холькад авад;

- оһтурһуд күргҗ хаяд,

орчлңд күргл уга хойра кеһәд;

- барун солһа хойр һартан селм бәрәд;

- киисәрнь шувт шааһад;

- мөрнә шүрүтәһәр ирҗ цокад;

- хойр һардҗ цокад;

- һаринь тас чавчх;

- үлд суһ татад, һарһн цокад;

(малей)

- маляһарн толһаһинь дәврүләд,

дола-нәәм дарад;

- хавсинь маляһар хамхлад;

(пикой, копьем)

- армар мөчҗ авад;

- армдан торһад;

- ташр-ташр армдад;

- арман әмн улан һолднь зөвлн дәврәд;

- армарн өргәд;

- армарн өлгәд;

- армар мөчҗ авад;

- җид дегц чичәд…

Использование этих и других ударов позволяло воину бить быстро и сильно:

«Смелость барса в железо вложил, –

Разрубил с размаху врага!»

Техника, применяемая калмыцкими воинами в борьбе без оружия, также была разнообразной и эффективной. Перечислим только некоторые наиболее часто используемые приемы:

Борьба в стойке, захваты:

- әрә көлин чигчәһәр торад, хәрү дәврәд;

- шүүрн хәрү бәрлдәд;

- бас бәрлдәд;

- авн-авн сегсрлдәд;

- барун һараснь шүүрч авад;

- таш-баш бәрлдәд;

- тоңһа татлдад;

- ташр-башр орклцад;

- нүрс гиһәд авад;

- арслңгин сәәхн мекән һарһад,

аль сәәхн идән һарһад;

- ар авад ачад;

- барун бйәснь шүүрн гихнлә, зүн бийәрнь һәрәдәд;

- таша деерән дола-нәәм сегсрәд;

- гүн шүүрәд бәрлдәд;

- дәкн дәврн орад.

Броски:

- сарвс гиҗ авад, барун (зүн) там тал шивәд;

- гедргән авч цокад;

- ширәәннь өмн бийднь авч цокад;

- шаргнулҗ хаяд;

- алс-булс хайлцад;

- күм тач авад, хайяд;

- ард хормаһаснь атхад, хайяд;

- ора деегәр шивәд;

Болевые приемы:

- һар, көлинь хуһлад;

- өрчд ташаг шигдәһәд;

- элк түргүр тошулад дарад;

- маңнаһарнь дөшүләд;

- барун (зүн) хәврһнь хадрад;

- зүркнь шу татад;

- тәвл уга дарад;

- күзүнднь тоха шигдәд дарад;

Ударная техника:

- үй ясинь хамх цокад...

- ачн-ачн цоклдад;

- яснднь күргн ташад;

- деегүрн цокад;

- тавгинь серлзүләд цокад;

- ухань будң болтл гүвдәд;

- толһа дуунг болтл гүвдәд;

- зун нәәмн алд сунтл гүвдәд;

- барун һараснь бәрәд гүвдәд;

- халхарнь ташад;

- һараснь хүрүләд гүвдәд;

- ардан гүвдәд;

- өөр дөрвн түүвиг догдлтл цокад;

- ар, өмнән өндән-өндән селҗ цокад;

- маңна хоорнднь цокад;

- дәврн цокад;

- ачн цокад;

- амн нурһарнь цокад;

- булцртлнь тохалад;

- толһаһинь долан тоха дор ортл тохалад;

- далднь тоха тальвад;

- сеериннь ясиг балв тохалад;

- дөрвн мөчинь телн тохалад;

- цееҗнь балр болтлнь девсәд;

В рукопашной схватке бойцы старались в первую очередь («арһ мек хойрар») поразить болевые точки противника, в частности:

- хаңһа нәәмн сеернь;

- күдр хар хавснь;

- ардаснь;

- давсгиннь экнь;

- хар махнь;

- белкүснь;

- бөөрнь;

- далнь;

- амн нурһнь;

- маңна хоорнднь;

- күңкргнь;

- әәвлхнь (ханжалыг дөрү дүнгә дүрәд);

- һолынь (хумха хурһарн татҗ);

- зооһин махнь…

Последствия нанесения ударов в болевые точки были весьма тяжелыми:

Уха-сегәнь алдрад киисв.

Или же:

Таңһл билгинь таслад,

Тавн ухаһинь тараһад,

Эргдг хар нүднәнь җитх тасрулад,

Элвг сәәхн хоңһр мөрнәннь

Дел теврүләд оркв.

Весьма важным элементом калмыцкой боевой системы было удержание и конвоирование поверженного противника. Каждый воин обязан был знать эту технику, которая при всем разнообразии неизменно сводилась к следующим действиям:

Эмәлин бүүрг деер көм дарад,

Дөш болгсн сәәр деернь

Дөрвн хар савринь

Тәкл болһҗ күләд һанзһлав.

Или:

Сарвһр цаһан тавгинь

Сәәр деернь күләд,

Домб цаһан далын мөөрсн деер

Дондалһҗ күләд.

Интересно отметить, что в некоторых случаях воин, проникнув ночью во дворец спящего врага, как правило, превосходившего его физически, предпочитал вести схватку «зулынь чимкҗ унтраһад, барун һарнь чавчад». Возможно, что тем самым усиливался элемент внезапности.

В решающий момент схватки определяющую роль играл психологический настрой бойца. Вот почему этому компоненту подготовки воина всегда уделялось очень серьезное внимание. В самый напряженный момент боя богатырь восклицал уран хана Джангара:

Десять тысяч крашенных пик

Поразили воина в грудь.

Десять тысяч бешеных пик

Поразили Чалого в грудь.

Барсу гневным обличьем тогда

Стал подобен суровый Санал.

Крикнул грозное слово Санал –

“Джангар” было кличем тогда!

Реальный бой всегда проходит как комбинированная схватка, в котором применяются все виды оружия, используются все приемы борьбы и ударной техники. Одним из ярких и показательных примеров тому является поединок Хонгора Алого Льва с богатырем Того Бюсем:

Әәрстин хар елдңгүдәр,

Тер үгин сүүлд (после психологического воздействия)

Маляһар цоклдҗана, (работа с малей)

Килһн шар үлдәр

Ораһасн авн

Охр сүл күртлән цокв чигн,

Үлдин ир дахн бүрлдәд бәәнә хоюрн. (работа с мечом)

Алтн баран шар цоохр армар

Эгц-эгц шааһад сегсрлдв хоюрн,

Бас чигн юмн болл уга бәәв. (работа с копьем)

Армар болш уга болад,

Арвн цаһан хурһарн

Мөрни хурдар ирәд,

Татлдв чигн

Мөрни нәәмн турун сольвлдтл,

Мөрн деерәсн хоюрн

Гүврл уга бәәв. (верховая борьба на конях)

…Тәкин арсн шалвриг

Тәкм деерән эвкәд,

Буһин арсн шалвриг

Бульчң деерән эвкәд, (подготовка к рукопашному бою)

Үүдн эңгтә

Көк Кивр саадг

Өрч талан хәләлһәд зогсҗана. (подготовка к стрельбе)

…Саадгар хав чигн, (стрельба из лука)

Дарцг цаһан чеежднь тусв,

Хар болд үзүрнь

Хәрү шантрад унв. (стиль «төмр киилг»)

Бас Теңгрин Төгә Бүс

Дәкн хан гиҗәнә.

Бас чигн дөрү дүңгә

Шантрад хәрү унв. (стиль «төмр киилг»)

Зер-зевәр болш уга болад,

Хараданаһар шүүрлдәд, (стиль ласточки)

Бууринәһәр эрглдәд, (стиль верблюда)

Бух кевтә чишклдәд, (стиль быка)

Буур кевтә нүрлдәд (стиль верблюда)

Таш-баш бәрлдв. (рукопашный бой)

Буур кевтә нүрлдҗ ирәд, (прием передвижения)

Авн-авн сегсрлдәд, (выведение из равновесия)

Ачн-ачн цоклдв. (ударная техника)

Уул һатц көмллдәд, (бросковая техника)

Усн һатц цоклдад, (ударная техника)

Хоңһрин хойр көлинь

Һазрт күргл уга өргәд авв.(прием захвата)

Цокн гисн бийнь,

Арһта күүнә үрн болад,

Ар көлин чигчәһәр дөңнәд, (боевая стойка)

Дөрвн өдр, дөрвн хонгт торлцв. (контрприем)

…Арвн хойр сүрәнь

Амн өөднь деврәд,

Арвн цаһан хурһнь

Альхн талан үүмлдәд, (психологический настрой)

Бамбан улан бүсәснь авад, (захват)

Зөг шар тохаг (ударная техника)

Амн нурһнднь элкдәд дарв; (освобождение от захвата)

Хар махинь цумлад, (ударная техника)

Яснднь күртл (ударная техника)

Орад одв тоха; (болевой прием)

Нег элкдҗ дарад, (ударная техника)

Хойр дарад, һурвдхларн, (повтор приема)

Хойр көлән һазрт күргәд авв. (боевая стойка)

Авн-авн сегсрлдж, йовад, (выведение из равновесия)

Ачн-ачн цоклдҗ йовад, (ударная техника)

Теңгрин Төгә Бүсиг

Хад чолунд кев ортлнь цокв. (бросковая техника)

Сурҗ бәәнә:

«Залу күүнә һундл гидг, һундлан кел,

Алтычин суһлнав». (уважение к сопернику)

«Нанд һундл уга,

Эврәнчн дурн», – гив. (презрение воина к смерти)

Белкүсәрнь тас өгәд, (ударная техника)

Хойр кеһәд хайв.

Воины, как видим, по ходу боя использовали различное оружие и все возможные приемы рукопашного боя в зависимости от обстоятельств. Ритм боя был рванный, бойцы активно передвигались, ими применялась различная бросковая и ударная техника, в том числе и болевые приемы. Использовав все возможности дальнего боя (стрельба из лука, метание копья) и боя с применением различного вида оружия, воины сошлись врукопашную. Бой был равным, жестоким и чаша весов колебалась то в одну, то в другую сторону, но, в конечном счете, победа доставалась более техничному бойцу. Хонгор победил своего очень сильного противника, применив бросок с захватом пояса. Вырвавшись от смертельного захвата врага с помощью болевого приема, он со страшной силой ударил того об валун. Данный поединок можно считать классикой применения приемов калмыцкой боевой системы на практике. Только на примере одного лишь этого боя можно судить о сложности и эффективности данного вида боевого единоборства.

У монголоязычных народов до настоящего времени сохранились и культивируются такие национальные виды спорта, как упоминаемые в эпосе «Джангар» һурвн марһа (три вида состязаний): 1.урлда (верховые скачки) 2.сум харвлһн (стрельба из лука) 3. ноолдан (схватка, борьба). Они, собственно говоря, и составляют основу калмыцкой боевой системы. Если отнять любую из перечисленных видов, то сама система в этом случае будет выглядеть ущербной. Поэтому мастером калмыцкой боевой системы мог быть только воин, одинаково хорошо владевший всем комплексом: сложной техникой единоборств на максимально возможной скорости (на скаку), (в пешем строю), с оружием и без него. Комплексный характер единоборства давал воину возможность быть всестронне подготовленным к схватке с любым врагом. Недаром лучший из лучших бойцов всех времен и народов, величайший воин, несравненный Хонгор Алый Лев считал несмываемым позором для себя, если бы он проиграл бой только одному, даже очень сильному противнику: «Һанц күүнд даргдв» гих/Алдр му нериг яһнач? (одному человеку поддался – от такого великого срама куда денешься?).

 

***

Ушло в прошлое «время длинных мечей», но всегда, пока человек будет оставаться человеком, неизменно будут востребованы лучшие его качества: смелость, решительность и сила, храбрость, ловкость и выносливость, мужество, доблесть и честь. А значит, люди всегда будут восхищаться подвигами древних богатырей, брать с них пример в преодолении всяческих трудностей, закалять дух и тело.

Нам, калмыкам, повезло в том плане, что мы имеем, ни с чем не сравнимое счастье, чтения эпоса «Джангар» в подлиннике, на языке оригинала, черпая из этого неиссякаемого источника народной мудрости. Я абсолютно уверен, что каждое новое поколение будет постоянно искать, находить и открывать в нем, что-то свое, еще не познанное. Здесь нас ждет много удивительных открытий, в том числе и в плане развития и укрепления моральных и физических качеств нашей молодежи. Одним таким очень перспективным направлением является возрождение и развитие калмыцкой боевой системы. Эта система, реально доказавшее свою жизнестойкость на протяжении многих веков, «законсервирована», вернее, «закодирована» в нашем эпосе. Задача тех, кому это дано свыше, реанимировать ее и сделать достоянием всех. Культивирование своей национальной боевой системы, несомненно, окажет положительное влияние на физическое, и, что еще важнее, – на нравственное самочувствие нашего народа, нашей молодежи.

 

Выдающийся русский поэт, переводчик «Джангара» С.И.Липкин в послесловии к юбилейному изданию эпоса (1990) писал: «Хочется обратить внимание читателей на одно удивительное место в поэме, свидетельствующее о, можно сказать, необычном преклонении калмыков перед своим народным эпосом. Одного из героев эпоса, богатыря Хонгора, просят спеть на пиру «Джангар»

Звонкую, волшебную песнь,

Гордую, хвалебную песнь
Сыновей бессмертной земли.

И вот, когда Хонгор запел о себе самом, о своей удали и силе, запел о своих соратниках,

-Тогда не выдержал джангарчи,
Стали щеки его горячи,
Вышел он из себя, закричал:
«Эх, и могучее племя они,
В наше бы жили время они!»

Трудно найти в поэзии более сильные строки, говорящие о бессмертии искусства, о бессмертии народа.

В дни Отечественной войны мне довелось служить в части, состоявшей главным образом из калмыков. Почти в каждой землянке я видел экземпляр «Джангара» на калмыцком или русском языках. Сержант Эрдни Деликов, Герой Советского Союза, о подвиге которого сообщило Совинформбюро, после того как из противотанкового ружья уничтожил, один за другим, три вражеских броневика, воскликнул, истекая кровью: «Калмыки, потомки Джангара, никогда не отступают!».

Исторический путь калмыцкого народа способствовал тому, что идеалом калмыка всегда был и остается воин – защитник родной земли, отечества. Это оказало огромное влияние на утверждение общественных приоритетов и определило шкалу традиционных моральных ценностей, культивируемых в калмыцком обществе. Бессмертные строки «Джангара» были известны каждому калмыку и воспитывали в нем все эти качества с самых ранних лет.

Прославленный военачальник, Герой Советского Союза, генерал-полковник Ока Иванович Городовиков в предисловии к юбилейному изданию эпоса «Джангар» (1940) писал: «Мне вспоминается, какой радостью было для нас, калмыцких детей, собраться степной весенней ночью в войлочной кибитке и слушать, затаив дыхание, вдохновенную песнь народного певца – джангарчи – о «золотом веке» древних богатырей, об их подвигах и приключениях.

В годы гражданской войны мне приходилось в Конной Армии быть свидетелем необычайной силы воздействия «Джангара» на слушателей. Когда во время привала, после трудного и утомительного перехода, убелённый сединами джангарчи пел о героях народной эпопеи, которые скакали, «дневок не делая днем, не спя по ночам», красноармейцы-калмыки распутывали своих скакунов и с утроенной яростью мчались навстречу врагу».

С именем Джангара и Хонгора калмыки всегда храбро защищали свою Родину. И сегодня, в начале третьего тысячелетия, подвиги бессмертных бодынгов – богатырей страны Бумба – учат нас беззаветной любви к своей отчизне, бескорыстному служению родному народу, бесконечному моральному и физическому самосовершенствованию, внушают мужество и оптимизм.

 




<== предыдущая | следующая ==>
В результате получаем общее решение системы | Тучные земли





Date: 2015-04-23; view: 490; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.065 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию