Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос II. Картина мира. Основные подходы к пониманию мироздания ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Отношение человека и мира люди выражают в своем мировоззрении. Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и определенные различия. Общая картина мира – это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных – социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира – задача всех областей знания. С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение – это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока – созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение – способ построения и обоснования картины мира. Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее и обоснованнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это – основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод – способ; логос – учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле. Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру. В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира. Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную концепцию, модель Вселенной и места человека в ней. Картина мира помогает человеку обрести чувство близости к миру, делает его более понятным и осмысленным. Целенаправленность конкретных поступков человека невозможна без общего представления о мире в целом, на основании которого человек выстраивает свое поведение. Поэтому человек и стремится создать простую и ясную картину мира. С понятием «картина мира» сопряжено понятие «мировоззрение». Основная задача преподавателя в этом вопросе – раскрыть соотношение этих двух базовых концептов. Мировоззрение указывает не столько на мир сам по себе, сколько в первую очередь на наше отношение к нему. Разумеется, в реальной жизни объективное и субъективное тесно связаны, поэтому картина мира органично переходит в мировоззренческие представления и непосредственно сопряжена с ними. Картина мира всегда мировоззренчески окрашена и непременно включает в себя ценностные суждения. Особо следует остановиться со студентами на вопросе: Что такое «мир» в концепте «картина мира»? Под мир ом чаще всего понимается действительность, взятая как целое, схваченная в некотором ее качественном единстве. Исторически существующие картины мира могут формироваться либо стихийно в процессе повседневной жизни, либо являются итогом сознательной деятельности философов, ученых, религиозных пророков. Картины мира могут быть монистическими, если исходят из единого основания, дуалистическими, – если в рамках универсума полагаются два начала (материя и дух). Если же онтологических начал много, то можно говорить о плюралистической точке зрения. Каждая из возникающих в общественном сознании картин мира включает в себя несколько стабильных компонентов: ü онтологические характеристики мира: единый или множественный, материальный или идеальный, статичный или динамичный, развивающийся; ü представления о пространстве и времени как неотъемлемых атрибутах нашей жизни и бытия мира; ü положение человека в мире, включая концепцию происхождения и перспектив человечества, возможностей человека как рода, системы ценностей и целей людей; ü язык и понятийный аппарат; ü смысловой центр: бог, или человек, или независимые от нас объекты (в науке), т.е. обесчеловеченная реальность; ü общее устройство мироздания, вселенной и его характеристика. Типология картины мира: 1. религиозная картина мира – это форма мировосприятия, основанная на иррациональной вере людей в наличие сверхъестественных сил, которые решающим образом влияют на жизнь человека и окружающий мир. Этот тип миропонимания отличает: ü принципиальное удвоение мира, его разделение на два мира: мир природный, естественный и мир божественный, потусторонний. Эти два мира тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга; ü наша реальность – не самостоятельна и не самодостаточна, она – результат или проекция другой, истинной реальности (Бога) и поэтому носит производный, тварный характер; ü эмоционально-ценностное восприятие мира и человека, на основе которого формулируются моральные нормы и принципы, исходящие от Абсолюта; ü поиск высших целей и смыслов; ü высокая степень абстрактности и необъяснимости фигуры бога; ü провиденциализм. 2. обыденная картина мира – это эклектичная форма миропонимания, присущая всем людям в их повседневной жизни. Она характеризуется: ü мир воспринимается как единый и единственный – в силу его непосредственной чувственной переживаемости; ü пространство этого мира человекоразмерно и антропоцентрично, оно строится вокруг человека и обживается им; ü повышенный уровень субъективизма и эмоциональности; ü упрощенно-схематичный и прагматичный подход к окружающему миру; ü человек, его жизнь воспринимаются как безосновная и беспредпосылочная данность, как факт, который есть, а потому нет смысла копаться в отвлеченных и далеких от повседневных нужд вопросах, в делах давно минувших дней и в абстрактных проблемах; ü значительное влияние стереотипов и установок на сознание и поведение людей; ü ограниченность познавательных возможностей человека, невысокий уровень развития культуры и навыков мышления. В повседневной жизни человек вполне понимает свою временность, конечность существования, но эмоционально стремится жить так, как будто смерти нет (парадокс). 3. научная картина мира – это рациональное, систематизированное, обоснованное и достоверное представление о мире на основе принципа презумпции естественных причин действительности. Этот тип мировоззрения ориентирован на объективность и доказательность, логическую упорядоченность знания и на экспериментальную проверку любых положений и мнений. Научное мировосприятие отличается точностью и обобщенно-понятийным характером. Оно стремится быть свободным от ценностных суждений и эмоций. Здесь целесообразно установить связь с предыдущим вопросом. Картины мира очень разнообразны, но все они строятся вокруг отношения «человек – мир». На этом различении строятся две основные ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской. Все объективистские концепции отдают приоритет миру, полагая при этом, что он так или иначе объективен, т.е. не зависит в своем существовании и свойствах от субъекта, от его желаний и человеческого способа видения (Г. Гегель и К. Маркс). А субъективизм фактически заменяет общий для всех живущих субъектов мир на множество «мирков». Я – сам себе Вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения. Вся иная действительность преломляется через мое уникальное «я», потому вообще трудно сказать, есть ли что-нибудь объективное. Все зависит от меня, и мир как бы сплавляется со мной, становится моей проекцией, результатом моей активности. Границы между «я» и миром размываются при доминировании личностного начала (Ж.П. Сартр). Все огромное «пространство» между этими двумя крайними полюсами и составляет необъятное поле философского поиска. Ведь важнейшей философской проблемой является вопрос: что в мире – от нас, а что – от самого мира? Что зависит от человека и что не зависит? Не впадая в крайности, следует сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь, – это сплав субъективного и объективного, рационального и внерационального. И эта сложная диалектика каждый раз рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке. При этом философы обсуждают проблему человека и мира на понятийном языке и ничего не берут просто на веру. В заключение следует раскрыть основные особенности и параметры философской картины мира. Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения любой направленности является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам. Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности. Основные черты философской картины мира и философского мировоззрения: ü концептуальная обоснованность, аргументированность и логичность; ü целостность мировосприятия, установка на осмысление мира в единстве всех его сторон и аспектов; ü систематичность и упорядоченность; ü универсальность; ü критичность. Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.
Date: 2015-05-18; view: 1292; Нарушение авторских прав |