Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что это значит: педагогическая антропология?
- Это все о человеке, но под педагогическим углом зрения. (Академик Борис Бим-Бад, присутствующий при нашем разговоре, добавляет: "Педагогическая антропология - это не что иное, как знание о человеке как о воспитателе и воспитуемом. До начала 30-х годов педагогическая антропология успешно развивалась в нашем отечестве под именем педология. Педология была первой репрессированной наукой, выкорчеванной вместе с ее носителями. Как можно догадываться, потому что она слишком много рассказывала грустных тайн о человеческой природе: о природе лидерства, о природе тирании, о природе агрессивности, о природе человеческой низости. Впрочем, в той же степени подробности, как и о природе подвига".) Вам знакомо понятие "цвет"? - У меня есть светоощущение. То есть я не абсолютно слепой, а практически: отличаю свет от темноты, а цветоощущения нет. Я только могу угадать, что светлое, что темное и где-то посередине. И все. Наверняка вы знакомы с творчеством слепоглухонемой писательницы и ученого Ольги Скороходовой (Ольга Ивановна Скороходова, 1916 г. р., потеряла слух и зрение в пять лет. Тем не менее благодаря методике профессора Ивана Соколянского смогла научиться говорить, читать и писать. За ее литературным творчеством внимательно следил Алексей Максимович Горький. Была сотрудницей Института дефектологии АПН СССР). - Естественно. Я с ней был знаком лично. - Перед встречей с вами я прочитал ее книгу "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир". И в ней она пишет, что, как это ни парадоксально, более ранняя потеря слуха и зрения является облегчающим фактором в воспитании и обучении слепоглухонемого. - Я такого тезиса у нее не помню. И не согласен с ним. Я лично считаю, что мне крупно повезло в том отношении, что я поздно оглох, поздно - в педагогическом смысле. Зрение я потерял в трехлетнем возрасте. А вот слух - в девятилетнем. И в плане общего развития этого было уже достаточно, чтобы читать. А потеряй я слух одновременно со зрением, мы с вами могли бы и не беседовать сегодня. (Александр Васильевич оказался прав только отчасти. Позднее я уточнил, что данное высказывание встретилось мне в предисловии к книге Скороходовой (М., 1956 г.) и принадлежит оно известному советскому психологу, разработавшему систему обучения и воспитания слепоглухонемых детей, Ивану Афанасьевичу Соколянскому, учителю Скороходовой. Вот цитата из Соколянского: "Исследуя роль срока наступления слепоглухонемоты (хотя бы и в разные периоды), мы приходим к довольно неожиданному для читателя выводу, а именно: является ли преимуществом или недостатком более поздняя потеря слуха и зрения для последующего развития слепоглухого? Такая постановка вопроса многим может показаться парадоксальной. Кажется бесспорным и очевидным, что наличие остатков зрительных и слуховых впечатлений, а тем более остатков речи, хотя бы в виде следов, является положительным фактором для последующего умственного развития слепоглухого. И уже покажется совершенно парадоксальным утверждение, что оглохшие и ослепшие не только не имеют преимуществ перед лицами с врожденной слепотой и глухотой, а наоборот, - значительно уступают им, и работа с оглохшими и ослепшими сложнее, чем со слепыми и глухими от рождения или рано (до сформирования речи) потерявшими слух и зрение; можно вывести, как правило, - чем раньше утрачены слух и зрение, тем успешнее будет работа со слепоглухонемыми; другими словами - педагогическая работа со слепоглухонемыми более успешна, чем со слепоглухими". - А.В.) Date: 2015-05-18; view: 689; Нарушение авторских прав |