Корпоративная система управления рисками и cфopмированная в ее рамках аналитическая база позволят обеспечить подготовку обоснованных управленческих решений и возможность более гибкой адаптации холдинга «РЖД» в условиях быстро меняющейся конъюнктуры транспортного
и товарного рынков, с одной стороны, и внутренних структурных преобразований в холдинге «РЖД»,
с другой стороны. Кроме того, управление рисками обеспечит сохранение доверия со стороны частного капитала и крупнейших международных инвесторов при реализации совместных проектов, а также позволит в долгосрочной перспективе сохранить высокий кредитный рейтинг ОАО «РЖД». 
| Категория рисков
| Риски
|
| Макроэкономические
| Снижение объемов предъявляемых к перевозке грузов.
|
| Риск незапланированных колебаний объемов перевозок, превышающих пропускную способность отдельных участков железных дорог.
|
| Ухудшение структуры промышленного и сельскохозяйственного производства.
|
| Снижение уровня доходов населения.
|
| Рост цен на потребляемые холдингом «РЖД» товары и услуги.
|
| Ограничение тарифов ОАО «РЖД».
|
| Снижение инвестиционной и деловой активности.
|
|
|
| Рыночные
| Снижение доли холдинга «РЖД» в высокорентабельных сегментах транспортного рынка.
|
| Рост внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции.
|
| Опережающее развитие альтернативных видов транспорта, в том числе за счет ускоренного внедрения инноваций.
|
| Рост доли иных участников рынка за счет холдинга «РЖД».
|
| Отставание уровня технического развития и оснащенности смежных видов транспорта.
|
| Создание и выход на проектную мощность международных транспортных коридоров в обход территории России.
|
| Дефицит производственных мощностей поставщиков продукции для холдинга «РЖД».
|
| Финансовые
| Риск изменения значений параметров рынка (процентные ставки, курсы валют, стоимость ценных бумаг или товаров) и других параметров финансовых инструментов, являющихся объектами сделок, заключаемых холдингом «РЖД».
|
| Кредитные риски.
|
| Риск неисполнения или исполнения не в полной мере контрагентом холдинга «РЖД» своих обязательств.
|
| Риск нерегулируемого роста цен поставщиков в условиях жесткого государственного регулирования тарифообразования на основные виды услуг холдинга «РЖД».
|
| Риски трудовых ресурсов
|
| Сокращение притока новых кадров начиная с 2007 года вследствие демографического кризиса начала 90-х годов.
|
| Ухудшение качества трудовых ресурсов.
|
| Усиление диспропорций в структуре трудовых ресурсов, представленных на рынке.
|
| Уменьшение трудоспособного населения в отдаленных регионах вследствие развития урбанизации общества.
|
| Риск снижения привлекательности профессий в сфере железнодорожного транспорта.
|
| Снижение уровня образования в средних и профессиональных учебных заведениях.
|
| Репутационные
| Снижение позиций ОАО «РЖД» в рейтингах международных агентств.
|
| Снижение деловой репутации ОАО «РЖД» вследствие недостаточного уровня корпоративной культуры его работников.
|
| Снижение информационной прозрачности холдинга «РЖД».
|
| Политические
| Сохранение жесткого государственного тарифного регулирования.
|
| Сохранение жесткого государственного тарифного регулирования.
|
| Ужесточение экологических требований.
|
| Ужесточениезаконодательства(транспортного, налогового и др.).
|
| Ухудшение межгосударственных отношений.
|
| Локальные военные действия.
|
| Риски реформирования
| Рост цен со стороны ДЗО после продажи их акций инвесторам.
|
| Перепрофилирования деятельности ДЗО.
|
| Недружественное поглощения ДЗО.
|
| Техногенные и природноклиматические
| Аварии на промышленных объектах, связанных с обеспечением работы холдинга «РЖД».
|
| Техногенные аварии на смежных видах транспорта (прежде всего, в акваториях морских портов и на основных автотрассах).
|
| Пожары, стихийные бедствия в районах деятельности холдинга «РЖД».
|
| Научно-технические и технологические
| Применение новых энергоносителей и энергосберегающих режимов на альтернативных видах транспорта.
|
| Повышение грузоподъемности автомобилей и судов.
|
| Категория рисков
| Риски
|
| Производственно-технологические
| Отставание развития инфраструктуры от увеличения грузов и пассажиропотоков.
|
| Сбои при организации логистических схем доставки грузов.
|
| Нарушение плана формирования поездов и графика движения поездов.
|
| Нарушение безопасности движения.
|
| Снижение эффективности использования подвижного состава.
|
| Недостоверность прогнозных данных по объемам, направлениям и структуре грузопотоков.
|
| Несоответствие действующих технологических процессов организации перевозок требованиям к качеству транспортного продукта.
|
| Риск несоответствия качества и ассортимента предоставляемых услуг новым требованиям клиентов.
|
| Риск несоответствия качества работы информационных систем растущим требованиям по объемам и качеству перевозок.
|
| Технические и ресурсные
| Несоответствие структуры парка вагонов холдинга «РЖД» структуре предъявляемых грузов.
|
| Сохранение высокого уровня износа основных фондов.
|
| Дефицит погрузочно-разгрузочной техники, соответствующей параметрам новых перевозочных средств.
|
| Дефицит ремонтных мощностей.
|
| Риск неверного (необоснованного) выбора поставщиков продукции и услуг для холдинга «РЖД».
|
| Нарушение сроков и условий поставок материальных ресурсов.
|
| Поступление и использование недостоверной информации от грузоотправителей по объемам и структуре перевозок.
|
| Риск использования некачественной и неполной информации о потребителях услуг холдинга «РЖД».
|
| Риск несанкционированного использования конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности холдинга «РЖД».
|
| Инвестиционные
| Неверное обоснование и ошибочный выбор новых инвестиционных объектов.
|
| Снижение доходности и необеспечения плановой рентабельности инвестированных средств.
|
| Отсутствия четких гарантий объемов перевозок от грузовладельцев при реализации инфраструктурных инвестиционных проектов.
|
| Риски структурных преобразований
| Угроза нарушения технологических процессов холдинга «РЖД» и, как следствие, значительные финансовые потери.
|
| Роста цен на товары и услуги для холдинга «РЖД», предоставляемые выделяемыми ДЗО.
|
| Угроза потери финансовой устойчивости и риск банкротства ДЗО.
|
| Снижение рентабельности холдинга «РЖД» вследствие некомпенсируемого вывода высокорентабельных ДЗО.
|
| Снижение рентабельности холдинга «РЖД» вследствие некомпенсируемого вывода высокорентабельных ДЗО.
|
| Cнижение стоимости активов и капитализации холдинга «РЖД» в случае неэффективной работы ДЗО.
|
| Монополизация отдельных сегментов рынка.
|
| Риск неэффективной адаптации выделенного ДЗО к рыночным условиям.
|
| Финансовые
| Риск потери ликвидности.
|
| Имущественные риски.
|
| Операционные риски.
|
| Бухгалтерские риски.
|
| Бюджетные риски.
|
| Кадровые
| Недостаточное соответствие профессионального уровня персонала потребностям холдинга «РЖД».
|
| Риск дальнейшего увеличения числа работников предпенсионного возраста.
|
| Отток высококвалифицированных кадров вследствие недостаточной мотивации и снижения конкурентоспособности заработной платы работников холдинга «РЖД» по сравнению с другими отраслями.
|
| Нарушения техники безопасности труда по вине персонала.
|
| Управленческие
| Снижение управляемости структурами холдинга «РЖД».
|
| Риск неэффективного подбора, расстановки и управления кадрами.
|
| Нарушения трудовой дисциплины.
|
| Принятие необоснованных управленческих решений.
|
| Неисполнение принятых решений в установленные сроки.
|
| Недостижение целевых экономических и производственных результатов деятельности холдинга «РЖД».
|
| Недостаток информации для поддержки принятия управленческих решений.
|
| Сбои и отказы в работе управленческих информационных систем.
|
| Риск неисполнения параметров реализуемых проектов (превышение бюджета, неисполнение сроков, недостижение целей проекта).
|
Управления рисками и снижения их негативного влияния осуществляется по нескольким сценариям.