Корпоративная система управления рисками и cфopмированная в ее рамках аналитическая база позволят обеспечить подготовку обоснованных управленческих решений и возможность более гибкой адаптации холдинга «РЖД» в условиях быстро меняющейся конъюнктуры транспортного
и товарного рынков, с одной стороны, и внутренних структурных преобразований в холдинге «РЖД»,
с другой стороны. Кроме того, управление рисками обеспечит сохранение доверия со стороны частного капитала и крупнейших международных инвесторов при реализации совместных проектов, а также позволит в долгосрочной перспективе сохранить высокий кредитный рейтинг ОАО «РЖД».
Категория рисков
| Риски
|
Макроэкономические
| Снижение объемов предъявляемых к перевозке грузов.
|
Риск незапланированных колебаний объемов перевозок, превышающих пропускную способность отдельных участков железных дорог.
|
Ухудшение структуры промышленного и сельскохозяйственного производства.
|
Снижение уровня доходов населения.
|
Рост цен на потребляемые холдингом «РЖД» товары и услуги.
|
Ограничение тарифов ОАО «РЖД».
|
Снижение инвестиционной и деловой активности.
|
|
Рыночные
| Снижение доли холдинга «РЖД» в высокорентабельных сегментах транспортного рынка.
|
Рост внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции.
|
Опережающее развитие альтернативных видов транспорта, в том числе за счет ускоренного внедрения инноваций.
|
Рост доли иных участников рынка за счет холдинга «РЖД».
|
Отставание уровня технического развития и оснащенности смежных видов транспорта.
|
Создание и выход на проектную мощность международных транспортных коридоров в обход территории России.
|
Дефицит производственных мощностей поставщиков продукции для холдинга «РЖД».
|
Финансовые
| Риск изменения значений параметров рынка (процентные ставки, курсы валют, стоимость ценных бумаг или товаров) и других параметров финансовых инструментов, являющихся объектами сделок, заключаемых холдингом «РЖД».
|
Кредитные риски.
|
Риск неисполнения или исполнения не в полной мере контрагентом холдинга «РЖД» своих обязательств.
|
Риск нерегулируемого роста цен поставщиков в условиях жесткого государственного регулирования тарифообразования на основные виды услуг холдинга «РЖД».
|
Риски трудовых ресурсов
|
Сокращение притока новых кадров начиная с 2007 года вследствие демографического кризиса начала 90-х годов.
|
Ухудшение качества трудовых ресурсов.
|
Усиление диспропорций в структуре трудовых ресурсов, представленных на рынке.
|
Уменьшение трудоспособного населения в отдаленных регионах вследствие развития урбанизации общества.
|
Риск снижения привлекательности профессий в сфере железнодорожного транспорта.
|
Снижение уровня образования в средних и профессиональных учебных заведениях.
|
Репутационные
| Снижение позиций ОАО «РЖД» в рейтингах международных агентств.
|
Снижение деловой репутации ОАО «РЖД» вследствие недостаточного уровня корпоративной культуры его работников.
|
Снижение информационной прозрачности холдинга «РЖД».
|
Политические
| Сохранение жесткого государственного тарифного регулирования.
|
Сохранение жесткого государственного тарифного регулирования.
|
Ужесточение экологических требований.
|
Ужесточениезаконодательства(транспортного, налогового и др.).
|
Ухудшение межгосударственных отношений.
|
Локальные военные действия.
|
Риски реформирования
| Рост цен со стороны ДЗО после продажи их акций инвесторам.
|
Перепрофилирования деятельности ДЗО.
|
Недружественное поглощения ДЗО.
|
Техногенные и природноклиматические
| Аварии на промышленных объектах, связанных с обеспечением работы холдинга «РЖД».
|
Техногенные аварии на смежных видах транспорта (прежде всего, в акваториях морских портов и на основных автотрассах).
|
Пожары, стихийные бедствия в районах деятельности холдинга «РЖД».
|
Научно-технические и технологические
| Применение новых энергоносителей и энергосберегающих режимов на альтернативных видах транспорта.
|
Повышение грузоподъемности автомобилей и судов.
|
Категория рисков
| Риски
|
Производственно-технологические
| Отставание развития инфраструктуры от увеличения грузов и пассажиропотоков.
|
Сбои при организации логистических схем доставки грузов.
|
Нарушение плана формирования поездов и графика движения поездов.
|
Нарушение безопасности движения.
|
Снижение эффективности использования подвижного состава.
|
Недостоверность прогнозных данных по объемам, направлениям и структуре грузопотоков.
|
Несоответствие действующих технологических процессов организации перевозок требованиям к качеству транспортного продукта.
|
Риск несоответствия качества и ассортимента предоставляемых услуг новым требованиям клиентов.
|
Риск несоответствия качества работы информационных систем растущим требованиям по объемам и качеству перевозок.
|
Технические и ресурсные
| Несоответствие структуры парка вагонов холдинга «РЖД» структуре предъявляемых грузов.
|
Сохранение высокого уровня износа основных фондов.
|
Дефицит погрузочно-разгрузочной техники, соответствующей параметрам новых перевозочных средств.
|
Дефицит ремонтных мощностей.
|
Риск неверного (необоснованного) выбора поставщиков продукции и услуг для холдинга «РЖД».
|
Нарушение сроков и условий поставок материальных ресурсов.
|
Поступление и использование недостоверной информации от грузоотправителей по объемам и структуре перевозок.
|
Риск использования некачественной и неполной информации о потребителях услуг холдинга «РЖД».
|
Риск несанкционированного использования конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности холдинга «РЖД».
|
Инвестиционные
| Неверное обоснование и ошибочный выбор новых инвестиционных объектов.
|
Снижение доходности и необеспечения плановой рентабельности инвестированных средств.
|
Отсутствия четких гарантий объемов перевозок от грузовладельцев при реализации инфраструктурных инвестиционных проектов.
|
Риски структурных преобразований
| Угроза нарушения технологических процессов холдинга «РЖД» и, как следствие, значительные финансовые потери.
|
Роста цен на товары и услуги для холдинга «РЖД», предоставляемые выделяемыми ДЗО.
|
Угроза потери финансовой устойчивости и риск банкротства ДЗО.
|
Снижение рентабельности холдинга «РЖД» вследствие некомпенсируемого вывода высокорентабельных ДЗО.
|
Снижение рентабельности холдинга «РЖД» вследствие некомпенсируемого вывода высокорентабельных ДЗО.
|
Cнижение стоимости активов и капитализации холдинга «РЖД» в случае неэффективной работы ДЗО.
|
Монополизация отдельных сегментов рынка.
|
Риск неэффективной адаптации выделенного ДЗО к рыночным условиям.
|
Финансовые
| Риск потери ликвидности.
|
Имущественные риски.
|
Операционные риски.
|
Бухгалтерские риски.
|
Бюджетные риски.
|
Кадровые
| Недостаточное соответствие профессионального уровня персонала потребностям холдинга «РЖД».
|
Риск дальнейшего увеличения числа работников предпенсионного возраста.
|
Отток высококвалифицированных кадров вследствие недостаточной мотивации и снижения конкурентоспособности заработной платы работников холдинга «РЖД» по сравнению с другими отраслями.
|
Нарушения техники безопасности труда по вине персонала.
|
Управленческие
| Снижение управляемости структурами холдинга «РЖД».
|
Риск неэффективного подбора, расстановки и управления кадрами.
|
Нарушения трудовой дисциплины.
|
Принятие необоснованных управленческих решений.
|
Неисполнение принятых решений в установленные сроки.
|
Недостижение целевых экономических и производственных результатов деятельности холдинга «РЖД».
|
Недостаток информации для поддержки принятия управленческих решений.
|
Сбои и отказы в работе управленческих информационных систем.
|
Риск неисполнения параметров реализуемых проектов (превышение бюджета, неисполнение сроков, недостижение целей проекта).
|
Управления рисками и снижения их негативного влияния осуществляется по нескольким сценариям.