Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Темперамент. Его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности
Темперамент - это совокупность индивидуальных, относительно устойчивых психодинамических свойств личности, проявляющихся в поведении, деятельности человека. В отличие от других составляющих компонентов психики темперамент относительно устойчивое образование, поскольку его физиологической основой выступают унаследованные человеком нейродииамические свойства нервной системы, которые влияют на быстроту усвоения им знаний, формирования навыков. Эти свойства окрашивают его поведенческие акты, создают определенный индивидуальный стиль деятельности, специфическую для каждого человека динамику приобретения тех или иных, например профессиональных, навыков и т.п. Нейродинамические свойства нервной системы и обусловленные ими свойства темперамента влияют на перцептивные процессы, память, внимание, двигательные навыки человека; эти свойства в большей степени определяют не то, что он делает, а то, как он делает. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера, динамические особенности поведения человека, выражается в его индивидуальности. Вот почему темперамент нельзя отделить от личности: он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью. Различные сочетания силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов определяют, по И. П. Павлову, индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности, темперамент. Эти сочетания составляют разные типы нервной системы (рис. 4.1), служат физиологической основой традиционно описываемых в литературе четырех типов темперамента: а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы лежит в основе сангвинического темперамента; б) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы соответствует флегматическому темпераменту; в) сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения соответствует холерическому темпераменту; г) слабый тип нервной системы определяет меланхолический темперамент. Сангвиник характеризуется несколько пониженной сенситивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, эмоциональной подвижностью, пластичностью, лабильностью, экстравертированностью. Обладатели этих свойств темперамента обычно весьма деятельны, продуктивны в работе, особенно если она вызывает у них живой интерес. Они подвижны, легко приспосабливаются к новым условиям, умеют легко вступать в контакты с людьми, однако испытывают затруднения при выполнении длительных, монотонных операций. Холерик отличается повышенной возбудимостью, высокой реактивностью, активностью, повышенной эмоциональной возбудимостью, экстравертированностью, ускоренным темпом реакций. Холерики нередко демонстрируют повышенную возбудимость, неуравновешенность поведения, определенную цикличность в работе - от страстного увлечения делом до полной апатии, сопровождающейся временной бездеятельностью. При отрицательном воспитательном воздействии в поведении холерика чаще могут проявляться несдержанность, сниженный самоконтроль, избыточная агрессивность в эмоционально напряженных, конфликтных ситуациях. Флегматик характеризуется пониженной сенситивностью, низкой реактивностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, замедленным темпом реакций, интровертированностью. Люди с чертами флегматического темперамента более уравновешенны, основательны в работе, успешно трудятся там, где требуется методичность, упорство, кропотливое отношение к делу. В числе недостатков флегматика следует отметить некоторую инертность, малоподвижность, необходимость дополнительного времени для переключения от одного вида занятий к другому. Меланхолик отличается повышенной сенситивностью, невысокой реактивностью и сниженной активностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, отрицательной окраской эмоций, эмоциональной ранимостью, интровертированностью. В силу того, что процессы торможения у меланхолика преобладают над процессами возбуждения, сильные отрицательные раздражители могут воздействовать деструктивным образом на его поведение и деятельность в целом. Поэтому люди, наделенные в значительной мере свойствами меланхолического темперамента, чаще испытывают повышенную тревожность, более подвержены стрессу, чаще переоценивают характер угрозы, легче становятся жертвами правонарушений насильственного характера.
14. Характер и воля в структуре личности. В психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив, Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит. Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степи к отношению этих объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое, проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности., личности человека. Воля - это сознательная психическая активность, регулирующая поведение, деятельность человека и направляющая его на преодоление каких-либо препятствий на пути к достижению поставленных целей при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля всегда связана с сознанием человека, уровнем развития его личности. Как писал СЛ. Рубинштейн, "становление воли - это становление субъекта, способного к самоопределению"1. Воля - составной элемент сложных целенаправленных умышленных актов поведения человека. Она является мощной побудительной силой, входящей в мотивационную сферу поведения, в том числе противоправного. В то же время некоторые преступления совершаются только потому, что субъект не может мобилизовать свою волю, чтобы противостоять своим желаниям и влечениям. Наличие воли, волевой регуляции поведения в структуре целенаправленной деятельности человека свидетельствует об умысле на совершение им тех или иных действий, а в случае противоправного их характера - об умышленной вине в содеянном. О том, что у субъекта снижен уровень волевой регуляции, нарушена способность руководить своими действиями, могут свидетельствовать психологические критерии "порока воли", а также чисто оценочные объективные критерии, которые могут быть выявлены в ходе судебного заседания при решении вопроса о признании недействительности гражданско-правовой сделки. К психологическим критериям сниженной способности руководить своими действиями в пределах психической нормы относятся: - сниженный уровень интеллекта, существенно осложняющий принятие человеком важных для него решений в нестандартных ситуациях, в условиях когнитивного диссонанса, затрудняющий прогнозирование, планирование им своих последующих действий; - наличие определенных устойчивых черт характера, составляющих в своей совокупности синдром так называемой сниженной волевой устойчивости, формирующих "конформный тип" личности человека, решения которого очень часто принимаются под влиянием каких-то внешних, порой случайных обстоятельств, под воздействием группового мнения. Ведущими свойствами характера таких лиц являются повышенная тревожность, постоянная озабоченность, избыточная осторожность, чрезмерная подозрительность, мнительность, склонность к усложнению происходящих вокруг событий, отсюда неуверенность в себе и в своих возможностях, отсутствие инициативы, самостоятельности, смелости в выборе собственной линии поведения, достижении поставленной цели, сниженный самоконтроль; - заниженные самооценка, уровень притязаний, вызывающие у субъекта чувство собственной неполноценности, постоянное ожидание всевозможного рода неудач; - наличие в мотивационной сфере личности в качестве ведущих мотивов избегания неудачи; - сниженный уровень эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости) личности, затрудняющий осуществление субъектом должный волевой контроль за своими эмоциями и поведением.
Date: 2015-05-09; view: 1370; Нарушение авторских прав |