Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н3С- СН2-СН-СН3- изо-алкан. 1 page





|

3

Эти два вида углеводородов очень стабильны при нормальной температуре, однако, при повышенных температурах скорость реакции у нормальных алканов выше скоростей реакций, протекающих с изо-алканами. Детонационная стойкость изо-алканов намного выше, чем у нормальных алканов.

 

Агрегатное состояние алканов

1. n= 1…4  газообразные алканы;

2. n= 5...15  жидкие алканы ;

3. n≥ 16  твердые алканы.

б) Цикланы образуют гомологический ряд с общей формулой. Они стабильны при нормальной температуре. Их детонационная стойкость занимает промежуточное положение между изо– и нормальными алканами. Структурные формулы циклоалканов обычно изображаются сокращенно в виде правильных многоугольников с числом углов, соответствующих числу атомов углерода в цикле.

 

2. Ароматические углеводороды (арены). Это бензол и его производные.

С6Н6  бензол. Является хорошим антидетонатором.

Органические соединения, состоящие из углерода и водорода и содержащие бензольные ядра. Простейшие и наиболее важные представители ароматических углеводородов – бензол (I) и его гомологи: метилбензол, или толуол (II), диметилбензол, или ксилол, и т. д. К ароматическим углеводородам относятся также производные бензола с ненасыщенными боковыми цепями, например стиол (III). Известно много ароматических углеводородов с несколькими бензольными ядрами в молекуле, например дифенилметан (IV), дифенил C6H5–C6H5, в котором оба бензольных ядра непосредственно связаны между собой; в нафталине (V) оба цикла имеют 2 общих атома углерода; такие углеводороды называются ароматические углеводороды с конденсированными ядрами.

 

 

ЭЛЕМЕНТНЫЙ СОСТАВ НЕФТИ И ФРАКЦИОННЫЙ СОСТАВ НЕФТИ

 

С= 82÷87%, Н=11÷15%, S= 0,1÷ 7%, О=1,5%, N=2,2%. Сера входит в состав нефти в виде меркаптанов RSH (R= CH3·, С2Н5·- радикалы), суьфидов, дисульфидов.

Производимые промышленностью топливо и масло содержат различные группы углеводородов. Поэтому введено понятие фракции, которое характеризует группы углеводородов, выкипающие при перегонке нефти в определенном интервале температур.



Так, например, бензиновые фракции, включающиеся в себя как насыщенные, так и ароматические углеводороды, выкипают в интервале ~ 80-190оС.

 

ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ

Способы:

1. Первичная переработка  разделение нефти на фракции без изменения группового состава углеводородов (перегонка, ректификация). Используются автоматизированные комплексы, в состав которых входят: атмосферная ректификационная колонна, вакуумная ректификационная колонна, блок вторичной перегонки бензина и др. блоки.

В результате перегонки получают следующие продукты: бензин(20%), керосин (16-18%), дизельное топливо (20%), мазут (40-60%), легкое масло (7-8%), среднее масло (8%), тяжелое масло (7%), а также парафин, церезин и т.д. (см. плакат в лаборатории).

2. Вторичная переработка  разделение нефти на фракции с изменением группового состава углеводородов. Вторичная переработка нефти основана на методах термической деструкции (крекинг, риформинг). К методам крекинга относятся: термический крекинг, гидрокрекинг, каталитический крекинг, к риформингу- каталитический риформинг. Процессы деструкции протекают при высоком давлении (20-190 атм), высоких температурах (370-550 ˚С), а также в присутствии катализатора (каталитический крекинг и риформинг).

 

АВТОМОБИЛЬНЫЙ БЕНЗИН

Состоит из углеводородов с числом атомов углерода в цепи алканов от 5 до 12 (С5С12), ρ= 700÷780 кг/м³.

Бензин – это смесь легких углеводородов, выкипающих в интервале 30-205 ˚С. Бензин производят путем смешения компонентов первичной перегонки нефти, продуктов крекинга, риформинга и присадок.

Важнейшие свойства бензина: давление насыщенных паров, температура помутнения, температура начала кристаллизации, температура застывания, вязкость, теплоемкость, испаряемость.

Одной из тестируемых характеристик бензина является температуры перегонки, при которых снимают зависимость количества сконденсировавшихся в холодильнике компонентов топлива от температуры. Такую зависимость называют фракционным составом бензина (фракция- это группа углеводородов, выкипающая в определенном интервале температур).

ГОСТ регламентирует 5 температур перегонки:

1. Температура начала перегонки (по первой капле)

tнк – температура начала кипения

2. Температура перегонки, при которой конденсируется 10% от исходного объема бензина, t10;

3. t50;

4. t90;

5. Температура конца перегонки (по началу падения температуры паров), tкк (конец кипения).

Бензин различается не по фракционному составу, а по видам:

1. летний (t90 не выше 180˚С, tкк не выше 195˚С);

2. зимний (t90 не выше 160˚C, tкк не выше 185˚С).

Температуры перегонки можно использовать для оценки эксплуатационных качеств бензиновых двигателей:

1.tнк не ниже 35˚С (летний бензин

2. t10 не выше 70˚C – летний, не выше 55˚С – зимний.



3. t50 не выше 100˚C – зимний, не выше 115˚С – летний.

4. t90<180˚C – летний, <160˚С – зимний.

Указанные параметры температур характеризуют:

а) tнк, t10, потери при перегонке- пусковые свойства, образование паровых пробок.

б) t50- скорость прогрева двигателя, расход топлива в пусковом режиме.

в) t90, tкк, остаток в колбе- полнота испарения, смывание смазки с поршневых колец, образование нагара, разжижение масла, остаток.

 

ДЕТОНАЦИОННАЯ СТОЙКОСТЬ БЕНЗИНА

 

Несоответствие марки бензина параметрам двигателя может вызвать детонационное сгорание топлива, сопровождающееся характерным металлическим стуком, повышением дымности отработавших газов. Это связано с самовоспламенением части рабочей смеси, горение которой приобретает взрывной характер. При детонации скорость распространения пламени в камере сгорания увеличивается с 15–20 до 1500–2500 м/с. Детонация не дает возможности достичь высокую степень сжатия горючей смеси.

Детонационная стойкость бензина характеризуется октановым числом (ОЧ). В качестве стандарта для определения ОЧ используются гептан (легко детонирует, ОЧ=0) и изооктан (обладает низкой склонностью к детонации, ОЧ=100). Если ОЧ=80, то это значит, что топливо в смеси с воздухом детонирует также как воздушная смесь, состоящая из 80% изооктана и 20% гептана. Процентное содержание изооктана в полученной эталонной смеси принимают за октановое число бензина.

Определение ОЧ проводят исследовательским и моторным методом. ОЧ по первому методу на 4-10 единиц выше, чем по второму.

 

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ОЧ

 

1. Использование в качестве компонентов бензина алкилата, ароматических углеводородов.

2. Применение антидетонаторов. Можно использовать бензол (его действие как антидетонатора принята за 1), этанол (за 2), анилин (за 13,5), тетраэтилсвинец (ТЭС за 600).

Принцип_действия: антидетонаторов заключается в предотвращении взрывного разложения продуктов предпламенного окисления топлив, происходящего до начала нормального горения топливной смеси. При ее сжатии в камере сгорания развивается высокая температура, углеводороды начинают окисляться и образуют большое количество пероксидов. Будучи химически неустойчивыми, пероксиды со взрывом разлагаются. Антидетонаторы разрушают пероксиды и препятствуют их накоплению. Механизм реакций, протекающих в присутствии антидетонаторов, полностью не выяснен, но имеющихся знаний достаточно для практических целей. Можно считать общепризнанным, что антидетонатор или продукты его разложения взаимодействуют с пероксидами и их разрушают. Например, полагают, что при использовании тетраэтилсвинца (ТЭС) в камере сгорания образуются ультрадисперсные (1,5-30 мкм) оксиды свинца, взаимодействующие с пероксидами :РbО2 + RС-ООН > RСОН + Н2О + РbО + 1/2О2. Аналогичные реакции могут протекать с другими соединениями металлов. Правда, при этом не получает объяснения тот факт, что некоторые металлы (германий, хром) выступают как продетонаторы. С этих позиций трудно также объяснить высокое антидетонационное действие щелочных металлов. Ароматические амины также разрушают пероксидные радикалы.

В бензинах применяются антидетонаторы на основе ароматических аминов (экстралин, ДАКС, самин).

Таблица 1. Сравнение антидетонационной эффективности ароматических аминов

Амин Формула Эффективность, усл.ед.
Метиланилин
Анилин 0,8
n-Толуидин 0,85
2,6-Диметиланилин 1,10
2,5-Диметиланилин 1,20
2,4-Диметиланилин 1,35
Смесь ксилидинов 1,10
Метил n-Толуидин 1,40

 

 

При содержании этих веществ в топливе до 1% они повышают ОЧ бензина на 9-12 единиц.

В настоящее время в качестве антидетонатора используют метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). 10-15% МТБЭ повышают ОЧ на 6-12 единиц. Самым эффективным антидетонатором является тетраэтилсвинец ТЭС (яд!)→

 

 

В концентрации 0,05% он повышает ОЧ на 15-17 единиц. ТЭС вводят в бензин с веществом-выносителем и красителем. Вещество-выноситель вступает в реакцию со Pb и его оксидами, переводя эти компоненты в легколетучие соединения. Смесь ТЭС, выносителя и красителя– этиловая жидкость, а бензин, содержащий эту смесь называют этилированным. Применение ТЭС недопустимо в ДВС с каталитическими нейтрализаторами.

Оксигенат: кислородсодержащее органическое соединение, которое может быть использовано как топливо или добавка к топливу, например различные спирты и простые эфиры. Этанол, как компонент спирто-бензиновых смесей, отличается рядом достоинств: высокая детонационная стойкость, плотность близка к плотности бензинов. Этанол хорошо смешивается с бензином, у него меньшая, чем у метанола, расслаиваемость в присутствии следов вода. Изопропиловый спирт также применяется как сорастворитель метанола и в качестве антиобледенительной добавки к бензинам. С помощью МТБЭ можно получить широкий ассортимент наэтилированшсс высокооктановых бензинов. Применение кислородсодержащих добавок в производстве высокооктановых бензинов позволяет: а) отказаться от использования тетраэтилсвинца и снизить токсичность выхлопных газов на автотранспорте; б) расширить ресурсы моторных топлив за счет ненефтяного сырья; в) повысить топливную экономичность работы двигателя и улучшить эксплуатационные свойства бензинов. В практике производства неэтилированных высокооктановых бензинов широкое применение находят такие высокооктановые компоненты, как метил-трет-алкиловые эфиры, метанол, этанол, изобутанол и их смеси.

 

 

КОРРЗИОННАЯ АКТИВНОСТЬ БЕНЗИНА

Она связана с наличием водорастворимых органических кислот:

 

Радикал R- СН3·, С2Н5· и др.

 

Количество водорастворимых кислот оценивается кислотностью: количество мг KOH, необходимое для нейтрализации примесей кислот, содержащихся в 100 мл нефтепродукта.

Реакция нейтрализации кислоты основанием (щелочью):

O O

êê êê

R¾C¾O[H] + К[ОН]® R¾C¾OK +H2O

9 н2о 8

Для определения кислотности бензина используют метод титрования (МТ) и жидкостную экстракцию. МТ включает в себя приготовление титра раствора КОН и использование индикатора для определения избытка ОНˉ. При жидкостной экстракции органические кислоты переходят из бензина в спирт. Между бензином и спиртом как несмешивающимися жидкостями образуется граница раздела фаз.

МАРКИ БЕНЗИНА

1. А-автомобильный, И- для бензинов, ОЧ которых определялось исследовательским методом. Для бензинов, ОЧ которых определяется моторным методом остается сокращение в виде буквы А.

2. Цифры- 80, 92, 76, 88- ОЧ.

Цвет этилированного бензина А-76 желтый, АИ-93-оранжевый, АИ-98-синий. По ГОСТ Р51105- 97 г. введены следующие марки бензина: “нормаль”-80,“регуляр”-92, “премиум”-95, “супер”-98. По ГОСТ Р51866-2002 г.:“регуляр-евро”-92, “премиум-евро”-95, ”супер-евро”-98.

Содержание свинца по ГОСТ 97 г. 0,01 г/дм³, по ГОСТ 2002 г 0,005 г/дм³.

 

ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО, СКЛОННОСТЬ ДТ К САМОВОСПЛАМЕНЕНИЮ

 

В отличие от двигателей с искровым зажиганием в дизелях происходит самовоспламенение топлива при его впрыскивании в камеру сгорания двигателя. Температура воздуха для надежного самовоспламенения топлива в момент начала подачи топлива должна составлять 500—600 °С. Для достижения такой температуры воздуха степень сжатия должна быть значительно выше, чем у двигателей с искровым зажиганием, и достигать 16—17, а в некоторых случаях и 23. При турбонаддуве, когда в цилиндры поступает предварительно сжатый и нагретый в турбокомпрессоре воздух, степень сжатия может быть понижена до 10—13.

Высокая степень сжатия, необходимая для воспламенения топлива, является также основным фактором, определяющим топливную экономичность дизелей, которая на 20—40 % выше, чем у двигателей с искровым зажиганием.

ДТ-смесь углеводородов керосиновой, соляровой и газойлевой фракций с максимальной температурой кипения 360 ˚С. Плотность ДТ ρ=760÷860 кг/м³. Дизельные топлива состоят из фракций, выкипающих из нефти в пределах 200-350°С. Наличие более легких фракций повышает жесткость работы двигателей, тогда как наличие более тяжелых фракций вызывает задымление.

Топливо после впрыскивания его в камеру сгорания воспламеняется с некоторой задержкой, во время которой в камеру поступают все новые и новые порции топлива. При минимальной задержке воспламенившееся топливо начинает гореть сразу же вблизи силовых отверстий форсунки. Из-за такого процесса сгорания последующие порции топлива попадают в зоны, где кислород уже выгорел. Дизель начинает дымить, мощность снижается, экономичность ухудшается. Отрицательное воздействие на работу «дизеля» оказывает и максимальная задержка воспламенения.

Для оценки времени (периода) задержки самовоспламенения используется стандартизованный показатель - цетановое число (ЦЧ). ЦЧ – процентное содержание цетана (ЦЧ=100, имеет хорошую воспламеняемость) в его смеси с ά-метилнафталином (ЦЧ=0, плохая воспламеняемость) при условии, что данная смесь имеет такую же задержку самовоспламенения , как и испытуемое топливо.

Когда говорят, что ЦЧ солярки 40, то это значит, что период задержки самовоспламенения топлива такой же, как у смеси, состоящей из 40% цетана и 60% ά-метилнафталина.

Летом оптимальное ЦЧ=40÷45, зимой- 59-60.

 

МАРКИ ДТ

 

Л – летнее, применяется при tвозд>0˚С,

З – зимнее, бывает 2-х видов: до tвозд -20˚С и до tвозд -30˚С,

А – арктическое, до tвозд -50˚С.

Городское дизельное топливо, экологически чистое дизельное топливо.

 

КОРРОЗИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ДТ НА ДВИГАТЕЛЬ И ТОПЛИВОПОДАЮЩУЮ АППАРАТУРУ

Основной причиной коррозионного воздействия ДТ на металлы являются содержащиеся в нем соединения серы колчедан FeS2, меркаптаны R-SH, сульфиды R-S-R¢, дисульфиды R-S-S-R¢, циклические сульфиды СnH2nS (R, R¢=CH3·, C2H5· и др., массовая доля серы в ДТ 0.2-0.5%, меркаптанов 0.01%). В двигателях возможны 2 механизма действия соединений серы на коррозионный износ металла.

1. высокотемпературный механизм или газовая коррозия. Из серы в камере сгорания возникают: (-S-)+О2 ® SO2+SO3

SO2, SO3 (газы)+Ме® МехSy, MeхOу

2. низкотемпературный механизм

SO2, SO3, H2Oвлага® SO2, SO3 + H2O®H2SO4

Me + H2SO4 ® Meх(SO4)у

Серная кислота, образуясь в полости картера и низкотемпературном шламе, реагирует с металлическими стенками картера.

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДТ И БЕНЗИНУ

 

 бесперебойная подача;

 надежное смесеобразование;

 надежная воспламеняемость;

 минимальное образование нагара;

 минимальная коррозионная активность;

 физическая и химическая стабильность при длительном хранении;

 невысокая токсичность.

 

ПРИСАДКИ, УЛУЧШАЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДТ И БЕНЗИНА

 

1. Для ДТ.

а. повышающее цетановое число;

б. противодымные;

в. антиокислительные;

г. депрессорные, понижающие температуру застывания;

д. антикоррозионные;

е. биоцидные – подавляющие размножение микроорганизмов;

ж. многофункциональные;

2. Для бензина: всё, что и для ДТ, кроме “а”. В бензин вводятся присадки, повышающие октановое число.

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ПО ОТНОШЕНИЮ К БЕНЗИУ И ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ) ВИДЫ ТОПЛИВА

 

1. Горючие газы, сжижаемые без пониженя температуры.

К ним относится пропанобутановые фракции нефтяных газов. Они представляют собой аналоги предбензиновых фракций нефти. При использовании газа в качестве топлива бензиновый бак заменяется баллоном, карбюратор- смесителем, устанавливается также редуктор-дозатор и небольшой теплообменник для испарения сжиженного газа.

2. Водород: имеет высокую теплотворную способность, неисчерпаемые сырьевые ресурсы (вода), минимальная энергия, необходимая для воспламенения воздушно-водородной смеси меньше чем для бензина и других газов. Это позволяет уменьшить мощность искрового разряда в системе зажигания двигателя.

У бензина коэффициент избытка воздуха a = 0,3 – 1,25; aводор = 0,14 – 9,85, т. е. смесь водорода с воздухом, в отличие от бензина, имеет более широкий диапазон пределов воспламенения.

К недостаткам водородного топлива следует отнести низкую детонационную стойкость водорода- О.Ч.£ 70 (моторный метод) и его взрывоопасность.

3. Простые эфиры.

Н3С-О-СН3- диметиловый эфир. Исходное сырье- семена рапса. Молекулы жира, входящие в состав рапсового масла, состоят из триглицеридов: соединений трехвалентного спирта глицерина с тремя жирными кислотами. Для получения метилового эфира к рапсовому маслу добавляется метанол (соотношение 9:1), и небольшое количество щелочного катализатора. Процесс этерификации происходит в специальных колоннах. В результате химической реакции образуется метиловый эфир (биодизель), а также побочный продукт - глицерин.

 

 

РЕАКЦИИ СГОРАНИЯ ТОПЛИВ

 

При полном сгорании:

3С-О-СН3, С6Н6, CnH2n+2, Н2, С2Н5ОН и др.} + (воздух: О2, N2) ®NO2, H2O, СО2

Если процесс сгорания идёт не полностью, то образуются CO, NO, CHх, C(сажа).

 

СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Все смазочные материалы можно классифицировать:

1. По агрегатному состоянию:

а. Жидкие масла;

б. Пластические смазки;

в. Твёрдые (сухие) смазки

2. По роду исходного сырья:

а. Минеральные (нефтяные)

б. Животные

в. Растительные

г. Синтетические

3. По целевому назначению:

а. Моторные

б. Трансмиссионные

в. Турбинные

 

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТРЕНИИ

1. Жидкостное трение: трущиеся поверхности разделены слоем масла. Его толщина больше высоты микронеровностей. Трение обусловлено только вязкостью масла. Износы деталей минимальны. Такой вид трения наблюдается в подшипниках скольжения и нижней части зеркала цилиндра.

2. Граничное (полусухое): оно наступает при уменьшении частоты вращения коленчатого вала, уменьшении вязкости масла и увеличении нагрузки. В этих случаях толщина масляного слоя уменьшается, и микронеровности начинают задирать друг друга. Для такого вида критичным является прочность масляной плёнки.

3. Сухое трение: трение без смазочного материала – ведет к аварии.

 

СМАЗОЧНЫЕ СВОЙСТВА МАСЕЛ

Они обусловлены вязкостью масла и прочностью его масленого слоя. Вязкость масла важна при жидкостном трении, прочность масленого слоя – при полусухом трении.

Вязкостью называют свойство жидкости сопротивляться взаимному перемещению её слоёв под действием силы.

n - кинематическая вязкость;

m - динамическая вязкость.

n=

[m]= [Па·с];

[ρ]= [кг/м3];

[n]=[м2/с]; [мм2/с]=[сСт] – сантистокс

 

СОСТАВ МОТОРНОГО И ТРАНСМИССИОННОГО МАСЛА

 

БАЗОВЫЕ МАСЛА

 

Это насыщенные углеводороды (Н. У., не менее 90%). Базовые масла делят на 5 групп.

ГРУППА 1. Н. У., сера, индекс вязкости (ИВ) 80-120.

ГРУППА 2. Н. У., сера, ИВ 80-120.

ГРУППА 3. Н. У., сера ИВ³120.

ГРУППА 4. Полиальфаолефины (ПАО).

ГРУППА 5. базовые масла других типов, не вошедших в группы 1-4 (сложные эфиры).

 

ПРИСАДКИ

 

1. Загустители (модификаторы вязкости). Назначение: придание маслу хороших вязкостно-температурных свойств. Загустители – это высокомолекулярные полимеры. Механизм их действия основан на изменении формы макромолекул полимеров в зависимости от температуры. В «холодном» состоянии эти молекулы находятся в свернутом состоянии, в виде спиралей. При нагревании спирали распрямляются и масло густеет, т. е. не становится слишком жидким. Загустители- сополимеры олефинов, полиметакрилаты, полиизобутилены, стирольные полиэфиры и др. В трансмиссионное масло для улучшения его вязкостно-температурных свойств вводят также полисилоксаны (силиконы).

2. Модификаторы трения. Это растворенные в масле соединения, адсорбирующиеся на поверхности металла, создающие на ней модифицированный предельный слой, который снижает коэффициент трения между поверхностями металлов. Модификаторы трения применяются в маслах для снижения коэффициента трения, они предотвращают появление задиров, снижают износ и шум при работе двигателя, экономят топливо.

Модификаторы трения в моторном масле – это твердые высоко дисперсные (размер частиц до 10 мкм) вещества- графит, дисульфид молибдена (МоS2), жирные спирты, кислоты, амины.

Уникальные свойства MoS2 связаны с его слоистой структурой (подобной графиту). Структура с повторяющимся элементом типа сандвича, который образован плоским шестиугольником из атомов молибдена, расположенным между двумя плоскими шестиугольниками из атомов серы. Сандвич построен таким образом, что атомы серы в разных слоях расположены один над другим, а атомы молибдена сдвинуты относительно них. Силы, действующие между этими слоями, довольно слабы, поэтому даже при небольших напряжениях происходит сдвиг слоев относительно друг друга, что и придает MoS2 свойство смазки. Сульфид молибдена заполняет микровпадины, тем самым, сглаживает микронеровности поверхностей деталей. При этом снижается давление в сопряжениях, ускоряется приработка деталей и теплопередача между поверхностями трения. Из-за высокой температурной устойчивости MoS2, он придает поверхности металла высокие противоизносные свойства.

Важно отметить, что как изготовление, так и стабилизация ультрадисперсных порошков в объеме масла очень трудоемкий и сложный процесс, возможный только на крупных производствах, имеющих современную высокоточную аппаратуру и квалифицированный персонал. Разработка технологии получения дисперсий (тип, обработка, концентрация, совместимость с другими компонентами), подбор стабилизаторов, а также пакетирование масла, содержащего такие модификаторы трения, является фирменным секретом и строго охраняется.

3. Антиокислительные присадкиАнтиоксиданты. Антиокислительные присадки (дитиофосфаты цинка, сульфиды фенолятов, ароматические амины, замещенные алкилфенолы) называют еще ингибиторами (замедлителями) окисления, которые предотвращают химическую реакцию масла с кислородом воздуха. Ингибиторы такого типа частично связывают кислород воздуха, свободные радикалы, замедляют процесс роста вязкости масла вследствие его окисления Благодаря появлению таких присадок интервалы замены моторных масел достигли современного уровня. Их содержание в масле — до 3%.

4. Присадки- ингибиторы коррозии (щелочи, алкенилянтарные кислоты, алкилированные феноксиалкиленоксиды) призваны защищать поверхность деталей двигателя от коррозии, вызываемой кислотами, образующимися при окислении масла и присадок. Механизм их действия — образование защитной пленки на поверхностях деталей и нейтрализация кислот. Молекулы пленки закрепляются на поверхности металла в результате физической или химической адсорбции. Ингибиторы ржавления защищают стальные и чугунные стенки цилиндров, поршни и кольца.

5. Геомодификаторы (ремонтно-восстановительные составы- РВС) показывают наилучшие результаты в элементах трансмиссии. РВС существенно снижают износ и температуру в зоне трения, в том числе, в открытых узлах- цепная передача мотоциклов, шарниры карданных валов. Это металлокерамика (Мg2SiO4), компоненты которой взаимодействуют с трущимися участками деталей, формируют на этих участках металлокерамический слой, который частично восстанавливает дефекты поверхностей трения и обладает антифрикционными и противоизносными свойствами.

6. Кондиционер металла. Действие препаратов данной группы основано на адсорбции их поверхностно-активных компонентов с поверхностями трения. На трущихся поверхностях формируется тонкий слой, состоящий из чистого железа с включенными в него остаточными фазами углерода в алмазоподобном виде. Препарат- фторокарбонат кварца, смола, поверхностно-активные вещества.

7. Моющие присадки- детергенты, дисперсанты.

8. Противоизносные присадки.

9. Депрессорные (понижающие tзамерзания).

10. Антипенные.

 

КОРРОЗИОННАЯ АКТИВНОСТЬ МАСЕЛ

 

Наличие сильнодействующих водорастворимых кислот в свежих маслах не допускается. Однако при использовании топлив с высоким содержанием серы, в масле накапливается H2SO4, обладающая коррозионной активностью (см. низкотемпературную коррозию дизельного двигателя).

 

ВЯЗКОСТНО-ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ (ВТХ)

Вязкость зависит от температуры. Поэтому крайне важно, чтобы масло обладало наименьшей вязкостью при t=100°С (моторное). Это гарантирует жидкостное трение при самых напряжённых режимах работы двигателя.

Крутизну (пологость) ВТХ можно оценить с помощью значения вязкости при 50°С и 100ºС. По этим значениям, по номограмме, определяют индекс вязкости (ИВ) масла. Сейчас ИВ не «гостируется». Индекс вязкости минерального моторного масла – 120, загущенных минеральных моторных масел – 130, полусинтетические и синтетические моторные масла обладают ИВ выше 120 – 145.








Date: 2015-05-09; view: 479; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию