Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
УЭ-1. Основные проблемы и понятия социальной философии
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Многовариативность исследовательских программ в обществознании.Специфика социального познания. ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ: деятельность, духовная сфера жизни общества, классы, нация, общественное бытие, общественное сознание, общественные отношения, общество, политическая сфера жизни, социальная материя, социальная общность, социальная сфера жизни общества, социальная философия, социальный институт, социология, социальная структура общества, стратификация, экономическая сфера жизни общества. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: 1. Прежде всего, определите объект, предмет и задачи социальной философии. Социальная философия отличается от других разделов философии тем, что она исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем материального мира, занимающей в нем специфическое место. Учитывая отношения и связи общества с иными сферами окружающей и охватывающей людей реальности, она изучает специфические закономерности проявления жизнедеятельности людей, которые характерны именно для нее как особой формы бытия мира в целом. Другими словами, социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе. Объектом познания социальной философии является общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Объект социально-философского познания - это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, сложно переплетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий. Предметом социальной философии являетсязнание всеобщих оснований целостности общественного бытия, факторов и закономерностей его развития. Все это определяет и основную проблему социальной философии - вопрос о том, что есть общество или какова его природа, закономерности существования и развития. 2. Определите основные аспекты общества как объекта философского анализа. 2.1. Проанализируйте эволюцию философских представлений об обществе. Из всех античных философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, трактат Платона «Государство» стал первой в истории попыткой осмысления сущности общества. Согласно Платону, государство возникает вследствие многообразия человеческих потребностей и вытекающего отсюда общественного разделения труда, при котором удовлетворить различные потребности человека легче, чем если бы каждый выращивал хлеб, изготовлял одежду, обувь, так как лучше работает тот, кто владеет каким-либо одним искусством и не отвлекается на другие работы. Платон также определяет, каким должно быть совершенное общество, общежитие людей в полисе, их воспитание и взаимоотношения друг с другом. Он убежден, что три основные начала совершенного государства, деловое, защитное и совещательное, соответствуют трем началам человеческой души, вожделеющему, яростному и разумному. Подобно тому, как в душе три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; яростной чести, добродетель которой в мужестве, – сословие воинов (стражей); низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и ремесленников. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части и справедливо, поскольку все в таком государстве служат ему как некоей целостности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела. Аристотель представил общество как единство четырех основных элементов: человек, семья, селение, государство, свойства которых согласованы. Он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе – аристократию, республику, демократию и др. Основной целью государства считал достижение всеобщего блага и справедливости. В Средние века сложилось и господствовало религиозное понимание общества. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом. Считалось, что Бог дал первым людям свободную волю, но они не сумели ею разумно распорядиться. В результате вся история человечества стала историей грехопадения и вечной борьбой сил Добра и Зла. Утверждалось, что история общества, как и жизнь индивида, также имеет свои периоды – рождение, расцвет и смерть. Высказывалось убеждение, что финалом человеческой истории все же станет победа сил добра и утверждение Царства Божьего. В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле. В социальных учениях той поры проводилась мысль о том, что общество – это сложное сообщество людей, основанное на их согласии, договоре друг с другом во имя совместной деятельности и безопасности (Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо и др.). В это время возник и утопический социализм (Т. Мор и др.) и крупные политические учения (Н. Макиавелли), появляется идея круговорота в истории (Д. Вико), входит в научный оборот термин "философия истории" (Ф. Вольтер). Разум и знание рассматривались в это историческое время как важнейшие двигатели прогресса общества, а религия и церковь как основные препятствия этого процесса. В начале XIX в. в философской мысли стал активно утверждаться принцип историзма в понимании общества. Так, немецкий писатель и историк И. Гердер полагал, что общество с помощью знаний и орудий труда закономерно движется к "гуманному" состоянию. Г. Гегель представил всю историю в виде процесса шествия мирового духа. И. Кант, Л. Фейербах большое внимание обратили на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное сознание. Идеи строгого отбора социальных фактов, понимания общества как органического целого, отказ от умозрительного подхода к нему, выдвинутые О. Контом, основоположником науки об обществе, социологии, стали приоритетными для последующих стратегий социального познания. Последователь О.Конта Г. Спенсер начинает рассматривать социальную эволюцию как продолжение биологической, тем самым, подчеркивая природную основу социальных явлений. Немецкий социолог Г. Зиммель, считающий взаимодействие людей "клеточкой" общества, акцентирует внимание на изучении таких, носящих "сквозной" для человечества характер, форм социального взаимодействия, как конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор. Французский социолог Э. Дюркгейм в понимании сущности общества исходит из идеи примата целого над частью. Он усматривает в социальности главное интегральное свойство общества, функцию объединения людей в целостную систему. Основным механизмом общественного развития полагает разделение труда, на базе которого вырабатывается особый тип социальности – солидарность. Дюркгейм представляет развитие общества как переход от механической солидарности с насильственными способами объединения неразвитых людей к органической солидарности, отличающейся сложной системой обмена человеческой деятельностью, основанной на высших принципах морали. Согласно немецкому социологу М. Веберу пониманию смысла общества или государства должно предшествовать понимание сущности действий и поступков отдельного человека. Исходным пунктом его "понимающей социологии" стало понятие социального действия. В марксистской философии сформировалось материалистическое понимание общества и его истории. Основой общества здесь полагается материальное производство. 2.2. Обратите внимание на проблему определения понятия «общество». 2.2.1. Проведите различия между следующими типами определений общества:
2.2.2. Обратите внимание на некоторые интегральные свойства общества (социальной материи), определяющие его главную сущность. К таким свойствам, прежде всего, относится способность к исторически длительному (на протяжении многих поколений) самодостаточному, автономному существованию. Общество как социальный организм представляет собою сверхсложную открытую динамическую систему. Если замкнутые стационарные системы разрушаются от взаимодействия с внешней средой, то динамические, наоборот, могут сохраняться и развиваться только в процессе такого взаимодействия. Непременным условием существования общества является не только непосредственное вз аимодействие между собою его индивидов, но и взаимодействие индивидов с претерпевающей изменения в ходе этого взаимодействия социальной и природной средой. Определяющей для общества формой взаимодействия с социальной и природной средой является материальное производство. Оно служит основой разнообразных форм деятельности людей, направленной на удовлетворение не только их материальных, но и духовных потребностей (материальное бытие определяет сознание). Другими словами, любое объединение людей является устойчивым и самодостаточным исключительно благодаря различным формам деятельности, содержанием которых является познание и целенаправленное преобразование действительности, а также возникающие на их основе общественные отношения. 2.3. Охарактеризуйте основные исследовательские программы социального познания. 2.3.1. Примите к сведению данную классификацию исследовательских программ:
2.3.2. Проанализируйте сущность следующих исследовательских программ социального познания:
3. Обратите внимание на следующие специфические черты социального познания, выделенные на основе сравнительного анализа с естественнонаучной формой познания: Во-первых, если в естественных науках первоначально какой-либо предмет можно рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и взаимовлияний реального мира, то социальное познание имеет дело исключительно с системой взаимосвязей и отношений. Представить себе какой-либо предмет исследования: - собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. - без учета системы отношений и взаимовлияний невозможно. Во-вторых, если действие законов, открытых естественными науками, достаточно неизменно, носит универсальный характер, то законы, действующие в обществе, в силу чрезвычайной подвижности, изменчивости социальной жизни, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных и универсальных зависимостей. В-третьих, о собенностью объекта социального знания является его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны. В - четвертых, если в естественных науках, как известно, широко используются так называемые жесткие познавательные процедуры, то в познании социальной жизни использование математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда просто невозможно. В-пятых, поскольку общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания, социальное познание выступает как самопознание. В-шестых, социальные теории в отличие от естественнонаучных подлежат нравственной оценке. 4. Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная, их взаимосвязь.
4.1. Обратите внимание на понятие социальной структуры общества. Общество представляет собой сложную неоднородную систему, структура которой может быть представлена целым рядом достаточно устойчивых социальных общностей. Социальная структура общества- это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, отражающих социальное неравенство людей в обществе, в связи с их неодинаковыми статусами и социальными ролями. Структурирование общества производится по разным основаниям. Все структуры, составляющие в своей совокупности и взаимодействии социальную структуру общества, имеют двоякое происхождение: биологическое (этнонациональная и демографическая) и собственно социальное (классовая, поселенческая и т.д.). 4.2. Проанализируйте основные типы социальной структуры общества.
4. Примите к сведению основные принципы теории стратификации общества. Помимо устойчивых социальных общностей, образующих ту или иную социальную структуру общества, существуют и общности более подвижные и, как правило, менее существенные на первый взгляд, но в действительности, играющие важную роль, как в жизни индивидов, так и общества в целом. Речь идет о стратах и стратификации общества. Социальная стратификация предполагает дифференциацию какой-либо социальной общности на слои (страты) в их иерархическом ранге. Причина стратификации усматривается в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти, профессиональном мастерстве и квалификации, социальном престиже, партийной принадлежности и многом другом. Следует отметить, что примитивно организованному обществу соответствуют либо примитивное, либо сверхсложное стратификационное пространство. УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. Приведите аргументы «за» и «против» относительно заключенной в тексте идеи. «Общества без расслоения, с реальным равенством их членов – миф, так никогда и не ставший реальность за всю историю человечества. Формы и пропорции расслоения могут различаться, но суть его – постоянна. Все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других на нижних слоях, и наоборот». Задание 2. Прокомментируйте текст с опорой на теоретические знания. «Человек не в состоянии познать социальный мир в одиночку: он постоянно соотносит свое знание со знанием другого (или других), т.е. процесс коммуникации включен здесь органически в сам процесс познания. Но коль скоро коммуникация всегда осуществляется при помощи языка, последний играет решающую роль в том, каким образом интерпретируется окружающий человека мир. Для индивида наряду с объективной реальностью неизбежно возникает субъективная реальность в виде образа окружающего мира. Таким образом, социальное познание является социальным конструированием». Задание 3. Сравните данное понимание общества с другими, имевшими место в истории философии. «Из истории народов можно видеть, что Бог создал государства и дает их тому, кому хочет, и что они служат Его целям по предназначенному Им плану. Хочет ли Он сделать завоевателей, страх предшествует им и внушает их воинам непобедимую смелость. Хочет Он создать законодателей, он ниспосылает им мудрость и предусмотрительность. Когда Он хочет погубить какой-нибудь народ, Он ослепляет его и предоставляет его собственному безрассудству. То, что мы в нашем поведении называем случаем, вытекает из всевышнего плана, в котором определены и причины и последствия». Задание 4. Аргументировано определите принадлежность позиции автора к одной из известных вам исследовательских программ. «Очевидно, общество существует по природе и по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим. Отношение человека к обществу такое же, как и отношение любой части к своему целому». САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. Установите соответствие: 1) Специфика социальной философии а) знание всеобщих оснований целостности 2) Объект социальной философии общественного бытия, факторов и 3) Предмет социальной философии закономерностей его развития; б) интегральный взгляд на мир бытия людей в целом; в) общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. 2. Определите возможное авторство трактовок сущности общества. 1) Т. Гоббс а) Пониманию смысла общества или государства должно 2) К. Маркс предшествовать понимание сущности действий отдельного человека. 3) Э. Дюркгейм б) Главным фактором общественного развития является разделение 4) М. Вебер труда, на базе которого вырабатывается такой особый тип социальности как солидарность. в) Общество – это объединение людей, основанное на их согласии во имя совместной деятельности и безопасности. г) Основой общества является труд человека или материальное производство. 3. Кто из философов первым создает модель идеального государства. а) Сократ; б) Платон; в) Т. Мор; г) К. Маркс. 4. Определите, кто из философов первым заявил о необходимости создания науки об обществе. а) Платон; б) Гегель; в) О. Конт; г) К. Маркс. 5. Установите соответствие между теориями социального познания и установками характерными для них. 1) марксизм а) Социальная среда есть результат 2) символический интеракционизм взаимодействия людей, которые используют те или 3) структурный функциализм иные символы и значения для изменения этой среды. 4) теория обмена б) Изменение производительных сил общества рано или поздно ведет к тому, что одна система экономических отношений сменяется качественно иной системой. в) Функционирование человека и общества базируется на обмене социальными благами и формами деятельности. г) Функционирование общества обеспечивается за счет функционирования составляющих его элементов. 6. Определите, в каком суждении определена сущность социальной сферы жизни. а) Ее главной сущностью является согласование интересов самых различных слоев общества. б) Среди ее функций определяющей является деятельность, направленная на выработку новых знаний и совершенствование с их помощью всех остальных сфер жизни общества. в) Ее определяющими элементами являются различные по степени устойчивости и взаимодействующие между собой социальные общности или слои. г) Эта сфера ориентирована на удовлетворение жизненно необходимых потребностей индивида. 7. Определите познавательную ценность социально-классовой структуры общества. б) Ее анализ позволяет учитывать экономические интересы основных социальных групп, прогнозировать их политическое поведение. в) Анализ данной структуры позволяет учитывать интересы и создавать условия для реализации культуры национальных меньшинств. г) Анализ данной структуры позволяет выявлять такие негативные тенденции, как старение общества, повышенная смертность и т.п. 8. Социальная стратификация от социального структурирования отличается тем, что в ней учитывается… а) неоднородность общества; б) дифференциация общества на устойчивые общности; в) наличие в составе основных социальных групп достаточно подвижных социальных слоев; г) неравномерность распределения между людьми различных благ и привилегий. 9. Выделите специфические черты социального познания. а) социальное познание имеет дело исключительно с системой взаимосвязей и отношений; б) социальное познание направленно на выявление закономерностей общественного бытия; в) социальное познание выступает в роли самопознания, поскольку объект его познания одновременно является и субъектом познания; г) социальное познание с необходимостью предполагает соотнесение событий и изменений в общественном бытии с миром человеческих ценностей. 10. Какое из определений выражает наиболее полно сущность общества? а) Общество – это все человечество, взятое в его прошлом, настоящем и будущем. б) Общество - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. в) Общество – это динамическая, исторически саморазвивающаяся система общественных отношений. г) Общество – это совокупность взаимодействующих индивидов. ОТВЕТЫ: 1) 1-б, 2-в, 3-а, 2) 1-в, 2-г, 3-б, 4-а; 3) б; 4) в; 5) 1-б, 2-а, 3-г, 4-в; 6) в; 7) б; 8) в,г; 9) а,в,г; 10) б.
Date: 2015-05-09; view: 655; Нарушение авторских прав |