Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метод – это совокупность правил, приемов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности
Специфика научного познания определяется обязательным применением всего арсенала известных ей методов. Комплексность их применения является гарантом достоверности вырабатываемого наукой знания.
4.2. Примите к сведению следующую классификацию методов.
5. Особое внимание обратите на этические аспекты научного познания.
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. Аргументируйте идею, заключенную в тексте. «Наука все более становится не просто системой абстрактных знаний о мире, но и одним из проявлений человеческой деятельности, принявшей форму особого социального института». Задание 2. Определите, насколько универсален в современной науке критерий истинности, о котором повествует текст. «В сложном вопросе об истинности науки важное значение приобретает проблема реализуемости тех или иных научных положений и гипотез. Именно эмпирическая проверяемость, реализуемость на практике научных теорий служит надежным критерием, отделяющим истинное от предполагаемого или субъективного». Задание 3. Прокомментируйте фрагмент с опорой на знания по метатеоретическому уровню науки: «Любая новая идея, чтобы стать либо постулатом картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования». Задание 4. Проведите связь между теми специфическими чертами научного знания, о которых повествует текст, и проблемой этики науки. «Наука в высшей степени представляет собой отделение субъекта от объекта и лишение этого объекта какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Именно поэтому возникает столь серьезная проблема соотношения между наукой и нравственностью, между физиками и лириками и т.д.». САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. Установите соответствие между формами научного знания и суждениями, выражающими их сущность. 1) гипотеза а) объективно-истинное знание, отличающееся общественной 2) теория значимостью и принципиальной новизной; 3) научное открытие б) предположительное суждение о закономерной связи явлений; 4) научная картина мира в) высшая форма организации научного знания, представляющая собой идеально-знаковую модель некоторой области действительности; г) специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития. 2. Исключите лишнее: а) естественные науки; б) прикладные науки; в) гуманитарные науки; г) технические науки. 3. Выделите специфические черты научного познания. а) абсолютная эмпирическая проверяемость; б) изучает исключительно материальную действительность; в) объективное знание является конечной целью; г) с необходимостью использует специальный язык. 4. Какой из признаков выражает сущность метода «восхождения от абстрактного к конкретному»? а) стремление к детализации содержания изучаемого объекта, заданного в начале как некая абстракция; б) оперирование как абстрактными, так и конкретными понятиями в процессе познания; в) оторванность в процессе познания от жизни; г) объект познания наделяется признаками, которыми в реальности не обладает. 5. Выделите элементы метатеоретического уровня науки. а) философские основания науки; б) идеалы и нормы научного познания; в) теория; г) научная картина мира. 6. Исключите лишнее: а) описание; б) сравнение; в) обобщение; г) аналогия. 7. Наука как социальный институт представляет собой… а) форму существования и систематизации результатов научной деятельности; б) исторически сложившуюся форму человеческой деятельности, направленную на познание и преобразование объективной действительности; в) совокупность устойчивых форм организации и регулирования общественных отношений в сфере производства и практического применения научного знания; г) форму духовной деятельности, направленную на генерацию нового знания. 8. Выделите уровень научного исследования, главной задачей которого является выявление законов, создание идеально-знаковых моделей реальности. а) рациональный уровень; б) эмпирический уровень; в) теоретический уровень; г) метатеоретический уровень. 9. Выделите главное отличие фундаментальных наук от прикладных. а) установка на создание научной картины мира; б) ориентация на формулировку законов и принципов изучаемой реальности; в) установка на достижение максимально истинного знания; г) установка на выявление базисных структур и законов соответствующих областей действительности, которые изучаются безотносительно к их возможному использованию. 10. Методология может быть определена как… а) совокупность применяемых в данной науке методов; б) совокупность фундаментальных, прежде всего мировоззренческих принципов, которые направляют исследования в области теоретических и практических проблем; в) система взглядов на проблему роста научного знания; г) понятие, обозначающее ряд наиболее важных для науки средств познания. ОТВЕТЫ: 1) 1-б, 2-в, 3-а, 4-г; 2) б ;3) в,г; 4) а; 5) а,б,г; 6) а; 7) в; 8) в; 9) г; 10) а,б. Date: 2015-05-09; view: 1191; Нарушение авторских прав |