Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
УЭ-8. Философская мысль Беларуси
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Условия и особенности формирования философской мысли Беларуси. ПЕРСОНАЛИИ: И. Абдиралович, С. Будный, А. Волан, К. Нарбут, Л. Сапега. Ф. Скорина, К. Смолятич, К. Туровский, В.Тяпинский, И. Хрептович. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: 1.Прежде всего, обратите внимание на ряд исторических фактов, обусловивших сравнительно позднее появление и характер философской мысли Беларуси. Известно, что возникновению философии должно предшествовать, как минимум, формирование государственности и письменности. В 6-8 веках, когда античная философия уже канула в лету, а западноевропейская средневековая философия развивалась в лице патристики, восточнославянские племена только совершали переход от первобытнообщинного к феодальному укладу, т.е. переход от состояния варварства к цивилизации. Лишь во второй половине 9 века складывается древнерусская государственность. И хотя первыми и наиболее сильными восточнославянскими княжествами были Полоцкое и Туровское, т.е. исконно белорусские земли, но и первое, и второе княжества уже с конца 10 века начинают подчиняться киевским князям. Принятие христианства на Руси в 988 году способствовало освоению античной средневековой греческой и византийской письменности путем переводов на славянский язык, соответственно, письменность появляется здесь только в конце 10 века. В 11-13 веках при монастырях и княжеских дворах возникают центры переписывания книг. Переводные византийские сочинения способствовали развитию книжного славянского языка, введению философских терминов в славянскую речь. Книжность Киевской Руси была связана с культурой поздней Византии, уже клонившейся к упадку. Духовные лица брали из Византии только то, что служило или для прославления христианства, или для посрамления других религий. В 11 веке христианство встречает яростное сопротивление со стороны язычников, что вылилось в различные споры между христианами и язычниками. В 12 веке философско-религиозные споры происходили уже в обстановке утвердившегося христианства. Темой для них служили церковные вопросы, например, как соблюдать посты. В 13 веке белорусские земли лишились непосредственной поддержки восточно-русских княжеств занятых борьбой с монголо-татарским игом, не смогли противостоять силам сначала литовских князей, а затем и польских магнатов. В 14 веке вся территория Беларуси включена в состав Великого княжества литовского, а в 16 веке само ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой. В последствии, после трех разделов Речи Посполитой Беларусь становится частью Российской империи. После революции 1917 года Беларусь приобрела статус самостоятельной республики в составе СССР. И лишь 27 июля 1990 года Беларусь обретает собственную государственную независимость. 2. Запомните следующую периодизацию философской мысли Беларуси.
3. Примите к сведению общую характеристику взглядов наиболее известных представителей белорусской мысли. 3.1. Климент Смолятич (? – ок. 1164). Онтология К. Смолятича основывается на креационизме и провиденциализме. Бог не только создал этот совершенный мир, утверждает автор, но и управляет им. Свобода человека, по К. Смолятичу, заключается в его возможности разумно распоряжаться всем, что есть в божественном мире. Человек занимает в нем особое место в силу своей двойственной природы: он - и тварное существо, он - и венец тварного мира. Лик Божий запечатлен в человеке и это должно заставить его всегда помнить о своем особом назначении на Земле. Человек может выполнить свое земное назначение, если будет следовать нравственным заповедям Благодати. К. Смолятич утверждал, что имеет право на тщательное «вникание» в Священное писание. Отводя большую роль разуму в обосновании веры, он значительно рационализирует теологию, что проявилось в его аллегорическом толковании Библии. Метод аллегорий заключался в том, что библейские сюжеты, по мнению Смолятича, надо понимать не дословно. Истина Библии не находится на поверхности. Читая ее, надо исходить не из буквы, а суметь постичь скрытый тайный смысл, раскрыть его можно только с помощью аллегорий-сравнений, иносказательно, т.е. с помощью разума. Поэтому постижение истины зависит от человека, его ума, способностей к рассуждению. Свою задачу К. Смолятич видит в оправдании самого разума. Христос открыл тайны только апостолам, простым же людям рассказал о них в притчах. Познать Бога они могут только через тварный мир. Познавая тварный мир, природу, человек познает Бога. 3.2. Кирилл Туровский (ок. 1130— ок. 1182). Философские взгляды Кирилла Туровского носят выраженный теоцентрический характер. Его понимание бытия основывается на Бытии Священного писания. Мир как творение Божье - аксиома философа. В своих взглядах на мир и человека Кирилл близок к Августину Блаженному, у которого человек и мир выступают как единство микро- и макрокосмоса. Особенно четко эта связь прослеживается в его учении о природе. Согласно К. Туровскому, природа носит в себе одушевленное выражение творческой мысли своего Творца. Человек, постигая природу, находит в ней родственное своей душе. Природа и человек развиваются не стихийно, а по воле Божьей и в этой связи имеют единые, одинаково проявляющиеся законы. Кирилл Туровский говорит о необходимости гармонии природы и человека, как вытекающей из единой Божественной сущности. Он призывает любить природу. Это будет соответствовать Божественному замыслу. Природа может исцелить «телесные недуги» человека и обеспечить его земное существование. Все явления природы не только символизируют, но и раскрывают содержание Священного писания, помогают человеку глубже понять его смысл. Отдавая предпочтение вере, Кирилл, не отвергает разум. Божественные слова имеют тайный смысл и трудно понять их. Для того и необходим разум, знания: «Ибо сладко - медвяный сот и хорошо - сахар, обоих же лучше книжное знание: потому, что оно сокровище вечной жизни». Сам разум нуждается в строгом контроле, сознательном руководстве. Предоставленный сам себе, человеческий разум легко забывает «о разуме истинном» и покоряется телесным чувствам. Устами он объедается, а руками ненасытно прибирает богатства. Избежать этого можно, только уравновесив свой разум Богооткровенной истиной, верой. Разум, дополненный верой, превращается в «стройный разум». В творчестве Кирилла Туровского центральное место занимает проблема спасения человека, освобождения его от греха. В своих притчах, поучительных словах и молитвах он выступает с позиций последовательного религиозного антропоцентризма. Согласно этому учению человек - центр вселенной, венец творения. Человек состоит из противоречивого единства тела и души. Душа является основой человека. «Тело без души хромо и не зовется человеком, но трупом», - утверждает он. Хромой - тело человека, слепой - его душа. Этот союз слепого и хромого символизирует собой все несовершенство и человека, и общества. Греху в одинаковой степени подвержены и тело, и душа. Но только душа может и должна с помощью молитвы вывести себя и тело из состояния греховности. Только в молитве человек, находясь в «пограничной ситуации» между обыденным, мирским и высоким, духовным бытием, способен переживать свою жизнь при помощи таких понятий, как «растление», «падкость до греха», «бездуховность», «страх», «отчаяние», «безысходность», «решимость», «раскаяние», «вера», «надежда». Кирилл призывает человека мобилизовать с Божьей помощью свои душевные силы на преодоление безысходности. Он надеется и верит, что человек через молитву-сопереживание, путем веры и надежды на Бога преодолеет в себе неверие-пессимизм и станет на праведный путь. Молитва, таким образом, у Кирилла отчетливо раскрывает смысл жизни человека. Ставя целью, спасение индивидуальной души, молитва приводит человека к необходимости преодоления личностного зла. Человек свободен в выборе между злом и добром. Бог ориентирует человека только на добро, а за зло отвечает сам человек. Только он с помощью Бога в состоянии его победить. 3.3. Василь Тяпинский (ок. 1540—1603) полагал, что падение веры и совести у самого духовенства, которое больше интересует подкуп, привилегии, богатство привело народ к глухоте из-за отсутствия образованности пренебрежения к языку. Он обращается к панам и духовенству, что, если в сердцах их осталось хоть сколько-нибудь милосердия, то необходимо помочь грубой простоте, крестьянам, строить за счет имений школы, распространять знания, а язык книг должен быть понятен народу. 3.4. Симон Будный (ок. 1530—1593), начав с критики духовенства, постепенно пришел к отрицанию ряда догматов христианской церкви, в том числе догмата о бессмертии души. В результате тщательного текстологического изучения библейских книг он приходит к выводу, что в них имеется масса противоречий и искажений. Пытаясь ответить на вопрос, откуда они взялись, Будный указывает на следующие причины: 1) глупость переписчиков, недостаточное знание ими предмета; 2) хитрость или же сознательное искажение; 3) ошибки толкователей библейских книг в силу незнания ими древних языков. С. Будный, выступая идеологом антитринитаризма, подвергает сомнению истинность христианского трактата о единосущной троице. Он также выступает против догмата о божественной природе Христа. Он называет вздором софистов утверждение, что Христос родился из субстанции Бога. «Если то естество, из которого родился предвечный сын божий, есть и было собственным естеством не только бога-отца, но и вечного сына, то, как же это могло быть, что родился из своего естества?». Про Будного говорили, что высказывает он прямо материалистические взгляды. Когда его спросили, что он думает о душе, он ответил: - Эта вещь сомнительная и еще не познана. Ранее он писал, что если бы существовала еще, кроме тела, какая-то другая душа, то было бы две души. Каждый же понимает что это не так. Душа есть ничто иное, как сама человеческая жизнь. Утверждения, что какие либо души существуют и страдают после смерти или пользуются в небе благами – это настоящие сказки. 3.5. Франциск Скорина (ок. 1486—1551). Во взглядах Франциска Скорины прослеживается стремление к эмансипации от церковно-феодальных стереотипов мышления, попытка утвердить права человеческого разума, показать его значение и силу. По мнению мыслителя, в процессе познания человеческий разум должен опираться на законы логики, которая «учит с доводом разознати правду от кривды», т.е. учит правильно мыслить рассуждать. Скорина пытается и Библию подчинить делу просвещения простого народа. 3.6. Андрей Волан (1530-1610). Талант Андрея Волана наиболее ярко проявился в области социально-политической мысли, где он проявил себя как гуманиста и рационалиста. Он утверждал, что «все те человеческие объединения, которые мы называем государствами, создавались для той цели, чтобы люди могли в согласии и взаимопомощи счастливо и благословенно проводить свою жизнь». Необходимость в государстве возникла лишь при появлении угрозы естественным правам людей. Исходным пунктом сущности и назначения права он признавал справедливость, выраженную в принципе «Никому не делать обиды, каждому отдать то, что ему принадлежит». «Нельзя под именем права ничего вводить в общение людское, как только то, к чему сам разум дорогу указывает». Важнейшим из врожденных свойств человеческой натуры является стремление к свободе и равенству. По степени воплощения в реальность свободы и равенства Волан определял совершенство общества. Возможность же существования свободы в государстве и обществе он связывает с широкими юридическими гарантиями. 3.7. Лев Сапега (1557—1633). Его социально-политические взгляды были изложены в "Предисловии" к Статуту 1588 г., а также в письме к архиепископу Юзефу Кунцевичу от 12 марта 1622 г. В письме автор утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным органам в поддержании общественного порядка. Философы и юристы школы естественного права, как известно, считали, что человек от природы наделен вечными и неизменными, общими для всех людей основными правами. Сапега не был согласен с ними. Он считал, что права придуманы людьми для их общей пользы и создают их те, кто имеет власть. Основное назначение права, по мнению Сапеги, — гарантировать народу свободу личности, безопасность и право собственности. Философ считал, что назначение права — пресечение действий потенциальных преступников и применение наказания для совершивших преступления. Он рассматривал его как узду, которая сдерживает каждого наглеца и насильника. Но самое главное состоит в том, что право обеспечивает людям свободу. В "Предисловии" к Статуту Сапега подчеркивал, что если государь отступает от своей обязанности и заботится только о личных интересах, а не общем благе, то его называют не государем, а тираном: "Где правит человек по своему усмотрению, там господствует дикий зверь, а где господствует право, там правит сам Бог". Сапега был сторонником юридического просвещения граждан. Он считал, что гражданин, который своей свободой похваляется, а "прав своих знать и понимать не хочет", заслуживает осуждения и презрения. Особенно стыдно не знать тех прав, которые "не чужим, а своим языком написаны". 3.8.Казимир Нарбут пропагандировал идеи новой философии, призывал не прикрываться учеными авторитетами прошлого, а опираться на опыт и наблюдения. Философ стремился к ограничению веры, чтобы дать место научному знанию. Философы, признающие принцип свободы философской мысли, оставляют рассмотрение религиозных вопросов теологии, а сами они занимаются исключительно естественными явлениями и необходимым исследованием причин и следствий этих явлений. Признавая наличие в природе причинно-следственных связей, Казимир считал, что беспричинных явлений не бывает, все что существует, происходит и быть может — все это должно иметь причину. Неправильное толкование последовательной связи Нарбут объяснял результатом невежества и суеверия людей. Оценивая значение философии, он отмечал, что с ее помощью можно определить то, что скрыто от непосредственного наблюдения человека. Поэтому он отводил философии важную роль в развитии науки, раскрытии тайн природы. Философ критически относился к теории врожденных идей. Вещи познаются не через самих себя, а благодаря познанию их свойств, которыми они отличаются друг от друга. 3.9. Иоахим Хрептович(1729-1812). В центре воззрений И. Хрептовича — человек со своими потребностями, интересами, правами и обязанностями. Основываясь на теории естественного права, он утверждал, что в обществе всё должно следовать естественному порядку, содержанием которого является соблюдение основных прав членов общества и выполнение ими своих обязанностей. Для поддержания в обществе порядка люди заключают договор. И Хрептович - сторонник античной традиции в вопросе распределения социально-профессиональных обязанностей в обществе. Как и Платон, он считает, что каждый гражданин должен в обществе выполнять лишь те функции, которые естественно присущи ему, не стараясь проникнуть в сферы, для него закрытые и запретные. Как и Ж.-Ж. Руссо, ученый придает важное значение институту частной собственности как условию свободы в государстве. Если человек не имеет собственности, свободы и личной безопасности, утверждает философ, он не гражданин государства, а его изгой. Только человек, имеющий право на свободу, безопасность и собственность, в состоянии пользоваться благами общества. 3.10. Иероним Стройновский (1752-1815). Цельную систему реформирования общества создал профессор, затем ректор Виленского университета И. Стройновский. Главное сочинение Стройновского – «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов». Он исходил из той позиции деизма, что Бог является творцом мира. «Наблюдая за природой и человеком, поражаешься, насколько все разумно в мире и целесообразно. Эта разумность и целесообразность, пишет Стройновский, подтверждает существование высшего существа, все это создавшего. Однако, создав мир, Бог затем не вмешивается ни в природу, ни в человеческие дела». В гносеологии он поддерживает взгляды сенсуалистов, считает, что сознание начинается с чувственной ступени. Чувства в состоянии отразить только отдельные свойства отдельных предметов, явленческую их сторону, а не сущностную. Критически оценивает он учение Декарта о врожденных идеях и схоластический рационализм средневековья. В учении об обществе Стройновский исходит из теории естественного права, которое основывается на естественном порядке. Естественное право носит абсолютный характер, потому что в нем отражена вечная и неизменная человеческая природа. Значительно раньше, чем Герберт Спенсер, Стройновский биологизирует общество. Он считает, что естественные законы проявляются в естественных правах и обязанностях человека. В условиях государства естественные права человека перерастают в социальные и в обязанности. Главными из них являются вечные и неизменные буржуазные права свободы, взаимной помощи и частной собственности. Естественный порядок представлен им как единство законов природы и общества. Общественные законы отличаются от природных тем, что люди согласовывают с ними свои действия. Законы общества не зависят от воли и сознания человека, так как являются частью всеобщего мирового порядка. Задача законодателя состоит в том, чтобы, отталкиваясь от естественных законов, разработать законы гражданские. Несмотря на функционирование в обществе гражданских законов, люди не должны отклоняться и от естественных. В противном случае их ожидают бедствия и несчастья. Происхождение государства он связывает с усложнением внутренних и внешних общественных отношений. Вначале люди жили в соответствии с предписаниями естественного права, не зная никакой государственности. Однако этот период был не войной всех против всех, а счастливым временем мира и согласия. С увеличением численности населения, ростом имущественной дифференциации, появившимися на этой почве конфликтами возникла необходимость в государстве, которое создавалось путем всеобщего договора. 3.11. Игнат Абдиралович (Кончевский) (1896—1923) обращает внимание на такую особенность исторической жизни Беларуси, как ее срединное географическое положение между Востоком и Западом. Он обращает внимание читателя на то, что белорусы, украинцы и балканские славяне полностью не примкнули ни к Востоку, ни к Западу Второй особенностью белорусского народа является негативная роль в его истории интеллигенции. У него не возникает иллюзий относительно роли Запада в белорусской истории. Он говорит, что история свидетельствует о том, что когда западный человек делает вам приятное, это еще не значит, что с его стороны не будет неприятностей, его поцелуй свидетельствует не только о благосклонности и любви к вам, но и о возможности предательства. Восток душит Беларусь во имя соединения всех славян, объединения пролетариев всех стран. Для преодоления западного и восточного влияния необходимо создать свои белорусские формы жизни. Сами формы должны быть текучи, изменчивы. Для того чтобы формы не довлели над жизнью, необходимо высокое развитие у человека духовности. И. Абдиралович приходит к выводу, что формы необходимы, так как они представляют собой сущность материального бытия. Но форма всегда должна соответствовать своему вечно изменяющемуся содержанию. В этом направлении необходимо осуществлять поиск индивидуального и общественного идеала. Абдиралович предупреждает, что предлагаемый им путь нелегок, а скорее труден и преодолеть его можно только творчеством, в основе которого - отсутствие всякого самодовольства, самоуспокоения, вечный поиск, вечное стремление проникнуть в глубины жизни. Подлинное социальное творчество может осуществиться только вне политики и вне партий, для которых всегда характерно несоответствие хороших слов последующим делам. Они выражают интересы, прежде всего, своих классов и постоянно воспроизводят духовное мещанство. Социальное творчество возможно только при отсутствии чужого вмешательства, а для него необходима политическая независимость. Что касается исторической перспективы, то в будущем должно исчезнуть принуждение, а граждане объединятся в общества, похожие на кооперативы, где производство, торговля, просвещение и хозяйственные потребности удовлетворяются свободными объединениями потребителей и производителей. 4. Обратите внимание на сущность идей ряда направлений, внесших определенный вклад в развитие философской мысли Беларуси: 4.1. Филоматы (любители знания). Возникает на базе Виленской академии в начале ХIХ века. Сначала члены общества (О. Ежовский, Ф. Малевский, Я. Чечот, А. Мицкевич, Ф. Зан, И. Цомейко) ставили перед собой только национально-просветительские цели, в частности, воспитание молодежи в духе польских традиций. Они считали, что изучение наук должно приносить пользу родине. Под пользой понималось освобождение отечества. Для этого необходимо было хорошо знать гуманитарные науки, которые только и в состоянии дать ответ на вопрос: что приводит к возникновению деспотизма? Именно эти науки могли подсказать и возможные средства избавления от деспотизма. Поскольку цель человека - счастье родины, то наука, по их мнению, должна быть «словом народа о его потребностях и путях спасения», т. е. призвана быть тесно взаимосвязанной с жизнью. Именно поэтому филоматы старались избегать отвлеченных философских рассуждений, полагая, что философская истина должна быть конкретной и научной. Нравственное состояние общества филоматы напрямую связывали с формой государственного правления: в государстве с плохим управлением не может быть хороших граждан. В формировании добродетелей великая роль отводилась религии и праву. Стремление рассматривать все вопросы общественной и государственной жизни сквозь призму нравственности - характерная черта мировоззрения филоматов. Причина всякого зла - только в нравственном зле. 4.2. «Променистые». С помощью филоматов (прежде всего Ф. Зона) весной 1820 года рождается организация учащейся молодежи «променистых», которые своей главной целью считали «сохранять полезные отцов своих обычаи, любить природный язык и оному обучаться, иметь в памяти доблести и подвиги предков и подражать им по мере сил своих и состоянию». Позднее, взамен «променистых» создается общество филаретов (любителей нравственности). 4.3. Западнорусизм. На протяжении 19 века вплоть до национально-государственного определения Беларуси в начале 20 века (наряду с идеями восстановления государственной независимости Речи Посполитой) широкое распространение получило в общественно-политической мысли течение, считавшее, что Беларусь ни исторически, ни культурно не может быть в составе Польши. Представители этого течения исходили из той точки зрения, что Беларусь составляет западную часть России, а белорусы органично входят в состав единого русского народа. На основе этого делался вывод, что Беларусь не является страной с особой национальной культурой, а поэтому не может иметь и своей государственности. Данная точка зрения получила название западнорусизма. Представители главную задачу видели в возрождении старой русской культуры. 5. В целом о философской мысли Беларуси необходимо знать следующее: Во-первых, формирование философской мысли Беларуси осуществляется на основе византийской традиции и напрямую связано с распространением христианства на Руси, что обусловило преобладание морально-этической направленности на всех этапах ее развития. Во-вторых, философская мысль Беларуси находится под заметным влиянием традиций западноевропейской классической философии. В своем развитии она переживает период и Возрождения, и Просвещения, что свидетельствует об ее ярко выраженной гуманистической направленности. В-третьих, в философской мысли Беларуси получил отражение сложный процесс формирования белорусского национального самосознания. САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. Соотнесите этапы развития философской мысли Беларуси и персоналии, их представляющие: 1) Период становления философской мысли Беларуси. а) Симон Будный 2) Период ренессансно-гуманистической философской б) Игнат Абдиралович мысли Беларуси. в) Кирилл Туровский 3) Период белорусского Просвещения. г) Казимир Нарбут 4) Период формирования белорусской национальной идеи д) Климентий Смолятич е) Андрей Волан 2. Определите, какая направленность доминирует на самом раннем этапе развития философской мысли Беларуси. а) теологическая; б) морально-этическая; в) гуманистическая; г) атеистическая. 3. Кто из следующих мыслителей проявлял особый интерес к вопросам права? а) К. Смолятич; б) С. Будный; в) А. Волан; г) И. Абдиралович. 4. Выделите факторы, сыгравшие определяющую роль в формировании философской мысли Беларуси. а) появление первых княжеств; б) принятие христианства на Руси; в) переход от родоплеменного уклада к феодальному; г) появление книгопечатания. 5. Определите временные рамки белорусского Просвещения. а) ХVII - XVIII века; б) ХVIII век; в) середина ХVIII-начало ХIХ; г) ХIХ век. ОТВЕТЫ: 1) 1-в,д; 2-а,е; 3-г, 4-б; 2) а; 3) в; 4) б; 5) в. Итоговый контроль (зачет) ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Философия как феномен культуры. Функции философии. 2. Предмет философии и его историческая динамика. Разделы философии. 3. Мировоззрение: сущность, структура, функции. Философия как теоретически сформулированное мировоззрение. 4. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука. 5. Специфика древневосточной культуры, ее влияние на философскую мысль. 6. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и основные школы древнеиндийской философии. 7. Рационально-практическая направленность древнекитайской философии. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. 8. Социокультурные источники возникновения и этапы развития древнегреческой философии. 9. Космоцентризм древнегреческой философии. 10. Проблема бытия в древнегреческой философии. 11. Этический рационализм в философии Сократа. 12. Социокультурная обусловленность философии эпохи Средневековья. 13. Августин Аврелий и становление средневековой философской парадигмы. 14. Проблема двойственности истины и учение Фомы Аквинского о соотношении веры и разума. 15. Проблема универсалий в средневековой схоластике: реализм, номинализм, концептуализм. 16. Социокультурные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения. 17. Основные черты натурфилософии Возрождения. 18. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. 19. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения. 20. Социокультурные предпосылки гносеологической направленности философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени. 21. Философские идеи эпохи Просвещения. 22. Критика разума в философии Канта. 23. Теория диалектики в философии Гегеля. 24. Антропологический материализм Фейербаха. 25. Становление и основные черты неклассической философии. 26. Философия иррационализма (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше). 27. Основные идеи социальной философии марксизма. 28. Исторические формы позитивизма. 29. Основные ориентации философии ХХ века и причины их формирования. 30. Основные установки феноменологии. 31. Философские проблемы экзистенциализма. 32. Проблема понимания в философской герменевтике. Исторические типы герменевтики. 33. Современная религиозная философия: неотомизм, тейярдизм, персонализм, диалектическая теология. 34. Фрейдизм и неофрейдизм. 35. Структурализм и постструктурализм в философии ХХ века. Ситуация постмодернизма в философии. 36. Социокультурные предпосылки формирования и основные этапы развития белоруской философской мысли.
Date: 2015-05-09; view: 1206; Нарушение авторских прав |