Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
УЭ-3. Древнегреческая философия
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Космоцентризм древнегреческой философии. Поиск «архэ». Становление стихийной диалектики. Проблема бытия. Сущность познания. Проблема человека и общества. ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ: «архэ», апейрон, атом, Бытие, диалектика, космос, этический рационализм. ПЕРСОНАЛИИ: Анаксимандр, Анаксимен, Аристотель, Гераклит, Демокрит, Парменид, Пифагор, Платон, Сократ, Фалес. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: 1. Прежде всего, обратите на социокультурные факторы, обусловившие рационалистическую направленность и открытость философии Др. Греции для всего нового. Древнегреческая философия формируется в период (7-6 века до н.э.), когда прежние традиционно-мифологические представления античного общества обнаруживают свою недостаточность. Главную роль здесь сыграли: - экономический подъем, вызванный, прежде всего, использованием железа; - развитие торговли, мореходства, колонизация новых земель и, как следствие, расширение географического горизонта греков, что позволило обнаружить некоторое несоответствие в мифологическом представлении о вселенной; - расширение связей и контактов с другими народами, открытие ранее незнакомых грекам обычаев, нравов и верований не могло не наводить на мысль об относительности их собственных социальных и политических установлений; - дух свободной политической дискуссии в сочетании с уважением к закону, к порядку и, самое главное, к личности, царивший в большинстве городов-государств (полисов), способствовал открытости древнегреческого общества для всего нового, создавал все условия для развития рационалистической направленности философской мысли; - религия не играет в жизни древнегреческого общества такой исключительной роли как на Востоке. 2. Запомните основные этапы развития древнегреческой философии, представителей, философскую проблематику:
3. Запомните, космоцентризм древнегреческой натурфилософии можно представить в следующих аспектах: Во-первых, в период формирования древнегреческой философии приоритетным стал интерес к космогонической мифологии, воплотившей в себе первобытные представления людей о возникновении и эволюции мира. В философии был преодолен антропо- и зооморфизм космогонических мифов. Первые натурфилософы позаимствовали из космогонических мифов ряд идей: представление о первичном бесформенном состоянии Вселенной; идею эволюции в сторону большей упорядоченности и лучшего устроения мира; идею периодической гибели и нового рождения Вселенной. Во-вторых, сам термин «космос» являлся одним из самых часто употребимых и многозначных в древнегреческой традиции. Например, Геродот и Эсхил трактовали космос как порядок, упорядоченность, Гомер под космосом полагал строение или устройство, Платон космосом называл государственный строй, Фукидид – правовой порядок, Пифагор и Демокрит космосом обозначали мировой порядок, мироздание, мир как выражение высшего порядка. В-третьих, космоцентризм древнегреческой натурфилософии четко представлен в принципе тождества макрокосмоса и микрокосмоса: то, что имеется в космосе, имеется и в человеке. А то, что есть в человеке, имеется и в космосе. Макрокосм и микрокосм – одно и тоже. Первоначально принцип был сформулирован в форме вопроса «Что есть все?». 4. Обратите внимание на то, что осознание многообразия мироздания в философии, в отличие от мифологии, привело к поиску во всем этом многообразии единого, первоначала или «архэ». Фалес первым задается вопросом «Что есть все?» и началом всего полагает одну из четырех стихий - воду. Согласно Анаксимену, воздух путем сгущения и разрежения порождает все вещи. Анаксимандр в основе всего утвердил апейрон (беспредельное). Пифагор - число. Гераклит – огонь и Логос. Демокрит – атом. 5. Заметьте, что наряду с вопросом первоэлемента (архэ) мироздания, древнегреческих натурфилософов занимает вопрос о причине изменчивости вещей мироздания. В этом контексте происходит становление античной диалектики. В философском смысле диалектика есть способ понимания мира, утверждающий идею всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развития всего существующего в мире, источником которых полагает внутренне присущие миру противоречия, единство и борьбу противоположностей. И хотя в таком значении термин начинает применяться только с конца 18 - начала 19 веков (ибо Сократ ввел термин «диалектика» для обозначения искусства вести беседу, позднее, вплоть до Нового времени термином обозначали раздел или прием риторики), но в фрагментарном виде диалектическое понимание мира присутствует в древнегреческой философии. Так, космос древние греки представляли как совмещающий в себе противоположность покоящегося и изменчивого. А всеобщая изменчивость мира представлялась как превращение одного первоначала в другое. Гераклит первым четко заявил, что все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьба противоположностей. Все течет и изменяется, - говорил он, - и в одну реку нельзя войти дважды. Миром правит война: единство и борьба противоположностей. Правда, диалектическим идеям Гераклита достаточно долго противостояли метафизические установки с идеями Мировой души как источника движения или перводвигателя. 6. Обратите внимание на поворотный момент в истории древнегреческой философии, связанный с постановкой проблемы бытия. 6.1. Если поиск первоэлемента, из которого устроено мироздание, способствовал развитию натурфилософии, направленной на изучение чувственно воспринимаемого мира, то осмысление сущности непостоянства и изменчивости мироздания привело к идее его неподлинности и, соответственно, к постановке проблемы бытия, положившей начало развитию онтологии, предметом исследования которой стал умопостигаемый мир. 6.2. Первым четко формулирует проблему бытия, как главную философскую проблему, представитель Элейской школы Парменид. Он противопоставляет бытию небытие.
6.3. Такое решение проблемы бытия становится традиционным не только для древнегреческой, но и для всей западноевропейской философии вплоть до Нового Времени. Следование традиции Парменида древнегреческих философов можно проследить на примере взглядов таких мыслителей, как Демокрит (представитель наивного материализма) и Платон (основоположник объективного идеализма). Примечательным в этом примере является не только то, что оба философа, в отличие от Парменида, полагали, что небытие существует, но и то, что один из философов в роли бытия полагал нечто материальное (атом), хотя и постигаемое только мыслью в силу малой величины, другой – идеальное.
6.4. Обратите внимание на несколько иной подход к пониманию первоосновы изменчивости и многообразия мира в онтологии Аристотеля. Аристотель выдвигает 4 причины изменений в мире: материальную (из чего?), формальную (что это есть?), действующую (откуда источник изменений?) и целевую (ради чего идет изменение?). Он также, как и Парменид, отрицает существование небытия. В отличие от Платона, наделившего мир сущностей независимым от мира вещей существованием, Аристотель усматривает сущность вещи в ее единичном бытии и определяет это единичное бытие как сочетание формы и материи. Он считает, что материя – это возможность формы, а форма есть действительность материи. Каждая форма может рассматриваться как материя для иной, более сложной формы. Но когда мы доходим до четырех стихий, то материя, из которой они возникают, уже не является формой для какой-то иной материи. Это первоматерия есть чистая возможность. Согласно Аристотелю, вечно движущийся мир имеет и вечную первопричину движения – перводвигатель. Сам перводвигатель неподвижен, бестелесен, поскольку телесность – это всегда возможность перехода в иное, т.е. возможность движения. Он есть чистая форма, Ум (Нус) созерцающий самого себя, он есть Бог, которому достаточно помыслить, чтобы материя испытывала стремление к переходу в действительность. 7. Примите к сведению, что понимание древнегреческими философами сущности познания логически вытекало из онтологической установки на различение бытия, небытия и мнимого или кажущегося бытия, к которому почти единодушно относили чувственно воспринимаемый мир, мир вещей. 7.1. Согласно Платону, познание – это припоминание того, что некогда душа человека созерцала в мире эйдосов. Поскольку вещи – это жалкое подобие идей, в результате их восприятия формируется только мнение. Предметом знания могут быть только эйдосы, однако полнота знания доступна только богам. 7.2. Согласно Аристотелю, не все в одинаковой мере истинное. Есть более и менее истинное. Истинное познание трудно, ибо сущность как предмет познания скрыта.Чувственное восприятие хотя и является основой познания, но только разум способен постигать общее и необходимое. Ни одно из чувственных восприятий мы не считаем мудростью. Мудрость занимается первыми причинами и началами. И наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено. Знание общего не появляется из знания единичного, а лишь выявляется благодаря такому знанию. Само же знание общего заложено в разумной душе потенциально. Разумная душа присуща только человеку (и богу). Она независима от тела, ибо мышление вечно. Разум человека пассивен, но потенциален, в нем заложено знание общего в возможности. Для того чтобы эта возможность стала действительностью, необходим активный разум, а также воздействие на душу объективного мира через чувства. 8. Обратите внимание, что в трактовке древнегреческими философами сущности человека и общества, определяющее место занимают мудрость (знание) и добродетель. 8.1. Считается, что Сократ первым повернул философию лицом к человеку. В основе его философии лежит этический рационализм. Для Сократа знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо. Нравственность – это следствие знания, ибо, чтобы быть добродетельным, надо знать добродетель. Сократ сравнивал философию с повивальным искусством (майевтика), утверждая, что она способствует рождению истины. Он разработал метод, заключающийся в искусном ведении диалога (диалектика), а именно, в правильной постановке вопросов, позволяющей вскрывать противоречия в понятиях, мнениях и, соответственно, преодолевать их, достигать истины. Составными частями метода Сократ являются по форме – ирония и майевтика, по содержанию – индукция и определение (дефиниция). Ирония - последовательно задаваемые вопросы, целью которых является приведение собеседника к противоречию с самим собой. Майевтика – познание всеобщего как основы истинной морали. Индукция –отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения. Определение – установление родов и видов, их соотношение. 8.2. Платон первым создает трактат о государстве, представив в нем модель идеального общества. Идеальное государство для Платона – это, прежде всего, общество трех социальных сословий: правители – философы, стратеги – воины, производители – земледельцы и ремесленники. Эти сословия соответствуют трем иерархически упорядоченным частям души (разуму, воле и благородным желаниям, влечениям и чувственности), а также трем из четырех добродетелей, в них преобладающих (мудрость, храбрость, умеренность). По убеждению Платона, только философы, созерцающие нечто стройное и вечно тождественное, не творящее несправедливости и от нее не страдающее, полное порядка и смысла, сами, подражая этому, внесут то, что они находят в мире идеального бытия в общественный быт людей. Четвертая добродетель – справедливость – не относится к отдельным сословиям, но является некой государственной добродетелью. 8.3. Аристотель в своих социально- политических взглядах центральное место отводит разуму и добродетели как условию счастья и справедливости в обществе. Мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность – только эти добродетели являются условием счастья. Без добродетели человек становится самым нечестивым и самым диким существом, а в отношении к половому наслаждению и пище он хуже тогда всякого животного. Справедливость – это общее благо. Главной целью политики Аристотель считает достижение общего блага. Однако, по его мнению, политик, учитывая, что человек подвержен страстям, не должен ставить своей целью воспитание нравственно совершенных граждан, достаточно, чтобы все граждане обладали добродетелью гражданина – умением повиноваться властям и закону. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ: Логос – (у Гераклита) как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня; этический рационализм – философский принцип, утверждающий в качестве определяющего условия нравственности человека знания, обладание мудростью. УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. Определите круг проблем характерных для древнегреческой мысли, прямо или косвенно затронутых во фрагменте: «…Воистину мы совершенно не причастны бытию, ибо всякое смертное существо, ограниченное рождением и гибелью, являет собой призрак и смутную и неверную иллюзию. Пытаться постичь его напряжением мысли все равно, что хватать воду рукой: при попытке собрать ее воедино и силою зажать в кулак, она проскользнет и оставит тебя ни с чем. Так и разум в погоне за чистой видимостью чувственных и изменчивых вещей дает промах и сбивается: в одном случае – на процесс их возникновения, в другом – на процесс уничтожения; ничего пребывающего или сущего постичь он не может» Задание 2. Какой из принципов философии в данном фрагменте является предметом анализа? Какое место этот принцип занимал в древнегреческой философии? «…Истинное состоит в том, чтобы показать, что то, что есть другое, есть то же самое, а то, что есть то же самое, есть другое, и именно оно (истинное) состоит в том, чтобы показать, что в том же отношении и с той же стороны, с которой в них является одно, в них показывается наличие и другого.… Доказывать противоположное – не значит обнаружить истинное усмотрение». Задание 3. Прокомментируйте фрагмент с опорой на знание основных проблем древнегреческой философии: «…Некоторые не возражают против того, что четыре первоэлемента являются первоначалами сложных тел. И они, видя, что огонь, воздух, вода и земля переходят друг в друга, стали искать какие-либо еще более первоначальные и простые причины, чтобы при помощи их объяснить различия, обусловленные свойствами этих элементов» Задание 4. Аргументировано определите, кто из древнегреческих философов потенциального мог быть автором фрагмента: «…Всякая вещь либо начало, либо происходит из начала, но у бесконечного нет начала, ибо в противном случае у него был бы конец. Кроме того, то, что оно не возникло и неуничтожимо, также указывает на то, что его следует понимать как некое начало, ибо то, что возникло, по необходимости должно прийти к концу и всякое уничтожение сопряжено с понятием конца. Поэтому у этого начала нет начала, но оно само представляется началом других вещей, и все объемлет, и всем правит» САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. Укажите, какой элемент данные философы полагали в качестве первоосновы мира? 1) Фалес а) воздух, 2) Гераклит б) апейрон, 3) Анаксимен в) атомы, 4) Анаксимандр г) огонь, 5) Демокрит д) вода. 2. Согласно традиции Парменида, атрибутами Бытия являются: а) множественность, б) неделимость, в) изменчивость, г) тождественность, д) умопостигаемость, е) сложность. 3. В каком выражении представлен первый философский принцип? а) все через все; б) одно во всем; в) что есть все; г) все едино. 4. Какие понятия в онтологии Платона являются ключевыми? а) Нус, б) Бог, в) апейрон, г) эйдос, д) хора, е) Мировая душа. 5. Выделите четыре причины, сформулированные Аристотелем в качестве объяснения многообразия мира: а) идеальная, б) формальная, в) действующая, г) целевая, д) божественная, е) материальная. 6. Кто из философов первым диалектически представлял мир? а) Пифагор, б) Гераклит, в) Парменид, г) Зенон. 7. Выделите этапы сократовского метода: а) критика, б) ирония, в) нравоучение, г) майевтика, д) дефиниция. 8. Выделите имя философа, начиная с которого в западной философии впервые четко обозначился интерес к человеку: а) Парменид, б) Зенон, в) Сократ, г) Платон, д) Аристотель. 9. Установите соответствие между именами философов и их учениями (принципами): 1) Гераклит а) наивная стихийная диалектика; 2) Парменид б) атомистическое учение; 3) Сократ в) учение о бытии; 4) Демокрит г) учение о мире идей; 5) Платон д) этический рационализм. 10. Выделите основные признаки космоцентризма древнегреческой философии: а) приоритетный интерес и критическое осмысление космогонической мифологии; б) многовариативность понятия космос; в) первый философский принцип «все во всем»; г) противопоставление мира вещей миру бытия. ОТВЕТЫ: 1) 1-д, 2-г, 3-а, 4-б, 5-в; 2) б,г,д; 3) в; 4) г,д,е; 5) б,в,г,е; 6) б; 7) б,г,д; 8 в ); 9) 1-а, 2-в, 3-д, 4-б, 5-г; 10) а,б.
Платон (427 - 342 гг до н.э.) Date: 2015-05-09; view: 862; Нарушение авторских прав |