Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История транспорта





ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 
 


Кафедра «История»

ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА

Методические указания

По подготовке к семинарским занятиям, зачетной сессии

И оформлению рефератов и докладов

Санкт-Петербург

История транспорта: методические указания / Под ред. Фортунатова В.В., Голубева В.И. – СПб., 2011.

История транспорта

(с древнейших цивилизаций по XXI век)

Дисциплина «История транспорта» входит в перечень дисциплин, общеобязательных для всех специальностей, форм и видов обучения в транспортных высших учебных заведениях Российской Федерации.

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о роли транспорта, путей сообщения в развитии России, европейской и мировой цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях развития путей сообщения, с акцентом на особую роль транспорта для России с её огромной территорией и суровым климатом; введение в круг проблем в развитии транспортной инфраструктуры, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины «История транспорта» заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

· Понимание работы на транспорте как важной социальной и государственной задачи, как выполнения гражданского и патриотического долга по отношению к своему Отечеству, к народам Российской Федерации, как стремления своими действиями служить интересам России;

· Знание роли и особенностей развития транспорта на различных этапах исторического процесса; влияние транспорта на другие сферы развития различных стран, регионов, цивилизаций;

· Понимание многообразия задач, которые решаются благодаря использованию развитой транспортной инфраструктуры;

· Понимание места и роли области деятельности выпускника транспортного университета в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

· Способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

· Навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание;

· Умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· Творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

 

1.2. Требования к освоению содержания дисциплины.

В результате освоения дисциплины «История транспорта» студент должен:

Знать:

· Основные виды транспорта, направления и проблемы развития различных видов транспорта;

· Движущие силы и закономерности развития транспорта на разных этапах исторического процесса;

· Место ученых, инженеров, работников разных специальностей в развитии различных видов транспорта;

· Основные этапы и ключевые события истории транспорта в России, Европе и мире в целом;

· Важнейшие достижения в транспортной сфере, краткие биографии выдающихся деятелей, творцов этих достижений.

Уметь:

· Логически мыслить, вести научные дискуссии;

· Работать с разноплановыми источниками по истории транспорта;

· Осуществлять эффективный поиск информации и критики источников в современном информационном пространстве;

· Получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· Преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в развитии истории транспорта в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· Соотносить общие исторические процессы, процессы в развитии транспортной сферы и отдельные факты; выявлять существенные черты различных процессов, явлений и событий;

· Извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

· Представлениями о событиях истории транспорта в России и мире;

· Навыками анализа исторических источников;

· Приемами ведения дискуссии и полемики.

В общем виде студенты должны приобрести следующие навыки:

· умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.;


· владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники), в том числе лексикой, позволяющей адекватно понимать информацию по различным проблемам транспорта;

· уметь «привязать» событие из истории транспорт России к конкретному событию из всемирной истории транспорта, умение проводить хронологические параллели.

· умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

· уметь сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

После изучения курса «История транспорта» студент сдает зачет по 20 вопросам.

Литература

Основная литература

История науки и техники (применительно к транспорту): учебное пособие / Под ред. В.В.Фортунатова. – СПБ.: ПГУПС. 2011.

Красковский А.Е., Фортунатов В.В. Принятие управленческих решений на железнодорожном транспорте: история и современность.- СПб.: ПГУПС, 2009.

Люди дела. Вклад железнодорожников в социально-экономическое развитие России: Монография / Под ред. В.В. Фортунатова.- М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007.

Отечественная история для технических вузов.- СПб.: Питер, 2005.

Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011.

История Петербургского государственного университета путей сообщения. В двух томах, трех книгах.- СПб.: ПГУПС, 2009.

История железнодорожного транспорта в России. В 2-х тт. СПб., 1996, 1998.

Дополнительная литература

Аксененко Н.Е. Железные дороги России: от реформы к реформе / Н.Е. Аксененко, Б.М. Лапидус, А.С. Мишарин.- М.: Транспорт, 2001.

Большая энциклопедия транспорта.- М., 2003.

Главная дорога России. Москва – Санкт-Петербург.- СПб.: Лики России, 2000.

Глащенков Г.А., Павлов В.Е. Ректоры Петербургского государственного университета путей сообщения (1809-1989).- СПб.: ПГУПС, 1997.

Гудкова О.В. Строительство Северной железной дороги и ее роль в развитии северного региона (1858-1917 гг.).- Вологда: Древности Севера, 2002.

Гурьев А.И. Из тупика: история одной реформы.- СПб.: РЖД-Партнер, 2008.

Гурьев А.И. И какие же русские не любили быстрой езды? История обреченного проекта.- СПб.: ООО «Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2009.

Дороги России: Страницы истории дорожного дела.- СПб.: Лики России, 1996.

Железные дороги России.- СПб.: Трансрейл, 1996.

Железнодорожный транспорт: XX век. 2-е изд.- М.: Железнодорожное дело, 2001.

Железнодорожный транспорт: Энциклопедия.- М., 1994.

История человечества: (в 8 т.).- Под ред. З. Я. Де Лаата.- Париж, UNESCO; М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2003.

Калиничев В.П. Великий Сибирский путь (историко-экономический очерк).- М.: Транспорт, 1991.

Ковальчук В.М. Магистрали мужества. Коммуникации блокированного Ленинграда 1941-1943.- СПб.: ИПК «Вести», 2001.

Коляда М.Г. Авиация и флот. Рекорды, достижения, открытия.- Ростов н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2007.

Комарова И.И., Бородычева Е.С. Большая книга вопросов и ответов: 100 000 фактов для умных и любознательных.- М.: РИПОЛ классик, 2006.


Коренев Л.И. Железнодорожные короли России.- СПб., 1999.

Куманев Г.А. Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945.- М.: Наука, 1988.

Министры и наркомы путей сообщения.- М.: Транспорт, 1995.

Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845-1955).- 2-е изд.- М.: Транспорт, 1995.

Сенин А.С. Министерство путей сообщения в 1917 году. М., 1993.

Сенин А.С. Железнодорожный транспорт России в эпоху войн и революций (1914-1922 гг.): Монография.- М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009.

Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт: В прошлом, настоящем и будущем. В. 2 т.- СПб.: Выбор, 2001.

Соловьева А.М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX века.- М.: Наука, 1975.

Сотников Е.А. История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта 1800-2100 годы.- М.: Интекст, 2006.

Традиции железнодорожников на службе России (1809-2003 гг.).- СПб., 2003.

Транспорт страны Советов.- М.: Транспорт, 1987.

Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали – мост между прошлым и будущим России.- М.: Транспорт, 2005.

Харитонов С.Ф. Рассказ о Великом Северном пути. Петрозаводск, 1984.

Электрификация железных дорог России (1929-1999 гг.) / Под общ. ред. П.М.Шилкина.- М.: Ин-текст, 1999.

Электрифицированные железные дороги России (1929-2004 гг.) / Под общ. ред. П.М. Шилкина.- М.: Интекст, 2004.

 

Интернет-ресурсы

http://www.iri-ran.ru/ Институт российской истории Российской Академии наук

http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург).

http://www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека (Москва).

http://www.istrodina.com/ «Родина»: Архив (журнал).

http://www.hrono.ru/vvedenie.php/ Хронос. Всемирная история в интернете.

http://militera.lib.ru/1/do/about/index.html Военная литература. Библиотека.

http://www.mil.ru/ Министерство обороны Российской Федерации.

Портал «Архивы России» (http://www.rusarchives.ru/).

Учебные пособия, учебники по курсу.

Хрестоматии, сборники документов.

Журнал «Вопросы истории естествознания и техники».







Date: 2015-04-19; view: 3947; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию