Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конечная цель и путь развития
В следующий раз, когда вам предоставится возможность вымыть посуду после еды, постарайтесь нацелиться на сам процесс мытья. Почувствуйте теплоту воды — не слишком ли она горяча для вас? Что вы ощущаете от скользкой мыльной воды на посуде? Дайте своему вниманию сфокусироваться на ощущениях рук. Какой вы ощущаете чистоту свежевымытой посуды? После того как вы сумеете сконцентрироваться на самом процессе мытья посуды (а этого занятия обычно предпочитают избегать), проведите некоторое время, думая о том, чтобы «сделать это быстро». Попытайтесь стать нетерпеливым при выполнении задания и стремитесь к его окончанию. Заметили ли вы, насколько эта нацеленность на конечный результат, а не на сам процесс мешает получению удовольствия от процесса? Люди с трудом воспринимают изменения; то, что непостоянно, понять трудно. Способность гибко реагировать на изменения зависит от осознания изменений, а для последнего нужна гибкость восприятия. Если я обременен проекциями, которые постоянно навязываю другим, я не в состоянии видеть ясно и, следовательно, не могу видеть изменений. Все, что я вижу в других, снова и снова, — это лишь я сам, зацикленный и не способный к изменениям. Если мои границы с другими людьми размыты, я не смогу понять, кто из нас меняется — я или другие. Поэтому, чтобы быть способным ощущать изменения, мне нужно все время быть в контакте с окружением. Уходя от окружения и погружаясь в себя, я становлюсь неспособным ощутить его изме- нения. И потому, чтобы ощущать происходящие в мире изменения, я должен быть способен проходить через все стадии слияния, контакта и погружения в себя, не застревая ни на одной из них. Зафиксироваться в контакте столь же бесполезно для восприятия изменений, как и застрять в слиянии или погружении в себя. Если нет времени, чтобы погрузиться в себя и проверить, есть ли изменения, произошедшие во мне самом с тех пор, как начался контакт, я теряю ощущение себя и скорее исполняю роль, чем веду себя аутентично. Изменения означают жизнь, фиксация — это смерть. Рискните жить! Завершение любого процесса, то есть достижение цели, есть в своем роде смерть, точно так же как и абсолютное совершенство. Хотя мысль о том, что нечто может быть совершенным, является частью сути человеческого существования, это лишь направление, сигнальный знак, а не цель жизни. Важно ясно представлять себе цели и иметь их в перспективе; но если процесс достижения цели того не стоил, может ли быть стоящей сама цель? Все же знание О нашей смертности может приводить к причудливым образам жизни, так как мы пытаемся ужиться с этой неизбежностью. Одна из таких попыток состоит в том, чтобы максимально возможным образом переполнить свою жизнь. Беспокойство при выполнении слишком большого количества дел вызывается тем, что у нас может не хватить времени для усвоения всего полученного опыта. Вся наша жизнь может быть заполнена целями, а не самим процессом жизни — поскольку цели имеют собственный импульс, под его влиянием целенаправленный человек может забыть спросить себя: «Чем я сейчас занимаюсь?» и «Стоит ли это того?» Если в результате неимоверных усилий удается достичь поставленной цели, часто тот, кто ее достиг, ощущает во рту только пепел: «И это то, за что я боролся?» Другой выбор связан с идеей процесса. Если время нашего пребывания на земле ограничено, то мы ответственно должны сделать выбор, как его потратить: Фауст Гете попытался обойти эту проблему, заключив договор с Мефистофелем, но большинство из нас этого выбора не имеет. Каждое решение пойти по одной дорожке означает, что мы не сможем пойти по другой. Если мы не принимаем этих решений со всей ответственностью, нам придется винить только себя. Хотя существуют циклы развития и со временем мы меняемся, можно застопорить этот процесс, развивая свои неизменные «черты характера». Это такие способы поведения, на которых основаны наши роли, а роли, как мы уже говорили, это способы избежать подлинного общения. Я могу встретить нового человека и почувствовать к нему расположение. По мере того, как я буду все лучше его узнавать, я могу обижаться на его некоторое поведение по отношению ко мне; и все же, я могу скрыть свои чувства и не показывать их, ведя себя с этим человеком так, будто я все еще к нему расположен. Тем самым временами я исполняю роль, часть меня застывает и препятствует моей гибкости. Замороженный на время и предсказуемый, я, в некотором смысле, мертв. Красота цветов — в её быстротечности; пластмассовые цветы оскорбляют своим постоянством. Так как природа общества меняется, духовные и философские ценности тоже меняются — то, чему учили в прошлом, должно измениться в соответствии с настоящим. На среднем востоке одно из главных благословений, которое является также проклятием... это обучение духовных мастеров. Оно — благословение для тех, кто получил его в нужное время, и проклятие для тех, кто борется с ним с тех пор после того, как оно стало анахронизмом. Немногие съели бы мясо после того, как оно сгнило, или овощ, когда он уже сморщился. Но почти никто не подозревает об эквивалентной проблеме в литературе и традиционализме. Дайте чему-нибудь прослыть ценным или возвышенным, и человеческая жадность доделает все остальное. Даже если доисторическое ломает нам зубы и гнилое мясо нас отравляет, мы все равно будем придерживаться устаревших толкований. Идрис Шах Не только каждое общество и время вырабатывают свою собственную философию, но и законы тоже отражают время. Многое из легального, разрешенного сейчас было строго запрещено в прошлом, например, гомосексуализм. Модель — это тоже объект изменений вкусов, обычаев. Викторианское пуританство отчасти расчистило дорогу распущенности времен Эдварда, последняя дала дорогу свободной и легкой морали двадцатых годов прошлого столетия. Во многом это похоже на то, как что-то становится для нашего сознания фигурой на фоне нашего мира, — некоторые идеи становятся фигурами и фоном времени. Иногда законы устаревают, отставая от времени, в этом случае они существуют в качестве законов, но на это редко жалуются. Однако если они используется рьяными общественными деятелями, то в конце концов протесты народа против этих законов могут привести к их отмене. Люди меняются, и иногда их интроецированная мораль устаревает по сравнению с их теперешними взглядами и отношениями. Например, мы можем протестовать и говорить, что верим в моногамию, но в действительности придерживаться систематической полигамии. Такое запаздывание случается и при выполнении обычных дел. Хирурги часто не могут объяснить, как они ставят диагноз: если они и начинают объяснять, их объяснения часто неопределенны и неумышленно запутаны. Разница между тем, что они думают о своих действиях, и самими действиями может быть велика. Причина заключается в том, что хирурги уже ушли вперед в своих техниках с тех пор, как они пытались объяснить другим, что они реально делают. Осознание того, что они делают, как бы отстало от исполнения, от самого действия. Единственно достоверным способом узнать, что делает человек, является наблюдение за его действиями. Понять это противоречие можно лишь в терминах процесса. Мы способны ко многим действиям даже в отсутствие способности описать их. Гарольд Росс из «Нью-йоркера» обычно говорил, что все невозможно описать; тем не менее, у людей есть привычка все свои действия переводить в слова. Наша способность развивать навыки, не прибегая к словам, приводит к путанице, когда мы вынуждены словами описывать цель (например диагноз или — как в нашем случае — цель психотерапии). Весь наш мир все время течет и изменяется, и мы должны целенаправленно использовать осознание, чтобы идти в ногу с происходящими изменениями. Возбуждение от ощущения новизны мира в каждый момент времени может дать нам настоящую радость, но для этого мы должны быть способны проделать работу по изменению самих себя, а не сопротивляться этому постоянно. Мир будет меняться вне зависимости от того, нравится нам это или нет. Чтобы сделать изменения для нас полезными, мы должны обладать способностью жить в сегодняшнем дне — «прямо сейчас». Этот момент отличается от всякого другого, и человек, с которым мы разговариваем «сейчас», отличается от человека, с которым мы говорили минуту назад. Чтобы жить сейчас, в этот момент, мы должны быть способны определить, что происходит в этот момент. Чтобы суметь это определить, мы должны уметь моментально включить видение, чувствование или осознание, а не быть скованными воспоминаниями того, что мы видели некоторое время назад, в прошлом. Упражнения на Осознание — это самый короткий путь к развитию такой способности. Выясняя, что происходит, с помощью глаз и ушей, и чувствуя, что происходит в груди или животе, мы помогаем себе жить в данный момент и принимать ответственные решения о том, чего мы хотим, как мы хотим себя вести и что мы хотим дать окружающим нас людям. Жизнь в настоящий момент дает нам шанс управлять своей судьбой, которая является чередой таких настоящих моментов. Планирование будущего или память об уроках прошлого тоже важны, но когда они противоречат значимой для нас ситуации, переход в настоящий момент позволит нам использовать все наши силы, все наше видение, всю нашу мощь. Нелегко, умерев, быть рожденным заново. Фриц Перлз Date: 2015-05-09; view: 439; Нарушение авторских прав |