Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В этой фразе мы имеем дело с «завершающей» точ­кой, после которой и поставлен знак разделительной паузы — 5 page





Упражнение № 7. Си-си-зис, сэ-сэ-зэс, са-са-зас, со-со-зос, су-су-зус, сы-сы-зыс...

У п р а ж н е н и е № 8. Си-си-си-зис, сэ-сэ-сэ-зэс, са-са-са-зас, со-со-со-зос, су-су-су-зус, сы-сы-сы-зыс...

Упражнение №9. Сиззи, сэззэ, сазза, соззо, суззу, сыззы, сеззе, сяззя, сёззё...

Упражнение № 10. Зисси, зэссэ, засса, зоссо, зуссу, зыссы...

Присоединив 9-е и 10-е упражнения к упражнениям 1, 3, 4 и 5 поочередно, получите еще восемь тренировоч­ных упражнений.

Упражнение № 11. Сти, стэ, ста, сто, сту, сты, сте, стя, стё, стю.

Упражнение № 12. Зди, здэ, зда, здо, зду, зды, зде, здя, здё, здю.

Упражнение № 13. Сти-зди, стэ-здэ, ста-зда, сто-здо, сту-зду, сты-зды, сте-зде, стё-здё, стя-здя, стю-здю.

Примечание. При звуках [Т] и [Д] кончик языка касается верхних зубов, а при [С] и [3] — нижних.

Упражнение № 14. Зби, збэ, зба, збо, збу, збы, збе, збя, збё, збю.

Упражнение № 15. Спи, спэ, спа, спо, спу, спы, спе, спя, спё, спю.

Упражнение № 16. Зви, звэ, зва, зво, зву, звы, зве, звя, звё, звю.

Упражнение № 17. Сфи, сфэ, сфа, сфо, сфу, сфы, сфе, сфя, сфё, сфю.

Упражнение № 18. Ски, скэ, ска, ско, ску, скы, ске, скя, скё, скю.

Упражнение № 19. Сли, слэ, сла, сло, слу, слы, сле, сля, слё, слю.

Произнесите следующие слова четко и медленно:

 


сахар, сон, сумка, нос, песок, досада, заяц, зубы, вязанье, возок, раз, водовоз, воз, синий, зимний, мазь, лазейка, везение.

Повторите на выходе медленно и четко следующие фразы, обыграв их:

1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

2. У осы не усы, не усищи, а усики.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

4. По семеро в сани уселись сами.

5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В гро­зу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Орфоэпия. 1. В конце слова звонкий [З] произносится как глухой звук [С]: волнорез — волноре[с], изморозь — изморо[с'], воз — во[с], связь — свя[с'], мазь — ма[с'], образ — обра[с], грязь — гря[с'].

2. В словах с двойными согласными СС, ЗЗ первый согласный смягчается: в массе — в ма[с']се, бессердеч­ный — бе[с']сердечный, безземельный — безземельный.

3. Смягчение [С] и [3] перед мягкими [В'], [Д'], [Т'], [Л'], [М'], [Н']: развить — ра[з']вить, свекровь — [с']век­ровь, бездельник — бе[з']дельник, грусть — гру[с']ть, возле — во[з']ле, после — по[с']ле, если — е[с']ли, изме­нять — и[з']менять, разве — ра[з']ве.

ЗАНЯТИЕ 13. Повторение: 1) «поза» и «маска» ре­лаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи;

3) упражнения для шеи, рук, лица, рта, губ, языка;

4) упражнения для тренировки речевого дыхания; 5) таблица гласных; 6) тренировка наиболее трудноусваи-ваемых согласных; 7) упражнения для голоса 1, 2, 8, 9.

Голос. Сделайте 5—10 полных вдохов и выдохов и переходите к упражнению на развитие высоты голоса. Цель его — научиться изменять высоту голоса в преде­лах своего звукового диапазона. В качестве упражнения возьмем отрывок из «Илиады» Гомера и будем трени­роваться на первых 4—8 строках, пока не усвоен весь курс. Сначала найдите один из звуков пониже среднего уровня и читайте первую строку, далее с каждой новой строкой повышайте понемногу голос; затем проделайте обратный ход — с каждой строкой понижайте голос, но не перегружайте его непосильными крайне низкими зву-


ками. Не смешивайте повышение звука с усилением, а понижение с затиханием, держите всегда одну и ту же громкость.

Упр ажнение № 10(г).

Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), —

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?

Сын громовержца и Леты — Феб, царем прогневленный,

Язву на воинство злую навел; погибали народы

В казнь, что Атрид обесчестил жреца непорочного Хриса.

Старец, он приходил к кораблям быстролетным ахейским

Пленную дочь искупить и, принесши бесчисленный выкуп

И держа в руках, на жезле золотом, Аполлонов

Красный венец, умолял убедительно всех он ахеян,

Паче ж Агридов могучих, строителей рати ахейской:

«Чада Атрея и пышнопоножные мужи ахейцы!

О! Да помогут вам боги, имущие домы в Олимпе,

Град Приамов разрушить и счастливо в дом возвратиться;

Вы ж свободите мне милую дочь и выкуп примите,

Чествуя Зевсова сына, далеко разящего Феба».

Все изъявили согласие криком всеобщим ахейцы

Честь жрецу оказать и принять блистательный выкуп.

Дикция. Отработка согласных [Ш] и [Ж]

Дефекты этих звуков связаны с искажением, неточ­ностью артикуляционного уклада их, а также с замеще­нием другими звуками ([С] вместо [Ш], [Ж] и т. д.). Ше­пелявость и другие недостатки произношения сравни­тельно легко поддаются исправлению с помощью упраж­нений.

При произнесении твердых согласных [Ш] и [Ж] губы раскрыты, между зубами расстояние 1—2 мм, кончик языка лопатообразно приподнят по направлению к пе­редней части нёба за альвеолы верхних передних зубов, но не касается твердого нёба; боковые края языка каса­ются верхних коренных зубов и несколько приподняты, образуя в языке легкую впадину. При произнесении глухого [Ш] голосовые связки не вибрируют, в то время как при звуке [Ж] работают не только голосовые связ­ки, но и вибрирует кончик языка.


Для различия глухого и звонкого согласного произ­несите поочередно: ш-ж, ш-ж, ш-ж...

При тренировке звуков [Ш] и [Ж] йотированная таб­лица не применяется (эти звуки твердые). Произнесите на выдохе следующие упражнения:

Упражнение № 1. Шэ, ша, шо, шу, шы.

Упражнение № 2. Жэ, жа, жо, жу, жы.

Упражнение № 3. Шэ-шэ, ша-ша, шо-шо, шу-шу, шы-шы.

Упражнение № 4. Шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, шы-шы-шы.

Упражнение № 5. Шэ-шэ-шэ-шэ, ша-ша-ша-ша, шо-шо-шо-шо, шу-шу-шу-шу, шы-шы-шы-шы.

Упражнение № 6. Шэжэ, шажа, шожо, шужу, шыжы.

Упражнение № 7. Жэшшэ, жашша, жошшо, жушшу, жышшы.

Напишите ряд тренировочных упражнений, соединив поочередно 6-е и 7-е упражнения с 1-м, 3-м, 4-м, 5-м. Повторите их вслух, если не хватает одного выдоха, до­бирайте воздух.

Упражнение № 8. Шэ-сэ, ша-са, шо-со, шу-су, шы-сы.

Упражнение № 9. Жэ-зэ, жа-за, жо-зо, жу-зу, жы-зы.

Упражнение № 10. Шэ-сэ-шэ, ша-са-ша, шо-со-шо, шу-су-шу, шы-сы-шы.

Упражнение № 11. Жэ-зэ-жэ, жа-за-жа, жо-зо-жо, жу-зу-жу, жы-зы-жы.

Упражнение № 12. Жни, жнэ, жна, жно, жну, жны, жне, жня, жнё, жню.

Упражнение № 13. Шни, шне, шня, шнё, шню, шни.

Упражнение № 14. Жди, жде, ждя, ждё, ждю, жди. Шти, ште, штя, штё, штю, шти.

Произнесите следующие слова: шерсть, шар, жад­ность, жалость, ёрш, нож, фарш.

Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы:

1. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

2. У ежа ежата, у ужа ужата.

3. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

4. Самшит, самшит! Как ты крепко сшит!


5. Что посеешь, то и пожнешь.

6. Дружба — дружбой, а служба — службой.

7. Шила в мешке не утаишь.

8. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Орфоэпия. 1. В конце слова звонкий согласный [Ж] оглушается: нож — [нош], уж — [уш], стриж — [стриш], ложь — [лош].

2. Слова с ЖИ, ШИ, ЖЕ, ШЕ произносятся как с ЖЫ, ШЫ, ЖЭ, ШЭ: шина — (шына), жизнь — (жызнь), жест — (жэст), шест — (шэст).

3 Сочетания СЖ, ЖЖ произносятся как двойной твердый [Ж]: разжать — (ражжать), разжег — (раж-жег), сжать — (жжать).

4. Сочетания ЗЖ, ЖЖ внутри корня слова произно­сятся как долгий двойной мягкий ЖЬЖЬ: вожжи — (вожьжи), жужжит — (жужьжит), уезжать — (уежь-жять), приезжать — (приежьжять).

ЗАНЯТИЕ 14. Повторение: 1) «поза» и «маска» ре­лаксации; 2) гигиенический и вибрационный массажи; 3) артикуляционные упражнения; 4) дыхательные уп­ражнения; 5) таблица гласных; 6) тренировка соглас­ных; 7) голосовые упражнения.

Дикция. Отработка произношения согласных [Ч'], [Щ'], [Ц]

В речи часто наблюдаются дефекты этих сложных двойных звуков из-за неправильной артикуляции или замены их другими звуками. В многочисленных говорах звук [Ч'] произносится твердо, а звук [Щ'] как ШЬЧ (роща — рощьча, проще — прощьче, вещий — вещь-чий). Это отклонение от нормы. Надо запомнить, что звуки [Ч'] и [Щ'] всегда звучат мягко, а звук [Ц] всегда произносится твердо.

При произнесении звука [Ч'] язык поднимается лопа­тообразно к альвеолам верхних передних зубов, язык более напряжен и ближе направлен к зубам, чем при [Ш]. Звук произносится мягко, как сочетание ТЬШЬ, произносимое слитно.

При произнесении звука [Щ'] слышится мягкое и протяжно звучащее [ШЬШЬ].


Упражнение № 1. Чи, че, чя, чё, чю.

Упражнение № 2. Щи, ще, щя, щё, щю.

Упражнение № 3. Чи-чи, че-че, чя-чя, чё-чё, чю-чю.

Упражнение № 4. Чи-чи-чи, че-че-че, чя-чя-чя, чё-чё-чё, чю-чю-чю.

Упражнение № 5. Чи-чи-чи-чи, че-че-че-че, чя-чя-чя-чя, чё-чё-чё-чё, чю-чю-чю-чю.

Упражнение №6. Чищи, чеще, чящя, чёщё, чющю.

Присоединив упражнение № 6 к упражнениям 1, 2, 3, 4, 5, получите еще целый ряд тренировочных упраж­нений.

При произнесении звука [Ц] язык, прижатый на мгно­венье к альвеолам передних верхних зубов, как при [Т], быстро опускается вниз, и выдыхаемая струя возду­ха прорывается по желобку в передней части языка к межзубной щели, как при звуке [С]. Аффриката Ц со­стоит из сочетания ТС и произносится очень быстро, слитно и всегда твердо.

Упражнение № 1. Цэ, ца, цо, цу, цы.

Упражнение № 2. Цэ-цэ, ца-ца, цо-цо, цу-цу,

цы-цы.

Упражнение№3. Цэ-цэ-цэ, ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы.

Упражнение № 4. Цэ-цэ-цэ-цэ, ца-ца-ца-ца, цо-цо-цо-цо, цу-цу-цу-цу, цы-цы-цы-цы.

Произнесите следующие слова: щи, щука, лощина, лещ (не забывайте, что мягкий согласный [Щ'] — дли­тельный), чаща, чистый, печь, врач, качели, цирк, принц, дворец, цоколь, окольцованный.

Повторите на выдохе медленно и четко следующие фразы (не забывайте поставить задачу):

1. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

2. Щипцы да клещи — вот наши вещи.

3. Тщетно тщится щука ущемить леща.

4. Течет речка, печет печка.

5. Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала не-расчувствовавшегося Вавилу.

6. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

7. Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

9. Около колодца кольцо не найдется.

 

10. Молодец против овец, против молодца сам овца.

11. Москвой-столицей весь народ гордится.

 


Орфоэпия. 1. Слова с ЧА, ЩА, ЧО, ШО, ЧУ, ЩУ произносятся как с ЧЯ, ЩЯ, ЧЁ, ЩЁ, ЧЮ, ЩЮ, чары — (чяры), чашка — (чяшка), прощание — (прощяние), Чоп — (Чёп), чудесный — (чюдесный), щука — (щюка).

2. Сочетания СЧ, СЩ, ЗЧ произносятся как долгий мягкий [Щ']: счастье — (щястье), рассчитывать — ра-щитывать), счет — (щёт), расщепить — (ращепить), расщедрился — (ращедрился), образчик — (обращик).

3. Сочетания ТЧ и ДЧ произносятся как двойной долгий, мягкий [Ч']: молодчик (молочьчик), летчик — (лёчьчик).

4. Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное [Ц]: отца — (оцца), двадцать — (дваццать), молодца — (молоцца), братца — (брацца).

После того как все упражнения усвоены, включите в ежедневный голосовой тренинг дыхательную физкуль­турную зарядку (можно под музыку) и чтение гекза­метра. Не забывайте о режиме труда и отдыха, бере­гите голос.

Гигиена и профилактика голоса

Голосовой аппарат оратора очень чувствителен к не­умелому пользованию им в сложных условиях публич­ного выступления, к эмоциональным, психическим и фи­зическим перегрузкам. Поэтому в повседневной жизни всегда соблюдайте следующие правила:

1. Самое лучшее средство для сохранения профес­сионального звучания голоса — это зарядка, которая включает в себя дыхательную и артикуляционную гим­настику. Если каждое утро после дыхательных упраж­нений (10—15 мин) вы почитаете в течение 10 минут гекзаметр, соблюдая все правила дикции, дыхания и голоса, это позволит вам поддерживать голосовой аппа­рат и организм в целом в отличном рабочем состоянии; голосовой тренинг, как мы уже говорили, создает по­ложительные эмоции и настраивает на творческий про­цесс.

2. Не переутомляйте голосовой аппарат слишком большим количеством выступлений. Норма голосовой


нагрузки для лекторов и педагогов не более четырех академических часов подряд в день.

3. Перед выступлением желательно выпить стакан теплого (но не горячего) чая или боржоми. Дайте мыш­цам отдохнуть, приведя их в расслабленное состояние («поза» и «маска» релаксации) или сделайте 5—10 мед­ленных, спокойных вдохов и выдохов, после чего вновь настройтесь на рабочий лад.

4. Помните, что состояние и сила голоса непосредст­венно связаны со всеми физиологическими процессами, происходящими в организме. Поэтому еще раз подчерк­нем обязательность соблюдения правильного образа жизни. Гимнастика, водные процедуры, сон по потреб­ности, чередование труда и отдыха, правильное полно­ценное питание повышают защитные силы организма, благотворно влияют на голосовой аппарат. Пища долж­на быть разнообразной, богата витаминами, употребле­ние острых приправ ограничить. От горячей пищи кро­веносные сосуды глотки расширяются, от холодной — суживаются, и то и другое вредно сказывается на голо­совых связках.

5. Закаливайте нервную систему, ибо нервно-психи­ческие травмы, переживания, страх непосредственно сказываются на голосе, он начинает срываться, теряет­ся чистота, выносливость, интонационная подвижность. Заболевания верхних дыхательных путей, такие, как хронический насморк, воспаление носоглотки, зева, свя­зок, непременно сказываются на голосе. Поэтому необхо­дима профилактика. Кроме дыхательной гимнастики и физических упражнений постоянно следите за носоглоткой. При неприятных ощущениях горло мож­но полоскать настоем ромашки. Для этого 1—2 столо­вые ложки сухой ромашки заваривают стаканом круто­го кипятка, настаивают около часа и процеживают. Этот же настой применяют и при ощущении сухости в носу, закапывая по 5—6 капель в каждую ноздрю. Помогает полоскание щелочным раствором: чайная ложка соды и соль на кончике ножа растворить в стакане воды ком­натной температуры. Можно закапывать в рот или в нос по 5—6 капель персикового, абрикосового или олив­кового масла. Для закаливания носоглотки полезны ежедневные полоскания холодной водой с постепенным понижением температуры от +20° до +12°.


6. Помните, что курение и употребление спиртных напитков отрицательно сказываются на голосе. Алко­голь приводит к расширению кровеносных сосудов, на­рушая тем самым функции желез слизистой оболочки верхних дыхательный путей. Голосовые связки «сушат­ся», голос становится низким, хриплым, менее выносли­вым. Курение вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушается естественный процесс ды­хания. Частый сухой кашель курильщиков постоянно травмирует голосовые связки, они теряют эластичность, в голосе появляется сипота, исчезает легкость и мяг­кость звучания.

Щадите свой голос, берегите его!

Интонационно-выразительные средства речи

Подготовленный для выступления текст лектору це­лесообразно проинтонировать, то есть наметить в нем логические паузы и ударения. Конечно, при изложении темы в аудитории у лектора возникает естественная разговорная интонация. Но так получается далеко не всегда. Лучше на импровизацию не надеяться, а тща­тельно подготовиться к выступлению. И, в частности, продумать интонирование текста, сделать соответствую­щую разметку и отрепетировать произнесение всей лек­ции.

ЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА и ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕ­НИЕ. Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или да­же из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или син­тагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различ­ной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами. Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препина­ния — грамматическими паузами, но могут быть и там, Где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разде­лительными. Самой короткой соединительной паузой яв­ляется люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В


тексте люфтпауза обозначается знаком '. Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозна­чать.

Соединительная пауза между речевыми тактами обо­значается одной вертикальной чертой — |, более дли­тельная пауза между речевыми тактами или предложе­ниями обозначается двумя чертами — ||. И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных компо­зиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами —

Вот как можно расставить в тексте логические паузы: «Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой ос­вобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества... || С переходом средств производства в общественную собст­венность | индивидуальная семья перестанет быть хо­зяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. ||Уход за детьми | и их воспитание станут обществен­ным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачны­ми.» 14. || (Логические паузы сделаны авт. — С. Н.) Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указа­тельный палец», который выделяет главное слово в фра­зе или группу слов в предложении. Логические акцен­ты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на кото­рое ставится логическое ударение, выделено прописны­ми. Логическое ударение чаще всего достигается повы­шением или понижением тона — тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделя­ются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после вы­деляемого слова. Изменение высоты тона дает возможность наиболее 14 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77—78. полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же поль­зуются только силой голоса, даже в комбинации с за­медлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ всегда указывают на необ­ходимость повышения или понижения голоса на удар­ных словах, предшествующих знаку. Вот эти-то измене­ния высоты голоса при переходе от одного речевого так­та к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация. Каждый знак препина­ния, как говорил К. С. Станиславский, имеет свою ха­рактерную «голосовую фигуру». Всего в нашем языке де­сять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, воск­лицательный знак, тире, многоточие. Точка указывает на завершение мысли и закончен­ность предложения. Интонация на точке связана с силь­ным понижением голоса на ударном слове, предшеству­ющем знаку, — «голос положить на дно». На «заверша­ющей» точке пауза сравнительно длительная, как пра­вило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается. «Учение Маркса всесильно, | потому что оно верно» 15.

В этой фразе мы имеем дело с «завершающей» точ­кой, после которой и поставлен знак разделительной паузы —

На ударном слове «верно» голос сильно понижается. «Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не все по­нимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох, сыплет слова, | не уследишь за его речью. || Конечно, и длинные паузы между отдельными фразами или сло­вами утомляют слушателя, | делают его речь скучной. |утомительной»16. || В этом примере нет так называе­мых «завершающих» точек, и голос на них понижается 15 В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 23, с. 43. 16 Ем. Ярославский. Советы агитаторам. Цит. по сб.: Об ораторском искусстве, с. 328. гораздо меньше, а паузы между предложениями соеди­нительные. Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания. Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумо­лимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; |каждая фраза... | — необходимое звено в цепи дово­дов» 17. || Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой — обращает наше внимание на каждую часть в отдельности. Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соедини­тельную логическую паузу. К. С. Станиславский заме­тил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую... Са­мое замечательное в природе запятой то, что она обла­дает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно под­нятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы» 18. Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует. Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение пе­речислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте. Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного заме­чания. Перед скобками голос повышается на предшест­вующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок. 17 Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе. М., 1956, с. 151. 18 К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 3. М., 1955, с. 100. «В природе | (поскольку мы оставляем в стороне об­ратное действие на нее человека) | действуют одна на другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во вза­имодействии которых и проявляются общие законы». ||Слова в скобках читаются на одной ноте. Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т. д. Вопросительный знак передается с помощью повыше­ния голоса на ударном слове вопросительного предло­жения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в сере­дине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его. Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наи­более сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения. Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко пада­ет вниз. Многоточие. К. С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опус­кается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе» 19. В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что-либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль. «...Он (социализм. — С. Н.) будет перерастать в ком­мунизм,.. || ибо люди привыкнут к соблюдению элемен­тарных условий общественности | без насилия | и без подчинения» ||20. Тире в звучащей речи требует некоторого повыше­ния голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противо­поставить одно явление другому или подвести итог. «Учет и контроль | — вот главное, что требуется для «налажения», |для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества»21. || Для того чтобы закрепить и лучше усвоить все пра­вила по логике и мелодике речи, необходимо трениро­ваться. При самостоятельном разборе текста следует выполнять графический разбор всех примеров, отмечая ударные слова, логические паузы и знаки препинания. 19 К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 3, с. 327. 20 В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 33, с. 83. 21 Там же, с. 101. Вместо заключения Красивый, звучный голос, ясная, точная и правиль­ная речь, разнообразная и глубокая интонация — без­условно необходимые средства выразительного живого слова. Но не будем забывать и о таких, казалось бы, незначительных моментах в работе лектора, как его внешний облик, жесты, мимика, которые являются до­полнительными средствами выразительности речи и не­обходимыми условиями для установления контакта с аудиторией. Публичная речь, будь то лекция, доклад или выступ­ление, в какой-то мере воспринимается чисто зритель­ным путем. Слушатели обращают внимание на одежду оратора, на то, как он стоит, какое у него выражение лица. Ибо все это небезразлично для слушателей и в конечном счете тоже влияет на результативность вы­ступления. Однако никакие внешние приемы не обеспечат того успеха, который дают глубокие знания лектора, его иск­ренняя убежденность и внутренняя потребность донести свои знания до аудитории. Это формирует мастерство, оратора, которое достигается постоянной и системати­ческой работой лектора над собой.

Литература

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., «Просвещение», 1968.

Апресян Г. З. Ораторское искусство. М., МГУ, 1972.

Выразительное чтение. М., «Просвещение», 1972.

Запорожец Т. И. Логика сценической речи. М., «Просвеще­нце», 1974.

Идеи эстетического воспитания. В 2-х тт. М., «Искусство», 1973.

Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. М., «Просвещение», 1967.

Леви В. Л. Искусство быть собой. М., «Знание», 1977.

Нагорный В. Э. Гимнастика для мозга. М., «Советская Рос­сия», 1972.

Найдёнов Б. С. Выразительность речи и чтения. М. 1969.

Н о ж и н Е. А. Основы советского ораторского искусства. М., «Знание», 1973.

Савкова З. В. Как сделать голос сценическим. М., «Искусст­во», 1975.

С а р и ч е в а Е. Ф. Сценическое слово. М., «Советская Россия», 1963.

Сценическая речь. Уч. пос. под ред. И. П. Козляниновой. М., «Просвещение», 1976.

Словарь-справочник под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова. Русское литературное произношение и ударение. М., Госиздат, 1959.

Словарь ударений для работников радио и телевидения. Под ред. Д. Э. Розенталя. М., «Советская энциклопедия», 1967.

Ч и х а ч е в В. П. Убедительнее, доходчивее, ярче. Л., о-во «Зна«ние» РСФСР, 1977.


Содержание

 


Введение

Общая характеристика разделов техники речи

Практические занятия

Гигиена и профилактика голоса

Интонационно-выразительные средства речи

Вместо заключения

Литература


Date: 2015-05-09; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию