Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Техника постановки вопросов при работе с О-картами⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Автор Александр Пушков
При первом же прикосновении к метафорическим ассоциативным картам открытой темой для меня осталась техника постановки вопросов. Понятно, что пресловутое «Карты – это инструмент, все зависти от парадигмы которую вы исповедуете» отсылают нас к азам психотерапии, НО ведь хочется «выжать» из карт максимум! Тем более эклектический подход никто не отменял. В данной статье я опишу основные способы задавания вопросов при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса. В моем сознании нет общей классификации психотерапевтических вопросов, возможно, мы придем к ней в конце статьи. Рассматривая карты как стимул, запускающий в нас ассоциации, переживания, воспоминания и т.д. главным вопросом будет так называемая «петля в реальность» или «челнок» - «А что эта карта говорит о вас?». Но это лишь одна из возможностей, заложенных в инструмент. Для себя я выделяю костяк «сценария» консультационной встречи с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК), который: ü Наладка контакта, прояснение запроса; ü Предложение определенной техники-упражнения с МАКами; ü Диссоциированная работа, погружение в МАКи; ü Челнок в реальность, интеграция полученного опыта; ü Подведение итога встречи.
Хотя вполне возможны случаи, когда: ü встречу начинают с упражнения с картами (для прояснения запроса, например) и потом идут в классике консультирования – тематической беседе; ü погружение в карточные образы и челнок в реальность проделывается множества раз напротяжении сессии; ü вся встреча строится на метафорическом общении в контексте карточного расклада или молчаливом манипулировании карточными образами.
Принимая во внимание все исключения, у меня в сознании сложилась классификация вопросов, основанная на этапности (и соответственно целях) консультационного процесса.
С самого начала совместной работы перед психологом стоит задача установления контакта с клиентом, создание атмосферы доброжелательности и поддержки, а так же прояснить цель прихода на консультацию, сформулировать запрос. ü Как вы представляете наше сотрудничество? ü Как, на ваш взгляд, я могу вам помочь? ü Чего, в связи с заявленной проблемой, вы хотели б в результате наших встреч? ü Конечно, в разных направлениях психологии и психотерапии процесс прояснения запроса происходит по-разному.
В нейролингвистическом программировании (НЛП), например, этот этап относительно четко регламентирован, существует ряд вопросов, прописанная схема, по которой психолог помогает клиенту сформулировать результат. В системной семейной терапии можно найти ряд вопросов, которые рекомендуют озвучить на начальном этапе встречи. (Кто и чего хочет? От кого хотят? С каких пор? Для чего?...) В экзистенциально-гуманистических подходах психотерапии, как правило, прояснение запроса происходит в диалоге, и сам этот процесс менее технологичен. Главное, чтобы клиент и психолог поняли друг друга и пришли к соглашению относительно дальнейшей работы. Ориентируясь на запрос, клиенту предлагают повзаимодействовать в карточном пространстве. Метафорические ассоциативные карты хоть и являются достаточно универсальным инструментом в психотерапии, но все же они не всесильны. Соответственно, выделяя возможные терапевтические задачи, ограничусь самыми часто встречающимися. ü Рефреминг проблемной ситуации, поиск альтернатив; ü Самопознание; ü Работа с семейной системой клиента; ü Проработка травмы, потери, страха. ü Поиск внутренних ресурсов.
Для достижения поставленных задач существует несколько распространенных форм проведения упражнения: ü Работа «вслепую»/«в открытую» ü Комбинация слов и изображений (пасьянсы)/ создание истории/ вырисовывание/
Так же можно выделить уровни погружения в инструмент: ü Диссоциированный (То, что происходит с образами на карте); ü Метафорический (То, что клиент видит в карте и соотносит со своей реальностью); ü Реальный (То, что происходит с клиентом в реальной жизни). Все эти 3 уровня задействованы в беседе в той или иной пропорции.
Потенциал диссоциированного уровня – безопасное исследование актуальных для клиента событий, переживаний через художественные образы. Главный фокус вопросов, как мне кажется, должен быть направлен на углубление и расширение описания карты – т.е. максимальное насыщение истории проективным материалом. Вопросы, заданные на диссоциированном уровне, отличаются от вопросов про реальность лишь фокусом (от первого или от третьего лица они задаются). Например: ü Сколько процентов злости чувствует человек на карте, занесший нож за спиной у другого? ü Сколько процентов злости у вас, когда вы думаете о своем партнере по бизнесу?
Метафорический уровень позволяет соединить карточный образ с реальностью. Вопросы концентрируются на выяснении отношения к карте; прояснении чувств, мыслей, импульсов; на расшифровке основной метафоры. Реальный уровень в фокусе разговора и вопросов держит актуальные события и переживания клиента. Это по сути то, о чем он мог сказать и без работы с ассоциативно-метафорическими картами. Учитывая все вышесказанное, далее я приведу примеры вопросов, собранные из разных подходов, которые могут быть полезны при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Повторюсь, что информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса.
Вопросы на классификацию.
Эта форма вопросов наилучшим образом «срабатывает» при выяснении позиций и отношений, требующих ранжирования: ü Какой из этих образов (портретов) вы поставите на первый план? ü Какая карта вызывает более положительные эмоции, а какая - отрицательные? ü «Процентные» вопросы.
Такая форма вопросов служит для уточнения отличий между предложениями, убеждениями, настроениями, концепциями (болезни), представлениями и т. п. ü Представим, что образ на карте разрывается на части, что б стать одновременно ближе к другим картам (ситуация выбора), в каком процентном соотношении разорвется карта и по какому критерию? ü Если представить себе, что вся ваша ролевая энергия содержится в круглом «энергетическом» пироге, то сколько его процентов (какая долька) содержится в роли «бизнес-леди»? А сколько процентов бы вам хотелось, что б эта роль содержала? За счет какой роли вы готовы увеличить/уменьшить энергию в этой роли? ü Сколько процентов страха содержится в этой карте? ü Сколько килограмм обид в мешке у изображенной на карте фигуры? ü Вопросы об исключениях из проблемы.
Сравнивая периоды, когда проблема беспокоит и когда ее нет, можно значительно лучше раскрыть их важные отличия. ü (После описания через карты актуальной проблемы) Как часто (как давно, когда, где) проблема не возникала? Чем были заняты в это время вы и другие? Как вам удалось сделать так, чтобы проблема не возникла? Что бы вы еще могли сделать по сравнению с вашими действиями в «непроблемные» времена? ü «Что еще?» заставляет нашего визави задуматься, а часто впервые подталкивает додумать что-либо дальше, чем до сих пор. ü Вопросы на изменение контекста.
Позволяет посмотреть на проблему с неожиданной стороны. ü Если бы мы заглянули в будущее (на 5 лет) вперед, как звучала б эта история? ü Как бы смогла описать проблему второстепенная фигура, предмет, изображенные на карте? ü Date: 2015-05-09; view: 1341; Нарушение авторских прав |