Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. М. Двали





[Психологическая помощь тренера спортсмену во время соревнований]

(Двали Г. М. К психологии секундирования (словесного воздействия тренера) в спортивном соревновании // Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям в различных видах спорта. — М.: ФиС, 1968. — C. 38–43.)

Спортивное соревнование — сложное, трудное, комплексное мероприятие. Не каждый спортсмен способен всегда правильно понять обстановку соревнования, проанализировать ее и наметить рациональные пути для достижения победы. Часто у такого спортсмена во время соревнования может возникнуть нежелательный аффект, паническое состояние, страх и т. д. Спортсмен часто теряет способность объективно оценивать как свои действия, так и обстановку соревнования в целом (действия своих партнеров и противников). Именно в таких случаях возникает необходимость помочь ему.

Под “секундированием” мы понимаем оказание тренером-секундантом психологической помощи спортсмену непосредственно до начала соревнования и во время перерывов в соревновании. Необходимо помочь спортсмену осознать пройденный этап соревнования и указать рациональные пути для дальнейшего успешного выступления. В случае надобности тренер-секундант должен успокоить спортсмена или же, наоборот, вывести его из индифферентного, апатичного состояния.

В настоящем исследовании мы попытались проанализировать процесс словесного воздействия (секундирования) на спортсменов во время перерыва после первого тайма в футболе, рассмотреть его в психологическом аспекте, показать механизмы, определяющие природу такого воздействия.

Исследование проводилось на турнире по футболу (1961 г., Кишинев), в котором участвовали команда Таллинна “Калев”, вышедшая на последнее место в классе “А”, и команда кутаисского “Торпедо” и тбилисского “Локомотива”, победившие в зональном соревновании класса “Б”. Мы изучили также несколько календарных матчей тбилисского “Локомотива” на первенство Союза в классе “Б”, которые были проведены в Тбилиси, и использовали соревнование на первенство Тбилиси между футболистами-учениками (1947 г. рождения), которое было проведено в ноябре—декабре 1963 г. В нем участвовали: центральная футбольная школа отдела народного образования, несколько команд центральной школы молодежи, команды юных футболистов при командах мастеров обществ “Буревестник”, “Динамо” и “Локомотив”. Был изучен также матч, проведенный между командами тбилисского “Динамо” и ташкентского “Пахтакора” в 1963 г. в Тбилиси.

Основным методом исследования было наблюдение, которое проводилось непосредственно во время секундирования как до начала матча, так и после первого тайма (во время 15-минутного перерыва). Кроме того, была проведена магнитофонная запись секундирования.

Большинство тренеров обычно не учитывает, какое влияние может оказать их наставление на психическое состояние спортсменов, что спортсмен в данном соревновании израсходовал очень много энергии, что он в ходе соревнования может особенно болезненно переживать неудачи и что поэтому необходимо заботливое отношение к нему. Наше исследование показало, что очень редки случаи, когда бы тренер направлял свое словесное воздействие на то, чтобы успокоить возбужденного спортсмена или же, наоборот, вывести его из депрессивного состояния, возникшего вследствие различных причин.

К сожалению, часто бывало наоборот: тренер, возмущенный ошибкой технического или тактического характера, допущенной спортсменами, терял самообладание и иногда тут же (а иногда в перерыве после первого тайма) обращался к ним с резкими словами. Бывают случаи, когда кто-либо из игроков раздраженным тоном возражает тренеру. Ясно, что после такого конфликта игрок фактически “выпадал” из коллектива, и это, несомненно, отрицательно отражалось на спортивных результатах команды.

Надо отметить, что большинство тренеров-секундантов в своих беседах касается ошибок технического и тактического характера, допущенных командой на данном этапе соревнования. Тренеры-секунданты в большинстве случаев не учитывают индивидуальные особенности спортсменов и не представляют себе последствия воздействия этих бесед на психическое состояние своих воспитанников. А это также часто бывает причиной непонимания между тренером и командой, что отражается на ее спортивных достижениях. Ниже мы приводим примеры различных видов секундирования.

Секундирование до начала соревнования. Секундирование было проведено за два часа до начала повторной встречи между командами кутаисского “Торпедо” и таллиннского “Калева” (первая встреча окончилась победой “Калева” со счетом 2:0; оба мяча были забиты с одиннадцатиметрового штрафного удара). Это поражение поколебало уверенность игроков “Торпедо” в победе в последующих играх. Тренер, учтя это обстоятельство, построил свою беседу таким образом, чтобы вселить в игроков уверенность в собственные силы. Он обратился к членам команды: “Команда “Калева” в течение всего футбольного сезона ничем не отличилась. Эти два матча (имеются в виду победы в первых встречах над тбилисским “Локомотивом” и кутаисским “Торпедо”) они провели особенно сильно, но в эти игры они вложили столько энергии, что ни в коем случае невозможно, чтобы команда смогла провести и последующие встречи с такой же силой. Именно сегодня должен испытать поражение “Калев””. Затем тренер дал характеристику каждого игрока команды противника, где коснулся только их слабых сторон. Например: “Их вратарь вообще слаб и притом немного трусит; из-за этого мяч часто выпадает у него из рук. Необходимо при ударе по воротам атаковать и вратаря; это еще более запугает его, вследствие чего возрастет возможность проведения гола” и т. д.

Затем секундант коснулся тактики (схемы) игры как противника, так и своей команды. Каждый игрок получил конкретное задание. Например, игроку широкого диапазона под № 10 было поручено часто обеспечивать мячами левого крайнего М., имеющего хорошую технику и большую скорость, хотя ему было разрешено действовать и в соответствии с игровой ситуацией. В конце беседы тренер обратился к команде: “Какие бы на поле ни создавались условия, не прекращайте борьбы, верьте, что вы сильнее противника; при необходимости подбадривайте друг друга, страхуйте друг друга. В игре будьте корректны, помогите упавшему противнику подняться” и т. д. Затем он просит вратаря У. постоянно держать контакт с защитниками и при необходимости руководить их действиями.

Известно, какое положительное воздействие может оказать пример. Команде зачитали статью из газеты “Известия” от 30 октября 1961 г., в которой была описана финальная встреча на Кубок Советского Союза между донецкой командой “Шахтер” и московским “Торпедо”. В статье было рассказано о непоколебимости игроков команды “Шахтер”, об их огромном желании победить, о спортивном мужестве, проявленном ими во время игры с сильным противником. Такая беседа, безусловно, достигла цели — в команде создалось боевое настроение, что и сказалось на результатах матча.

Секундирование в перерыве во время соревнования (после первого тайма). Во время отдыха после первого тайма указанной игры в беседе тренер указал, что игрок № 7, на которого тренер возлагал большие надежды, не оправдал их. Этому игроку указали, что он долго водил мяч тогда, когда партнер уже вышел на выгодную позицию, и тем самым свел на нет усилия товарищей наладить результативную атаку ворот противника. На это справедливое замечание игрок № 7 ответил довольно резко и грубо. Он производил впечатление разнервничавшегося человека. Тренер спокойно, ласково, но в назидательном тоне повторил ему, чтобы он долго не водил мяча, вовремя передавал его партнерам, в противном случае команда не сможет решить поставленной перед ней задачи, на что игрок № 7 ответил молчанием. Надо отметить, что второй тайм он провел значительно лучше, чем первый. Ясно, что ограниченность во времени (15 минут) определила и содержание беседы — оно в основном свелось к вопросам тактики.

Секундирование после окончания соревнования. Содержание секундирования охватывало анализ первого матча между “Торпедо” Кутаиси и таллиннским “Калевом”, в котором со счетом 2:0 проиграли кутаисцы. Анализ провел тренер кутаисцев. Тренер спросил мнение всех игроков относительно причин поражения. Почти все игроки указали на нервное напряжение, которое было вызвано большим значением матча для обеих команд. По нашему мнению, футболисты оценили прошедший матч объективно. Так, например, вратарь заявил: “Правда, оба мяча в наши ворота были забиты с одиннадцатиметрового штрафного, оба я мог бы взять, особенно второй, но этому помешали необычные условия игры, в частности искусственное освещение”. Аналогичные заявления сделали остальные игроки.

После этого секундант детально проанализировал прошедший матч и указал на причины, вызвавшие поражение.

1. Команда в течение 40 дней находилась в поездках, участвовала в календарных играх на первенство Союза, в основном в республиках Средней Азии, так что совершенно без отдыха включилась в настоящий турнир.

2. Игру пришлось проводить в непривычных условиях — ночью, при электричестве; в таком случае было необходимо заранее провести 2–3 тренировочных занятия; нам же только раз, да и то на один час уступили стадион за день перед игрой.

3. По неизвестным причинам зритель был на стороне таллиннской команды.

4. Думали, что противник поведет игру в медленном темпе, а этого не было.

5. На результат игры не меньшее влияние оказало неквалифицированное судейство; при оценке силовой игры появилась некоторая тенденциозность в пользу противника и т. п.

Как видно, секундирование — словесная помощь — должно помочь спортсмену (команде) лучше выполнить поставленную перед ним задачу. Следовательно, в процессе секундирования происходит максимальная мобилизация спортивных возможностей спортсмена, что обусловливает его успех в соревновании.

Понятно, что при этом необходима психологическая интерпретация каждого факта. По нашему мнению, положительное или отрицательное влияние секундирования на личность спортсмена наилучшим образом может быть проанализировано в аспекте психологической установки.

Согласно Д. Узнадзе, каждому действию предшествует конкретная потребность в нем, а возникшее на основе встречи с удовлетворяющей спортсмена ситуацией целостно-личностное изменение обусловливает его поведение. Д. Узнадзе экспериментально доказал, что повторение определенной возбуждающей ситуации может привести к адекватной ответной реакции. В результате многократного повторения определенная установка из-за большого личного значения может легко возникать в соответствующих условиях. Так что фиксированная установка становится условием легкого возникновения ответного поведения.

В каждом поведении различают две существенно отличающиеся друг от друга стороны. Одна — импульсивная сторона поведения, которая закреплена в результате многократного повторения и возникает непроизвольно. Вторая сторона — активное сознание, регулирующее и направляющее импульсивное поведение.

В нормальных условиях поведение человека в основном контролируется мышлением и волей. Однако индивидуальные особенности влияют на поведение человека. Есть люди, в поведении которых преимущественно представлен импульсивный уровень. Для других в большинстве случаев характерно поведение, контролируемое сознанием.

Фиксированные установки, образовавшиеся у спортсмена в процессе подготовки к соревнованиям и определяющие его поведение в соревновании, часто носят сравнительно общий характер. Необходимо заменить эти общие установки конкретными, отвечающими специфике соревнования, дифференцировать их.

На первом этапе секундирования задача психологической помощи спортсмену (секундирование непосредственно перед началом соревнования) заключается в том, чтобы на фоне сравнительно общей установки, выработанной в процессе тренировки, создать у спортсмена специфическую установку, пригодную для данного соревнования. Однако, как было отмечено, на первом этапе редко удается предусмотреть все возможные ситуации предстоящего соревнования. Поэтому возникшие в процессе соревнования непредусмотренные ситуации требуют соответствующего преобразования установок. В противном случае впоследствии спортсмены не смогут решить задачи, поставленные перед ними.

На втором этапе (секундирование при отдыхе во время соревнования) во время самого соревнования секундант наблюдает и запоминает особенности действий как своих игроков, так и противника, их слабые и сильные стороны. Анализируя пройденный этап соревнования, оценивает спортивную борьбу. Если стиль борьбы спортсмена не соответствует данному соревнованию, задача секунданта заключается в том, чтобы помочь спортсмену сформировать и окончательно закрепить установку конкретного поведения, реализация которого будет залогом успеха в данном соревновании.

Третий этап секундирования (критический анализ пройденного соревнования). Указанный этап имеет большую ценность для проведения предстоящего соревнования на высоком уровне. Его задача заключается в критическом анализе прошедшего соревнования в целом. Такой анализ является условием возникновения новых установок у спортсмена.

 

Date: 2015-05-09; view: 720; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию