Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сертификация производства

 

 

.

. Сертификация продукции (далее сертификация) – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Установление соответствия заданным требованиям сопряжено с испытанием. Под испытанием понимается техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции в соответствии с установленной процедурой по принятым правилам.

Под сертификацией продукции понимается - проверка и оценка производства сертифицируемой продукции, направленная на получение необходимой уверенности в стабильности характеристик и показателей, подтверждаемых при сертификационных испытаниях.

 

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СЕРТИФИКАЦИИ

Основными целями сертификации являются:

- создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействие потребителям в компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Для достижения указанных целей сертификации должен быть решен ряд важных задач, к числу которых относятся:

- создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции с учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих соглашений;

- определение номенклатуры обязательных показателей: безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, введение их в стандарты и другие виды нормативных документов;

- аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также создание и аккредитация новых;

- подготовка и аккредитация экспертов;

- разработка требований к стандартам и другим нормативным документам, применяемым для сертификации продукции, процессов и услуг;

- модернизация стандартизированных методов испытаний, в том числе экспресс-методов, отвечающих требованиям международных стандартов;

- установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;

- международное и региональное сотрудничество в области сертификации, заключение двухсторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации.

При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами:

- наличие законодательной основы сертификации (Законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и др.);

- гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с действующими международными, региональными и национальными системами сертификации других стран;

- компетентность и независимость органов по сертификации, обеспечивающие объективность и достоверность подтверждения соответствия продукции установленным в нормативных документах требованиям;

- добровольность заявителя при выборе органа по сертификации, если функционирует несколько органов по сертификации одной и той же продукции;

- открытость системы сертификации для участия в ней предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, признающих и выполняющих ее требования;

- информирование всех участников сертификации – изготовителей, потребителей, общественных организаций, органов по сертификации испытательных лабораторий и других заинтересованных субъектов о правилах и результатах сертификации при сохранении конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

 

2. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СЕРТИФИКАЦИИ

 

Исходя из определения, сертификацию можно рассматривать как особый вид деятельности, которому свойственны определенные структурные элементы

2.1. Объекты сертификации

Объектами сертификации являются продукция, услуги, работы, персонал, системы качества, рабочие места и пр., подлежащие или подвергшиеся сертификации.

Продукция, подлежащая сертификации, может быть представлена продовольственным сырьем, пищевыми продуктами, табачными изделиями, непродовольственными товарами.

Одной из важнейших задач в области сертификации является определение безопасности пищевых продуктов, т.к. 70 % вредных для человека веществ попадает в организм вместе с пищей и 30 % – с водой и через воздух. Таким образом, пища является одним из главных факторов, определяющих здоровье нации и сохранение генофонда. Система сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья имеет 300 органов по сертификации и 800 испытательных лабораторий. Практически сертификацией пищевых продуктов занимается такое же число организаций, которое занимается остальными объектами, вместе взятыми.

Объекты обязательной сертификации определяются «Номенклатурой продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации», которая утверждена постановлением Правительством РФ от 13.08.97 г.

Объекты, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждены Постановлением РФ от 07.07.99 г. № 766.

Объектами добровольной сертификации являются системы качества, производства, а также продукция, работы и услуги, не подлежащие в соответствии с законодательными актами РФ обязательной сертификации. Проведение добровольной сертификации ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей, как надежность, эстетичность, экономичность и др. При этом добровольная сертификация не заменяет обязательную, и ее результаты не являются основанием для запрета продукции. Она в первую очередь направлена на борьбу за клиента. Это в полной мере касается и добровольной сертификации услуг.

2.2. Субъекты сертификации

Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг, заказчики-продавцы (первая или вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону – органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Первая и вторая стороны участвуют в сертификации как заявители, в качестве которых выступают изготовители, продавцы, исполнители.

Третья сторона – сторона компетентная, независимая от изготовителя (продавцы) и потребителя. К третьей стороне при обязательной сертификации относятся:

- национальный орган по сертификации – Госстандарт России;

- уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области сертификации;

- центральные органы по сертификации;

- территориальные органы по сертификации;

- испытательные лаборатории;

- эксперты.

Национальным органом по сертификации в России является Госстандарт РФ.

Госстандарт России осуществляет следующие основные функции:

- формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации;

- определяет виды продукции, которые сертифицируются в Системе, а также стандартов, на соответствие которым проводится обязательная сертификация;

- разрабатывает основные принципы, правила и структуру Системы сертификации;

- проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия и ведет их государственный реестр;

- проводит аккредитацию органов сертификации, испытательных лабораторий и экспертов, а также инспекционный контроль за их деятельностью;

- готовит предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, в установленном порядке заключает соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации (сертификатов, знаков соответствия, протоколов испытаний), представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по вопросам сертификации;

- рассматривает апелляции по вопросам сертификации.

Научно-методическим центром Системы является Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС).

Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области сертификации России и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, выполняют следующие функции:

- создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

- осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

- определяют центральные органы систем сертификации;

- аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право определенных видов работ (лицензии на проведение определенных работ);

- ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

- устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

- устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

- осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

- рассматривают апелляции по вопросам сертификации.

Центральные органы по сертификации продукции (ЦОС) создаются для организации и координации работ в системах однородной продукции или группы услуг.

Например, Департамент маркетинга потребительского рынка Министерства торговли РФ выполняет роль ЦОС услуг общественного питания и услуг розничной торговли, ВНИИ сертификации выполняет функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требованиям государственных стандартов.

В обязанности ЦОС входит:

- организация, координация работ и установление правил процедуры и управления в возлагаемой им системе сертификации;

- рассмотрение апелляций заявителей по поводу действия органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Территориальные органы по сертификации (ОС) выполняют следующие функции:

- проводят идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;

- сертифицируют продукцию, выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

- осуществляют в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

- приостанавливают либо отменяют действие выданных им сертификатов;

- предоставляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют:

- испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний;

- оформление и выдачу протоколов испытаний для целей сертификации.

Протоколы испытаний, выданные испытательными лабораториями, являются объективной основой для выдачи сертификата соответствия или отказа в этом органом по сертификации. Порядок работы испытательных лабораторий и требования к ним устанавливаются нормативными документами системы сертификации, основным из которых является ГОСТ Р 51000.3-96, соответствующий европейской норме ЕN 45001.

Испытательная лаборатория может быть самостоятельной организацией или составной частью органа по сертификации или другой организации. Общие требования к испытательным лабораториям следующие:

- обладание статусом юридического лица;

- независимость от поставщиков и потребителей;

- использование стандартных методов испытаний и процедур;

- наличие оборудования, необходимого для проведения испытаний надлежащим образом;

- наличие руководителя, отвечающего за выполнение всех технических задач;

- соответствие образования, профессиональной подготовки, технических знаний и опыта сотрудников лаборатории возложенным на них обязанностям;

- наличие систем обеспечения качества, позволяющей выполнять функции на соответствующем уровне.

Эксперт является главным участником работ по сертификации. Экспертом может быть только специально подготовленное лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От его компетентности зависит объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

Под компетентностью специалиста понимают наличие теоретических знаний, практических навыков и опыта. Компетентность ограничена определенной областью и распространяется на оцениваемую продукцию, услуги и иные объекты (профессиональная компетентность) и методологию оценки (квалиметрическая компетентность).

Профессиональная компетентность включает знание:

- различных сторон проектирования и производства продукции, услуг и иных объектов;

- значений показателей качества аналогов;

- перспектив развития продукции, отраженных в научно-исследовательских работах, патентах, конструкторских разработках;

- требований потребителей;

- условий и характера эксплуатации (потребления).

Квалиметрическая компетентность обеспечивает четкое понимание экспертом принципов и методов оценки качества, умение использовать разные типы оценочных шкал, определять субъективные вероятности.

Необходимо отметить, что единая согласованная система Европейской организации по качеству (ЕОК) предусматривает, что эксперт-аудитор качества должен иметь оригинальное мышление, отличаться настойчивостью, зрелостью, способностью к здравым суждениям и анализу, реальной оценке обстановки, в том числе с учетом широкой перспективы, понимать роль в обеспечении качества отдельных подразделений организации в целом.

Заявители (продавцы, изготовители, исполнители) при проведении сертификации обязаны:

- реализовывать продукцию, исполнять услуги только при наличии сертификата, выданного уполномоченным на то органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);

обеспечивать соответствие реализуемой продукции (услуги) требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия;

- указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии, а также нормативные документы, которым она должна соответствовать; обеспечивать доведение этой информации до потребителя;

- обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностным лицам органа по сертификации и должностным лицам, осуществляющим контроль за сертифицированной продукцией (услугой);

- приостанавливать или прекращать реализацию продукции, оказание услуг (подлежащих обязательной сертификации), если они не отвечают требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицированы, по истечении срока действия или отмены решением органа по сертификации;

- извещать орган по сертификации о тех изменениях, которые влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

 

2.3. Средства сертификации

Средствами обязательной сертификации, а также декларации соответствия служат государственные стандарты на продукцию, услуги; стандарты на процессы, методы испытаний (контроля, анализа, измерений); Санитарные правила и нормы, Общероссийский классификатор сельскохозяйственной и промышленной продукции. Для добровольной сертификации используются любые нормативные и технические документы, определенные заявителем по согласованию с органом по сертификации.

К стандартам как средствам сертификации предъявляются требования, которые регламентируются Руководством ИСО/МЭК 7:

Четкое указание в разделе «Область применения» возможности использования для целей сертификации.

Разработка стандартов должна предусматривать содействие развитию технологии, что обычно достигается установлением требований к эксплуатационным свойствам изделия.

Стандарты, отвечающие своему назначению, должны устанавливать только те характеристики, которые необходимы для определения свойств изделия или его эксплуатационных требований.

Включение в стандарт только тех характеристик, которые могут быть объективно проверены.

Ясность, точность, обоснованность и конкретность формулировки характеристик и требований, отсутствие субъективных элементов.

Разработка одного или нескольких стандартов, определяющих более одной категории, типа или сорта изделия, если в этом возникает необходимость у конструкторов или потребителей из-за экономических или иных соображений.

Регламентация в специальном разделе или путем ссылки на другой нормативной документ количества испытываемых образцов (проб), порядка их отбора и идентификации для определения показателей и требований, проверяемых при сертификации.

Обязательность стандартов на методы испытаний, если в стандарте на продукцию в части проверки обязательных требований установлена ссылка на эти стандарты.

Требования к маркировке должны обеспечивать однозначную идентификацию выпускаемой сертифицированной продукции, а также содержать указания об условиях применения, способе нанесения знака соответствия.

Показатели безопасности пищевых продуктов, определяемые при обязательной сертификации, устанавливаются СанПиН 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Под безопасностью пищевой продукции принято считать соблюдение регламентированного уровня содержания загрязнителей химического, биологического или природного происхождения.

В соответствии с СанПиН 2.3.2.1078-01 показатели безопасности делятся на общие и специфические. Общие включают показатели, характеризующие безопасность большинства групп и видов продукции, специфические – характеризуют отдельные группы продукции. К общим показателям безопасности относятся:

- токсические элементы: свинец, мышьяк, кадмий, ртуть, медь, цинк;

- микотоксины: патулин (для плодоовощной продукции), афлотоксин М (для молочной продукции); афлотоксин В, дезоксиниваленон Т-2, токсин зераленон (для зерномучных товаров);

- радионуклиды: цезий 137, стронций 90;

- пестициды: гексохлорциклогексан, ДДТ и его метаболиты.

К специфическим показателям безопасности относятся следующие:

- токсические элементы: олово, хром (для консервов), железо (для животных жиров);

- антибиотики: левомицетин, тетрациклины, стрептомицин, пенициллин (для мясной и молочной продукции);

- нитраты для плодов и овощей и продуктов их переработки;

- плесени, дрожжи (для продукции растительного происхождения, сушеных продуктов, маргариновой продукции, майонез);

- нитрозоамины (для пива, вина и других спиртных напитков, а также мясных и рыбных товаров);

- бензапирен (для копченых и рыбных товаров);

- ингибирующие вещества (для молочных товаров);

- оксиметилфурфурол (для меда);

- показатели окислительной порчи (для масличного сырья растительных масел и жировых продуктов);

- метанол (для водки и коньяка).

При сертификации ряда сложнотехнических товаров широко используются также международные стандарты. Это объясняется участием России в международных системах сертификации: Международной системе МЭК по сертификации изделий электронной техники, Международной системе сертификации электрооборудования МЭК, Международной системе сертификации ручного огнестрельного оружия, Системе омологации (сертификации) дорожных транспортных средств на соответствие правилам ЕЭК ООН.

2.4. Виды сертификации

В соответствии с законодательством сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация – подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Обязательные требования нормативных документов (стандартов, СанПиН и др.) регламентируются законом «О стандартизации». К ним относятся: безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителей, безопасность для окружающей среды, техническая и информационная совместимость, единство маркировки, единство методов контроля.

Обязательной сертификации подлежат большинство непродовольственных товаров. Степень их потенциальной опасности широко колеблется – от товаров с высокой потенциальной опасностью (транспортные средства, электротовары, газовая аппаратура, оружие) до товаров с умеренной опасностью (мебель, ткани, меха).

Обязательную сертификацию проходят порошкообразные синтетические моющие и пеномоющие средства, требования по безопасности к которым установлены в ГОСТах. Вне сферы обязательной сертификации находятся ювелирные, художественные, галантерейные товары, большинство строительных товаров (исключение составляют фанера, древесно-стружечные плиты, балконные двери и окна). В перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, не вошли многие товары бытовой химии, поскольку они выпускаются по ОСТ или ТУ.

Для большинства товаров и услуг небольшую значимость имеют безопасность их для потребителя и единство маркировки.

К типичным показателям безопасности непродовольственных товаров относятся показатели:

- химической безопасности (для игрушек, посуды, древесно-стружечных плит),

- электрической безопасности (для электро- и радиотоваров),

- взрывобезопасности (нефтепродукты, газовая аппаратура и газ),

- пожарной безопасности (электротовары, радиотовары, игрушки, мебель и пр.),

- радиационной безопасности (керамической посуды, телеаппаратура),

- механической безопасности (транспортные средства, игрушки, некоторые хозяйственные товары – ножи, ручные шинковки).

Специфичными для непродовольственных товаров являются такие обязательные требования как взаимозаменяемость и совместимость (для сложнотехнических товаров), требования эргономики (мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.), функциональная пригодность (товары текстильной и легкой промышленности, отдельные товары бытовой химии), требования охраны окружающей среды (синтетические моющие средства, удобрения, элементы питания, люминесцентные лампы).

Обязательная сертификация осуществляется в специально создаваемых системах обязательной сертификации. Результатом обязательной сертификации соответствия служит сертификат соответствия.

Подтверждение соответствия может также проводиться посредством оформления изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации продукции. Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Декларация о соответствии оформляется субъектами хозяйственной деятельности на основании документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям. Такими документами могут быть:

- протоколы приемных, приемно-сдаточных и других контрольных испытаний, проведенных компетентными испытательными лабораториями изготовителя (продавца, исполнителя) или сторонними лабораториями;

- сертификаты соответствия на сырье, материалы, комплектующие изделия;

- санитарно-эпидемиологические заключения, ветеринарные свидетельства;

- сертификат пожарной безопасности;

- сертификат на систему качества или производства;

- другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирает сам заявитель. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции.

Объектами добровольной сертификации являются системы качества производства, а также продукция, работы и услуги, не подлежащие в соответствии с законодательными актами РФ обязательной сертификации. Проведение добровольной сертификации ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей как надежность, эстетичность, экономичность и др. При этом добровольная сертификация не заменяет обязательную и ее результаты не являются основанием для запрета реализации продукции. Она в первую очередь направлена на борьбу за клиента. Это в полной мере касается и добровольной сертификации услуг.

Добровольная сертификация проводится на договорных условиях между заявителем и органом сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации.

В отличие от обязательной сертификации, добровольная сертификация касается тех видов продукции (процессов, услуг), которые не включены в обязательную номенклатуру и определяются заявителем. Вместе с тем продукция, прошедшая обязательную сертификацию, может проверяться в рамках добровольной сертификации на соответствие требованиям, дополняющим обязательные.

На 1 января 2000 года в России было зарегистрировано 104 системы добровольной сертификации. К их числу относятся: система стоимостной оценки автотранспортных средств (СЕРТОЦАТ), разработанная Министерством автомобильного транспорта; система сертификации санаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификации Центрального региона и т.д.

В России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом – добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособнотсть, она фактически обеспечивает производителю место на рынке.

Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стандартов Франции «NF». По ее результатам продукция маркируется знаком «NF». Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом. В связи с этим 75 % французских фирм проходят через добровольную сертификацию. Сейчас в России заинтересованы в добровольной сертификации в основном российские экспорты. По мере ужесточения конкуренции на рынке будет возрастать потребность в добровольной сертификации.

 

Схема 1 ограничивается лишь испытанием в аккредитованной лаборатории типа, т.е. типового образца продукции, взятого из партии товара. Эта схема применяется для ограниченного объема выпуска отечественной продукции и поставляемой по краткосрочному контракту импортируемой, а также для изделий сложной конструкции. Не применяется для сертификации пищевых продуктов. Схема 1а включает дополнительно к схеме 1 анализ состояния производства.

Схема 2 несколько усложняется, т.к. помимо испытания образца и выдачи после этого сертификата соответствия, в ней предусмотрен инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, находящейся в торговле. Для этого образцы отбираются в торговых организациях, реализующих данный товар, и подвергаются испытаниям в аккредитованной лаборатории. Эта схема рекомендуется для импортируемой продукции, поставляемой регулярно в течение длительного времени. Инспекционный контроль проводится по образцам, отобранным из поставленных в Россию партий. Схема 2а включает дополнение к схеме 2 – анализ состояния производства до выдачи сертификата соответствия.

Схема 3 предусматривает испытание образца, а после выдачи сертификата – инспекционный контроль за сертифицированной продукцией путем проведения испытаний образцов, отбираемых на складе готовой продукции предприятия-изготовителя перед отправкой ее потребителю. Испытания, как правило, проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории. Эта схема подходит для продукции, стабильность качества которой соблюдается в течение большого периода времени, предшествующего сертификации. Схема 3а предусматривает испытание типа и анализ состояния производства до выдачи сертификата, а также инспекционный контроль по схеме 3. Эта схема применяется для сертификации продовольственных товаров.

Схема 4 заключается в испытании типового образца (как в схемах 1–3) с усложнением инспекционным контролем: образцы для контрольных испытаний отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца. Эта схема применяется в тех случаях, когда проведение инспекционного контроля является целесообразным. Модифицированная схема 4а в дополнение к схеме 4 включает анализ состояния производства до выдачи сертификата на продукцию.

Схема 5 – наиболее сложная. Она включает испытание типового образца, проверку производства путем сертификации системы обеспечения качества либо сертификацию самого производства. Кроме того, в этой схеме предусмотрен более строгий инспекционный контроль, который проводится в двух формах: испытание образцов сертифицированной продукции, отобранных у продавца и у изготовителя и, в дополнение к этому, – проверка стабильности условий производства и действующей системы управления качеством.

Схеме 6 подтверждает еще раз, насколько выгодно предприятию иметь сертификат на систему качества. Эта схема заключается в оценке действующей на предприятии системы качества по сертификации. Если предприятие уже имеет сертификат на систему качества, ему достаточно представить заявление-декларацию (это обычно определяется в правилах системы сертификации однородной продукции). Заявление-декларация регистрируется в органе по сертификации и служит основанием для получения лицензии на использование знака соответствия.

Схемы 5 и 6 целесообразно выбирать, когда предъявляются жесткие, повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемых товаров (потенциально опасные изделия, продукция на экспорт), предприятие занимается дифференциацией выпускаемой продукции, у потребителя осуществляется монтаж (сборка) изделия. Применение этих схем снижает риск неправильных решений и вызывает наибольшее доверие у потребителей. В первую очередь это относится к европейским странам, где с 1993 г. указанные схемы сертификации являются обязательными при заключении контрактов на ввоз продукции. Кроме того, при сертификации скоропортящейся продукции эти схемы являются наиболее целесообразными, т.к. сроки годности такой продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованной лаборатории, а объем пробы (выборки) недостаточен для достоверных результатов испытаний.

Схема 6 оправдана также при наличии у изготовителя системы испытаний, позволяющей проверить соответствие всех характеристик изделия, предусмотренных правилами системы сертификации однородной продукции. Для импортируемой продукции эта схема может оказаться целесообразной при наличии у поставщика сертифицированной системы обеспечения качества, а сертификат может быть признан в соответствии с российскими правилами.

Схема 7 заключается в испытании партии товара. Это означает, что от партии товара, изготовленного предприятием, отбирается по установленным правилам средняя проба (выборка), которая проходит испытания в аккредитованной лаборатории с последующей выдачей сертификата соответствия. Инспекционный контроль не проводится. Эта схема рекомендуется в ситуациях разовых поставок.

Схема 8 предусматривает проведение испытаний каждого изделия, изготовленного предприятием, в аккредитованной испытательной лаборатории и далее принятие решения органом по сертификации о выдаче сертификата соответствия. Схему 8 применяют при предъявлении особо жестких требований к качеству продукции, от которого зависит жизнь человека (парашюты, костюмы для пожарных и т.п.) или когда использование продукции, не соответствующей требованиям стандартов, может нанести значительный ущерб потребителям (например, пробирный надзор драгоценных металлов и сплавов).

Схемы 9, 9а, 10, 10а, введенные дополнительно в России, учитывают международный опыт по подтверждению соответствия, т.е. опираются на рассмотрение заявки-декларации изготовителя с последующим инспекционным контролем за сертифицированной продукцией. Эти схемы сертификации в наибольшей степени подходят для сферы малого предпринимательства, индивидуальных предпринимателей, товаров, выпускаемых малыми партиями. В отдельных случаях предусматривается анализ состояния производства.

Схему 9 рекомендуется применять при сертификации единичной партии небольшого объема импортируемой продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества; а также при сертификации единичного изделия (комплекта изделий) целевого назначения, приобретаемых для оснащения отечественных производственных (или иных) объектов. Применение этой схемы возможно при условии, что в технической документации имеется информация, дающая представление о безопасности этого товара.

Схема 9а предназначена для продукции, выпускаемой нерегулярно, при колеблющемся характере спроса, когда нецелесообразен инспекционный контроль. Это могут быть товары отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в установленном порядке.

Схемы 10 и 10а применяются для сертификации продукции, производимой небольшими партиями, но в течение продолжительного периода времени.

Обязательным условием для применения схем 9-10а является наличие у заявителя всех требуемых документов, подтверждающих соответствие объекта сертификации заявленным требованиям. Такими документами могут быть протоколы испытаний продукции на предприятии или в зарубежных лабораториях, гигиенические сертификаты, зарубежные сертификаты на продукцию, на систему качества изготовителя продукции и другие документы, которые не вызывают сомнений в достоверности содержащейся в них информации. Все документы рассматривает орган по сертификации однородной продукции, который принимает решение о возможности признания заявки-декларации и выдаче сертификата соответствия.

Схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а рекомендуется выбирать в таких ситуациях, когда у органа по сертификации отсутствуют данные стабильности характеристик выпускаемой продукции, подтвержденные испытаниями. Правила по применению этих схем сертификации оговаривают обязательное условие: в сертификации должны участвовать эксперты, имеющие право заниматься вопросами анализа производства. Главными критериями при выборе схемы сертификации являются специфика продукции и обеспечение доказательности сертификации.

Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации. Схемы, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, на которые законодательными актами РФ возложены организация и проведение работ по обязательной сертификации.

 

Для проведения сертификации производства направляются следующие документы:

- перечень основных заказчиков выпускаемой продукции;

- справку о претензиях к качеству выпускаемой продукции;

- перечень основных машин, механизмов, используемых в производстве;

- перечень средств измерений и оборудования, используемого для контроля качества выполнения процессов;

- копию свидетельства о регистрации организации-заявителя;

- копию лицензии на вид деятельности (если она требуется);

- документы, подтверждающие выполнение требований безопасности и качества выпускаемой продукции (гигиенические сертификаты, сертификаты пожарной безопасности и другие сертификаты на материалы, конструкции, изделия);

- перечень имеющейся нормативно-технической документации, используемой при производстве продукции;

- справку о состоянии организации системы контроля над выполнением производственных процессов;

- справку о кадровом составе инженерно-технических работников компании.

Экспертная комиссия проводит проверку условий производства и выполнения требований, указанных в документации.

По результатам проверки производства, составляется отчет, на основании которого комиссия принимает решение о выдаче сертификата соответствия на производство или об отказе (при неудовлетворительных результатах проверки). В случае выявления в ходе проверки производства серьезных нарушений, сертификат будет выдан только после устранения этих несоответствий.

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе, обладающей собственными правилами.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России.

Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля за сертифицированной системой качества (производством).


<== предыдущая | следующая ==>
Статья 360. Порядок инспектирования работодателей | Алгоритм 3

Date: 2015-05-09; view: 535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию