Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие психологии в России и в СССР
В истории становления отечественной психологии выделяются временные периоды, характеризующие критические точки в развитии российской науки: Это 40-60-е годы XIX в., период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы. Шестидесятые годы XIX века – один из самых знаменательных этапов в русской истории и русской науке. как годы освобождения, причем имелась в виду не только отмена крепостного права, но и общее духовное раскрепощение человеческой личности. Процесс реформирования затрагивал практически все общественные группы, стремление к самопознанию, описанию своих национальных психологических качеств существовало во всех слоях общества. Это заставило образованную часть общества задуматься и осмыслить свою историю, понять истоки традиций, былин и мифов, понять происхождение своих положительных и отрицательных качеств. Для психологии это было связано с тем, что параллельно возникло и стремление к осознанию русского менталитета, к выделению и описанию психологических особенностей русского народа, или, по терминологии того времени, к изучению «национального характера», «народной души», под которыми подразумевались главным образом установки, ценности, верования, общие для всех членов общества. Кавелин темой его научных исследований была проблема нравственности в разных ее аспектах. Этнопсихологическая проблематика. 1. Идеологический кризис в российском обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента. Научная молодежь стремилась освоить метод эксперимента. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Германию, в Лейпциг, ставший благодаря Вундту Меккой экспериментальной психологии. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий. Психолог Н.Н.Ланге организовал лабораторию в Новороссийском университете (Одесса). В Московском университете лабораторную работу вел А.А.Токарский,, в Казани - В.М.Бехтерев. Лазурский разрабатывал характерологию как учение об индивидуальных различиях. На этой базе построил классификацию личностей. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила его выступить с планом разработки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом. Главным центром разработки проблем экспериментальной психологии стал созданный в Москве Г.И.Челпановым Институт экспериментальной психологии. В это вр в Россия развивается науку о поведении, были русские ученые – И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев. Под влиянием созданной в России науки о поведении в Соединённых Штатах Америки возник бихевиоризм. 2. Следующим важным моментом стало зарождение советской, марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах. В многочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло отражение стремление построить новую психологию, направленную на решение важнейших социальных задач советского общества. После 1917 года педологическая работа в России бурно развивается. Можно сказать, что все изучение психологии детей проводилось под эгидой педологии. главной задача построения новой, марксистской детской психологии. Именно в этом видели свою цель Л.П.Блонский, К.Н.Корнилов и др. Начало двадцатых годов связано с зарождением новой школы, формированием новых методов обучения. В этой обстановке и происходит интенсивное развитие педологии, которая ставила теперь своей задачей помочь в воспитании нового человека нового общества. Достаточно сказать о новом понимании психического развития, которое было разработано М.Я.Басовым и Л.С.Выготским. Марксистская психология рассматривает сознание как функцию мозга, представляющую собой специфически человеческое отражение бытия. Цель – построение коммунистического общества, где не будет места эксплуатации, где творение добра станет первой потребностью каждого; общества, суть и высшая цель которого – сам человек, его свободное развитие, как свободной, творческой личности. Эта главная цель есть также и главная цель марксистской диалектики, как метода. 3. К середине 30-х годов ситуация в науке и обществе резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело к разгрому и запрещению не только философской психологии, но и педологии и психотехники. Фактически запрещенными оказались все психологические исследования, даже те, которые были идеологически близки советской власти. Закончилось формирование тоталитарного государства, пронизанного жесткой иерархической системой. В стране наступила эпоха сталинщины. Свобода, ушедшая из жизни общества, уходила и из жизни школы, которая вместо отношений кооперации, сотрудничества между учителями и учениками вводила иерархические отношения подчинения и послушания. 4. ВОЕННЫЕ ГОДЫ Быстрое наступление противника, в первые месяцы войны, поставило вопрос о необходимости эвакуации в тыл научно-исследовательских и учебных заведений. Эвакуация научных и учебно-образовательных центров в тыловые районы страны была одним из направлений организационных переструктурирований в области психологии. Конец 1941 г. - Ленинградский институт мозга им. В.М. Бехтерева и его отдел психологии эвакуирован в г. Самарканд. Второе направление организационно-структурных изменений заключалось в привлечении отдельных ученых к работе уже созданных учреждений в тыловых районах страны. Третьим направлением организационных преобразований в области психологии явилось создание новых структур, призванных решать психологически проблемы. Особенно интенсивно эта работа развернулась в связи с необходимостью обеспечения процесса восстановления нарушенных психических функций у раненых. 5. После войны, в середине 40-х годов, психология постепенно начала восстанавливаться, возобновлять свои исследования. Однако отрыв от традиций, заложенных в начале XX в., потеря связи с зарубежной наукой, внутренняя цензура, отсутствие институтов по подготовке психологов и, следовательно, малочисленность специалистов долгие годы сказывались на творчестве отечественных ученых. 6. Вторая половина XX в. ознаменовалась возрождением школ, запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева, Выготского), активным поиском новых путей развития, новыми исследованиями и открытиями в разных областях психологии, прежде всего в когнитивной и возрастной. распространение психологических лабораторий соответственно интересу к тем методам и проблемам, которые представлялись перспективными с точками зрения практики. Date: 2015-05-09; view: 865; Нарушение авторских прав |