Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Словарь терминов. Авторитарность - характеристика личности, отражающая ее тенденцию подчинять в максимальной степени партнеров по взаимодействию и общению
АВТОРИТАРНОСТЬ - характеристика личности, отражающая ее тенденцию подчинять в максимальной степени партнеров по взаимодействию и общению. АВТОРИТЕТ - признание за индивидом права на принятие ответственных решений в условиях совместной деятельности. АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с патологией личности. АЛЬТРУИЗМ - ориентация личности на интересы других людей. АППЕРЦЕПЦИЯ - зависимость восприятия от прошлого опыта и индивидуальных особенностей человека, содержания его психической деятельности. АТТРАКЦИЯ - привлекательность одного человека для другого (других). АФФЕКТ - относительно кратковременное, но исключительно сильное переживание (эмоциональное состояние), вызываемое резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, сопровождаемое двигательными проявлениями и изменениями в функционировании внутренних органов. ВНУШАЕМОСТЬ - способность человека стать на позицию другого субъекта, преодолевая свой эгоцентризм. ИНДИВИД - 1) человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и деятельностью. ИДЕНТИФИКАЦИЯ - уподобление, отождествляемость субъекта с кем-либо или чем-либо. ИММАНЕНТНОЕ - внутренне присущее качество объекта, обусловленное его природой. ИНТЕГРАЛЬНОЕ - объединяющее в одно целое. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ -стойкая уверенность человека в своей социальной дефектности. КОНТРОВЕРЗА - противопоставление, противодействие; высказывание или мнение, противоречащее чему-то. КУМУЛЯЦИЯ - суммирование многократных действий. ОНТОГЕНЕЗ - индивидуальное развитие живого существа. ПАРЦИАЛЬНОЕ - частичное, отдельное. ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ - идеальная представленность индивида в жизнедеятельности других людей, имеющая характер преобразования их интеллектуальной и эмоциональной сферы, поведения и деятельности. ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ - слабые формы психических расстройств, возникающее на границе между психическим здоровьем и выраженной патологией. ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД - возрастной этап, соответствующий периоду полового созревания. РЕСПОНДЕНТ - лицо, отвечающее на вопросы социологических анкет, оп-росников и т.п. РЕФЕРЕНТНОСТЬ - свойство индивида, позволяющее ему выступать эталоном, с которым другие люди соотносят свое поведение, в том случае, если он для них значим; избирательность при определении субъектом своих ориентаций (мнений, позиций, оценок), определяемая значимостью для него ориентации другого человека или группы лиц (референтная группа). РЕФЛЕКСИЯ - самопознание человеком психических актов и состояний. РОЛЬ - соответствующий принятым нормам способ поведения человека, зависящий от его положения в обществе. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и результат усвоения и воспроизводства социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении, протекающий как стихийно, так и в условиях воспитания. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ – выбор человеком цели с учетом переживания успеха или неуспеха предшествующих действий; желаемый уровень самооценки личности. ФИЛОГЕНЕЗ - процесс исторического развития животных организмов, эволюция рода, вида животных. ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями на пути к решению значимых для человека задач. ЭМПАТИЯ - постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Асмалов А.Г. Личность как предмет психологичекого исследования. - М., 1984. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М., 1964. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 1, 2. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., 1994. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - М.-Л., 1932. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 ч. - М., 1963; 1970. Павлов И.П. Поли. собр. соч. 2-е изд. - М.-Л., 1951. - Т. 3. Кн. 1, 2. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М., 1984. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1994. Петровский В А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.-Л., 1932. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. Сеченов И.М. Избр. философские и психологические произведения. - М., 1947. Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. 2-е изд. - М., 1974.
Содержание
Часть I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ........................ 3 Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ...... 3 1. Античная........................................................................................ 3 2. Психологическая мысль Нового времени..................................... 14 3. Зарождение психологии как науки.............................................. 22 4. Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии 31 5. Основные психологические типы................................................. 36 6. Эволюция школ и направлений..................................................... 47 Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК......................................................................................... 58 1. Предмет психологии.................................................................... 58 2. Психология и естествознание..................................................... 61 3. Психология и научно-технический прогресс................................ 63 4. Психология и педагогика............................................................. 64 5. Место психология в системе наук............................................... 66 6. Структура современной психологии........................................... 67 7. Понятие об общей психологии.................................................... 71 Глава 3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.................................................. 73 1. Субъективный метод.................................................................. 73 2. Объективный метод.................................................................... 75 3. Объективные методы исследования........................................... 76 4. Структурно-аналитический метод........................................... 80 5. Измерения в психологии............................................................... 84 6. Метод опроса.............................................................................. 88 7. Проективные методы................................................................. 93 8. Метод отраженной субъективности........................................ 94 9. Организация конкретного психологического исследования....... 95 Часть II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ 98 Глава 4. ОЩУЩЕНИЯ....................................................................... 98 1. Понятие об ощущении................................................................. 98 2. Общие закономерности ощущений........................................... 105 Глава 5. ВОСПРИЯТИЕ................................................................... 116 1. Характеристика восприятия и его особенностей.................. 116 2. Восприятие как действие......................................................... 124 3. Восприятие пространства....................................................... 126 4. Восприятие времени и движения.............................................. 135 ГЛАВА 6. ПАМЯТЬ.......................................................................... 140 1. Общее понятие о памяти.......................................................... 140 2. Виды памяти............................................................................. 147 3. Общая характеристика процессов памяти............................. 151 4. Запоминание............................................................................... 153 5. Воспроизведение......................................................................... 160 6. Забывание и сохранение............................................................. 163 7. Индивидуальные различия памяти............................................ 165 ГЛАВА 7. МЫШЛЕНИЕ................................................................... 168 1. Общая характеристика мышления.......................................... 168 2. Мышление и решение задач........................................................ 179 3. Виды мышления.......................................................................... 185 ГЛАВА 8. ВООБРАЖЕНИЕ............................................................. 190 1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах..... 190 2. Физиологические основы процессов воображения................... 196 3. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых.............. 200 ГЛАВА 9. ЧУВСТВА........................................................................ 205 1. Определение чувств и их физиологические основы................... 205 2. Формы переживания чувств..................................................... 209 3. Чувства и личность................................................................... 217 ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ 223 ГЛАВА 10. АКТИВНОСТЬ.............................................................. 223 1. Внутренняя организация активности человека....................... 223 2. Внешняя организация активности............................................ 229 3. Волевые действия....................................................................... 237 ГЛАВА 11 ОБЩЕНИЕ...................................................................... 241 1. Понятие об общении................................................................. 241 2. Общение как обмен информацией............................................. 243 3. Общение как межличностное взаимодействие........................ 251 4. Общение как понимание людьми друг друга............................. 259 ГЛАВА 12. ГРУППЫ........................................................................ 267 1. Группы и их классификация...................................................... 267 2. Высшая форма развития группы.............................................. 269 3. Дифференциация в группах разного уровня развития............. 276 4. Интеграция в группах разного уровня развития...................... 285 5. Ученические группы: психологические особенности работы педагога.................................................................................................................. 290 6. Структура взаимоотношений в современной семье................ 301 ГЛАВА 13 СОЗНАНИЕ.................................................................... 312 1. Развитие психики в филогенезе................................................. 312 2. Возникновение сознания............................................................. 315 3. Структура сознания и бессознательное в психике человека... 320 ГЛАВА 14 ЛИЧНОСТЬ..................................................................... 331 1. Понятие о личности в психологии............................................ 331 2. Структура личности................................................................. 335 3. Основные теории личности в зарубежной психологии............ 341 4. Направленность личности........................................................ 344 5. Самосознание личности............................................................. 349 6. Развитие личности.................................................................... 358 ЧАСТЬ IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА 371 ГЛАВА 15. ТЕМПЕРАМЕНТ........................................................... 371 1. Общее понятие о темпераменте.............................................. 371 2. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности...... 380 3. Темперамент и проблемы воспитания..................................... 385 ГЛАВА 16. ХАРАКТЕР.................................................................... 388 1. Понятие о характере................................................................ 388 2. Структура характера.............................................................. 389 3. Природа и проявления характера............................................. 394 ГЛАВА 17. СПОСОБНОСТИ........................................................... 403 1. Понятие о способностях........................................................... 403 2. Структура способностей......................................................... 408 3. Талант, его происхождение...................................................... 410 4. Природные предпосылки способностей и таланта................ 413 5. Формирование способностей.................................................... 418 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ..................................................................... 421 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА............................................... 423 Содержание................................................................................... 424
Учебное издание Date: 2015-05-09; view: 479; Нарушение авторских прав |