Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция функций государства





Эволюция функций государства

Функции государства подвергаются влиянию не только собственно государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешней среды, в которой живет и действует государство.

Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функций государства, которое включает изменение функций под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, а также развивающейся внешней среды.

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость характеризует те функции государства, которые представляют собой направления деятельности государства в важнейших областях его существования: в экономической, политической, социальной и др.

Функции государства в некоторых своих аспектах подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т.п. Поэтому новый тип государства, возникший в результате развития конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и даже развивать некоторые старые функции.

 

Уже ранние города-государства — первоначальная государственная организация общества, появившаяся на излете присваивающей экономики как необходимая реакция на кризисное состояние человечества, — берут на себя общезначимые социальные функции (оборона, здравоохранение, экология и др.), и прежде всего функцию обеспечения производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия, металлообработка, керамика и т.п.), тем самым демонстрируя социальную ценность государственной организации общества. Именно эта организация в значительной мере спасает человечество как биологический вид от вымирания, переводит человечество в социальную фазу эволюции, создает цивилизацию.

Общесоциальное содержание функций, которое сохранялось на протяжении всей истории государственности, придавало большую социальную ценность государству, хотя порой приобретало и весьма разнообразные, даже причудливые формы (поддержание мореплавания, морской торговли, защита и воспроизводство рыбных ресурсов, сохранение языковой или религиозной самобытности).

Важно подчеркнуть, что именно общесоциальные функции (обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и др.) характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства. Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду и даже исчезновению.

Наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства являются классовые функции (направления деятельности государства, которые в наибольшей степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть).

К классовым функциям относится прежде всего подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом карательных органов государства — армии, полиции) своих классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется посредством внеэкономического принуждения: присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество, классовые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества (а иногда и физически), переселяются в регионы с тяжелыми условиями жизни, используется судебное и в основном внесудебное преследование:

Классовые функции могут осуществляться также и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности: с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участия государства в денежной системе, например путем эмиссии, инфляции, применения трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и т.п.

Еще к классовым функциям относятся депортация, лишение средств производства, физическое уничтожение, социальная дифференциация общества (общество бывает открытым, закрытым, мобильным, жестким).

На марксистско-ленинском этапе классовые функции объявлялись основными, выражающими классовую сущность государства. Делались попытки теоретически обосновать, что эти классовые функции являлись общесоциальными, выгодными всему обществу. Использовалась схема: классовые функции социалистического государства выражают интересы большинства народа, трудящихся, следовательно, они общесоциальны.

При этом игнорировалось, что классовые функции загоняют общесоциальные проблемы в тупик, а государство формирует особый слой — правящую элиту, которая с помощью династического механизма присваивает общественные и государственные должности, социальные, бытовые, медицинские привилегии и, прикрываясь демагогической завесой служения классу, определенной социальной группе или даже обществу, народу, фактически с помощью государства обеспечивает лишь собственные номенклатурные, бюрократические, элитарные интересы.

 

Наряду с классовым содержанием функций государства большое значение в жизнедеятельности государственно-организованного общества всегда имело и национальное содержание функций (государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государство; задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер; отношения с диаспорой, которая формируется из соотечественников за рубежом, и др.).

Это очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории.

Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, т.е. с помощью каких способов в каких формах эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, политических или насильственных.

Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, а тем более исчезновение государства представляет собой -не что иное, как национальную катастрофу. Становится понятным, почему право наций на самоопределение в своем финальном содержании формулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально-освободительные движения, почему, подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государственности те или иные социальные и национальные силы.

 

 

Переходя к обсуждению второго процесса эволюции функций государства, а именно к развитию и изменению функций под воздействием развивающейся внешней среды, следует сразу сказать, что на функции государства оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений XX в. Но это воздействие двоякое. Потому что, с одной стороны, государство поддерживает науку, использует ее результаты, развивает и обогащает интеллектуальный потенциал общества. А с другой стороны, видна опасность от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений, в частности разработки ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.

Важной деятельностью государства является ограничение вредных последствий научно-технического прогресса в этих областях. Новые технологии порождают новые проблемы и трансформируют понимание традиционных ценностей. Современные виды технологий, применяемые, например, в области медицины, позволяют врачам делать то, что далеко выходит за рамки традиционного воздействия на организм человека (трансплантация органов человека, изменение полов, искусственное оплодотворение, клонирование1, возникновение проблем эвтаназии2). Прежние представления о традиционной медицинской этике рушатся, ибо помимо «автономной ответственности профессионала» возникает еще и «автономия пациента». В связи с колоссальной мощью научной технологии наука и техника становятся одновременно и величайшей надеждой для человеческого прогресса и одной из серьезных угроз, что требует новых подходов к этической оценке и правовому регулированию их результатов. Получается, что без контролирующего и регламентирующего государственного вмешательства в данную область не обойтись.

Определяющее влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Воздействие на природу современного индустриального производства достигло глобальных размеров. Хотя большая часть загрязняющих веществ и тепловой энергии вырабатывается на ограниченной площади, вследствие особенностей циркуляции атмосферы и перемещений в водной оболочке Земли значительная часть некоторых, относительно долго живущих загрязняющих веществ рассеивается на огромных пространствах и даже по всей Земле, приводя к региональному и глобальному загрязнению.

Вещества, загрязняющие атмосферу, причиняют значительный вред окружающей среде в течение многих десятилетий. Дальнейший рост населения и промышленного производства неизбежно приводит к увеличению опасности загрязнения.

1 Клонирование — технология размножения живых организмов, в результате которой из одной клетки получаются генетически идентичные особи.

2 Эвтаназия (греч. euthanasia, eu — хорошо + thanatos — смерть) — сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного и страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой болезни и страданий.

К настоящему времени уже определились некоторые важные проблемы в области антропогенного глобального загрязнения окружающей среды, к числу которых относятся:

• прогнозируемые изменения климата в связи с поступлением в атмосферу техногенного тепла, углекислого газа и аэрозольных примесей;

• возможное нарушение озонового слоя Земли, связанное с поступлением в атмосферу фреонов, окислов азота, некоторых других примесей;

• экологические последствия глобального загрязнения природной среды и биосферы радиоактивными веществами, тяжелыми металлами и пестицидами;

• общая проблема загрязнения морской среды атмосферными осадками, речным стоком, наземным и морским транспортом;

• дальний атмосферный перенос загрязняющих веществ и проблема кислотных осадков.

Чтобы предотвратить угрозу глобального кризиса каждое современное государство обязано поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также взаимодействовать с другими государствами в целях сохранения общепланетарной среды. Безотходные технологии — один из способов решения экологических проблем.

Государственная деятельность в этом направлении — безусловное требование современности. Эволюция функций в данной области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.

Интернационализация мировой экономики, всеобщее "Переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, другие экономические факторы планетного значения оказывают влияние на эволюцию функций. Путь от конфронтации к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходят большинство государств современного мира во внешнеэкономической деятельности.

К новой эволюции функций государств подталкивают и развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование общепланетного информационного пространства. Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функций государств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических, биологических и иных технологий.

В настоящее время как никогда ранее актуальна проблема прекращения гонки вооружений и разоружения. Она охватывает широкий спектр вопросов, требующих разрешения: и социально-экономических, и научно-технических, и, конечно же, политико-правовых. Отличаясь остротой и сложностью, зависимостью от множества факторов и многогранностью; они не могут быть устранены усилиями одной лишь страны или небольшой группы государств. Разоружение — это проблема глобального масштаба, от решения которой зависят судьбы всех народов планеты, сегодняшнего и будущих поколений.

Одними из наиболее насущных и сложных аспектов разоружения являются вопросы запрещения и ликвидации оружия массового уничтожения, самых варварских и антигуманных средств ведения войны, когда-либо известных и изобретенных человечеством. От того, каким образом, когда и в каком объеме будут они решены, во многом зависит, насколько будет предотвращена угроза возникновения новой мировой войны, массового истребления людей с помощью ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.

- Эволюция функций затрагивает в той или иной степени все без исключения современные государства. Вместе с тем происходит эволюция функций, затрагивающая отдельные государства, особенно в экономической области, в частности тогда, когда конкретные общества развиваются в направлении рыночной экономики, переходят от социалистических, распределительных отношений к товарно-денежным, от тоталитарных режимов — к либерально-демократическим.

В сфере науки для государства появляется новая область деятельности — поддержка и защита интеллектуальной собственности, т.е. создание условий для успешной научной и иной творческой деятельности, охрана принадлежности результатов научного труда их создателям, обеспечение справедливой оценки этого труда и достойного вознаграждения за использование полученных результатов. В XX в. цивилизация подвергалась испытаниям, вызванным социальной борьбой вокруг государственной (общественной) и частной собственности. Но XXI в. будет характеризоваться социальными столкновениями в сфере вещной и интеллектуальной собственности, а не только в сфере частной и государственной, как это было ранее.

21. Механизм государства: определение понятия, признаки, структурные элементы и их характеристика.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

22. Государственные органы: определения понятия, признаки. 23. Классификация государственных органов и характеристика их основных видов.

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1) от порядка их формирования;

2) объема выполняемых полномочий;

3) широты компетенции;

4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5) числа государственных гражданских служащих;

6) времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2) центральные, в частности министерства;

3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

1) законодательные;

2) исполнительные;

3) судебные;

4) контрольно-надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

Date: 2015-04-19; view: 1521; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию