Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Q1 q2 Q





Рисунок 7

ятие минимизирует АТС и до выпуска q2 сохраняет этот уровень средних издержек. Такой вид кривой LATC cпособствует высокому уровню конкуренции на рынках, так как мелкие и средние предприятия конкурентоспособны с крупными по издержкам. Отрасль тяготеет к рынку монополистической конкуренции. Примерами таких отраслей могут быть все виды образования от детских яслей до вузов, магазины, гостиницы, туристические фирмы.

Минимальный эффективный размер предприятия.

Рисунок 7 позволяет ввести такое важную экономическую категорию как минимальный эффективный размер предприятия. Минимальный эффективный размер предприятия - уровень выпуска продукции, при котором впервые достигается минимизация средних общих издержек. На предложенном рисунке это выпуск q1. Если фирма построит предприятие, рассчитанное на выпуск менее чем q1, его издержки на единицу продукции будут выше С0 и конкуренция по издержкам заведомо проиграна. Если же фирма строит предприятие производственной мощностью от q1 до q2, она может быть уверена, что при неизменном уровне технического прогресса, никто из конкурентов не добьется меньших издержек. Поэтому, если фирма не в состоянии ввести в строй мощности соответствующие минимальному эффективному размеру предприятия, лучше этим бизнесом не заниматься вообще. В то же время, если рыночная конъюнктура не может быть оценена фирмой исчерпывающе, приступая к новому строительству, лучше построить предприятие размером q1, затратив при этом минимум инвестиций и обеспечив конкурентоспособность продукции.

Размеры предприятий в России и эффективность экономики.

Изложенная теория позволяет сделать следующие практически значимые для российской экономики выводы:

1. Любая фирма должна стремиться создавать предприятия только эффективного размера, то есть вводить производственные мощности, обеспечивающие абсолютный минимум долгосрочных средних общих издержек. Решению этой проблемы в России препятствует ряд факторов. Во-первых, изначально неэффективны многие работающие и сегодня предприятия, построенные еще в СССР, где, особенно, в промышленности была типична гигантомания. Так, крупнейшая автомобильная фирма мира «General Motors», но крупнейшее в мире автомобильное предприятие - российский «АвтоВаз». Ни одно из более чем 40 предприятий «General Motors» не имеет производственную мощность более 400 тысяч автомобилей в год. Это объясняется ростом средних издержек, при больших производственных мощностях. Проектная же мощность «АвтоВаза» - 770 тысяч автомобилей. Во-вторых, в отличие от развитых стран, в России не проводятся исследования по определению оптимальных размеров предприятий. Независимые исследователи не могут выполнить эту работу в силу отсутствия или закрытости необходимой экономико-статистической информации, а фирмы либо не имеют кадров соответствующей квалификации, либо не задумываются о важности такого анализа. В-третьих, монополизм, то есть отсутствие конкуренции, на многих товарных рынках России. В таких условиях фирма получает прибыль, прежде всего, за счет монопольных цен, поэтому более сложная для решения проблема минимизации издержек, при отсутствии конкуренции, увлекает ее значительно меньше.

2. Если предприятия всех фирм будут соответствовать этому требованию, то в масштабах национальной экономики будет обеспечена минимизация издержек на производство валового внутреннего продукта и повышение эффективности национальной экономики России. В решении этой задачи ключевая роль должна принадлежать государству, его промышленной политике. Государство должно: де монополизировать экономику, поддерживать исследования отраслевых LATC и информировать о результатах бизнес, стимулировать производство благ, где российские производители имеют абсолютные преимущества по издержкам.

3. Минимизация общенациональных издержек создаст условия для минимизации уровня цен в экономике, что особенно важно для торможения инфляционных процессов в современной России. В свою очередь, минимизация инфляции, стабилизируя цены, создает благоприятную среду для сбалансированных структур哚ых изменений в экономике, устойчивого экономического роста страны и повышения общенациональной эффективности.

4. Минимизация общенациональных издержек улучшит международную конкурентоспособность российской экономики, так как позволит продавать продукцию на мировых рынках по более низким ценам.

5. Так как вид отраслевой кривой LATC изменяется под воздействием, прежде всего, достижений технического прогресса, эффективные размеры предприятий также изменяются. При этом, чем выше темпы технического прогресса, тем чаще эти изменения. То есть эффективный сегодня размер предприятия может означать чрезмерные издержки завтра. Если Россия претендует на роль страны с развитым сектором в сфере высоких технологий, ее власти и бизнесу не следует игнорировать данное обстоятельство.

 

 

44. Конкурентный рынок и конкурентная борьба. Основные типы рыночных структур: совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Рыночные структуры и товарные рынки в современной российской экономике.

Конкурентный рынок и конкурентная борьба.

Конкурентность рынка – это характеристика отрасли, описывающая ее состояние, основные количественные и качественные параметры. Она включает: число фирм и предприятий в отрасли, их размеры, сочетание малых средних и крупных фирм, производимые товары, применяемые технологии, государственное регулирование отраслевого рынка и др.

Конкурентность рынка предопределяет условия и формы конкурентной борьбы.

Конкурентная борьба – это способ поведения фирмы на рынке, то есть все те действия, которые она предпринимает в целях привлечения покупателей.

Конкурентность рынка, то есть характеристика отраслевого рынка, на котором действует фирма, определяет также возможность фирмы влиять на цены и условия реализации продукции. В зависимости от этой возможности аналитически все действующие рынки могут быть поделены на 4 типа отраслевых рыночных структур: совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

1. Если фирмы не в состоянии оказывать какое-либо влияние на цены и условия реализации продукции, то это – рынок совершенной конкуренции.

Основные характеристики совершенной конкуренции:

- число фирм в отрасли так велико и размеры каждой из них столь ничтожны (в типичном случае ни одна фирма не покрывает и 1 процента рыночного спроса), что это не может оказывать какого-либо влияния на цены. Если отдельная фирма поднимет цены – она, просто, ничего не продаст. Если отдельная фирма уйдет с рынка – рынок этого «не заметит», так как сокращение предложения товара будет микроскопическим. Таким образом, фирма является «ценополучателем», то есть, вынуждена приспосабливаться к той цене, которая установлена рынком. Следует иметь в виду, что на таком рынке не может быть крупных и даже средних фирм – все, по определению, очень маленькие по сравнению с совокупным спросом потребителей на данный товар;

- вход в отрасль и выход из нее – свободный. Это значит, что для начала производства не требуется значительный размер первоначального капитала, действующие фирмы не препятствую появлению новичков, государственные органы не устанавливают особых правил вхождения в отрасль;

- продукты являются простыми), то есть потребитель считает, что самостоятельно, без специалиста-консультанта, может оценить товар и однородными или стандартизированными (то есть товары изготовленные разными фирмами невозможно отличить друг от друга);

- потребители обладают всей полнотой информации о рынке товара, а фирмы не вступают в соглашения между собой (иначе у кого-то из продавцов появилась бы возможность влиять на цены);

- нет преимуществ крупного производства (иначе в отрасли неизбежно появились бы крупные фирмы).

Конкурентная борьба в условиях совершенной конкуренции отсутствует, так как бессмысленно предпринимать какие-либо действия против конкурентов в условиях их огромного числа, ничтожного размера, однородности продукции. Да и сил на такую борьбу у фирмы нет, ведь она сама – маленькая.

В реальной экономике, особенно в современной, нет рынков, отвечающих всем этим характеристикам, но немало рынков, где выполняется их большинство. Условными примерами рынков максимально близких к совершенной конкуренции являются рынки укропа, петрушки, яблок. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде фирмы производят из имеющихся ограниченных ресурсов максимальное количество продукции с минимальными LATC и устанавливают цены на уровне этих минимальных издержек. Это значит, что совершенно конкурентный рынок – это модель абсолютно эффективной экономики.

Гипотетически, если бы все рынки стали совершенно конкурентными, национальная экономика была бы абсолютно эффективной. Однако в реальности это невозможно и ненужно. Невозможно потому что качественное и сравнительно дешевое производство многих благ достижимо только в условиях крупного производства (автомобили, сталь, самолеты и др.). Следовательно, в отрасли неизбежно существовали бы крупные предприятия, имеющие значительную рыночную долю. Ненужно из-за полного однообразия (стандартизированности) товаров в условиях совершенной конкуренции. Да, товаров было бы больше, и они были бы дешевле. Но у всех была бы одинаковая одежда, обувь, телевизоры, квартиры, автомобили ит.д.

2. Если фирма в состоянии оказывать определяющее влияние на цены и условия реализации продукции, то это – рынок чистой монополии.

Для того чтобы оказывать определяющее влияние на цены фирма должна остаться на рынке товара одна. Поэтому конкурентная борьба на рынке чистой монополии также отсутствует. Фирме просто не с кем бороться.

Основные характеристики чистой монополии:

- фирма единственный производитель товара;

- фирма и отрасль – одно и то же. Фирма полностью контролирует кривую рыночного спроса на товар, имеющую отрицательный наклон. Поэтому сначала определяет оптимальный, то есть максимизирующий прибыль объем производства, а затем, опираясь на контролируемую кривую спроса, устанавливает цену (цену спроса). Таким образом, чистая монополия, в отличие от совершенной конкуренции, не «ценополучатель», а «ценодадель», делатель цены;

- товар не имеет близких заменителей, то есть в пределах мыслимых колебаний цен на данный товар потребитель не в состоянии отказаться от него, переключившись на заменители. Например, трудно предположить, что рост тарифов на электроэнергию поднимется до уровня, когда потребитель станет освещать помещения свечами, переводить работу холодильника на дрова, а компьютера на торф;

- вход в отрасль закрыт. Во-первых, государство может запретить производство данного товара более чем одной фирме. Во-вторых, если минимизация LATC достигается при объемах выпуска, превышающих совокупный рыночный спрос, наличие более чем одного предприятия будет означать рост издержек В долгосрочном периоде положение фирмы как монополиста устойчиво.

Главное обвинение против монополии в том, что при монополизации рынков цены повышаются, а объемы производства товара сокращаются. Устанавливаются монопольные цены и получаются монопольные прибыли. Потребители платят за данный товар больше, чем платили бы в условиях конкуренции, а получают его меньше. Монополии присваивают ресурсов больше, чем должны, соответственно в конкурентных отраслях ресурсов остается меньше. Экономика структурно несбалансированна. Эффективное использование ресурсов в масштабах национальной экономики недостижимо. Если производство товара возможно в конкурентной среде, но фактически монополизировано – это называется экономическая монополия. Общество и государство должны предпринимать все усилия, чтобы разрушить такую монополию.

Однако есть случаи общественно оправданного монополизма, когда общество считает допустимым и даже желательным монопольное производство товара. Сюда относятся:

- государственная монополия, когда государство запрещает конкурентное производство товара в силу его повышенной общественной опасности (производство ядерного оружия, наркотиков для облегчения страданий онкологических больных);

- естественная монополия, когда производство товара одним предприятием обходится обществу дешевле, чем двумя или более (водоснабжение и канализация жилого дома, метрополитен, транспортировка электроэнергии и др.);

- патентная монополия, когда автор изобретения получает исключительное (монопольное) право его практического использования в течение определенного времени. Такая монополия оправданна тем. Что стимулирует научно-технический прогресс;

- ресурсная монополия, когда монополизм объясняется использованием уникальных, недоступных другим производителям, природно-климатических ресурсов.

Однако и в случае общественно оправданной монополии государство обязано контролировать механизм установления цен и условия реализации продукции, так как и в этом случае монополистическая сущность будет постоянно порождать соблазн фирмы-монополиста максимизировать цены минимизировав выпуск.

Если фирма в состоянии оказывать какое-либо влияние на цены и условия реализации продукции, то это либо олигополия, либо монополистическая конкуренция. Здесь фирмы ведут между собой конкурентную борьбу.

Олигополия – это рынок, на котором господствует небольшое число крупных фирм.

Основные характеристики олигополии:

- основная масса продукции отрасли выпускается небольшим числом фирм. В типичном случае от 2 до 10 фирм покрывают более 50% рыночного спроса на товар;

- по крайней мере одна фирма крупная. Но, как правило, крупных фирм несколько. Олигополия может быть как стандартизированной (металлургия, нефтедобыча), так и дифференцированной (автомобильная промышленность, самолетостроение). Это влияет на конкурентное поведение фирм, но не является главным определяющим поведение фактором;

- решая вопрос об установлении цены и объема выпуска в условиях олигополии фирмы, прежде всего, учитывают большие размеры конкурентов. Это главное. Необходимость учета возможной реакции конкурентов на экономическое поведение данной фирмы называется олигополистической взаимосвязью. Если одна фирма повысит цены, а конкуренты этого не сделают, она просто потеряет рынок частично или даже полностью. Если же фирма снизит цены, пытаясь увеличить свою долю рынка, то конкуренты также снизят цены. В результате доля рынка фирм останется неизменной, но прибыль снизится;

- вход в отрасль затруднен или нереален. Входные барьеры, то есть трудности вхождения в отрасль определяются рядом причин. Во-первых, конкурентное производство здесь, как правило, требует крупных размеров предприятий, то есть больших первоначальных инвестиций. Но не у каждого они есть. Во-вторых, производство является технологически и организационно сложным процессом. Даже при наличии первоначального капитала новичок может не справиться с этими проблемами. В-третьих, действующие крупные фирмы вряд ли обрадуются появлению нового конкурента. Их размеры и связи позволяют эффективно противодействовать стремлениям новичка утвердиться на рынке. В-четвертых, во многих случаях, государство регулирует число фирм в отрасли (например, для доступа к нефтяным месторождениям необходимо получить государственную лицензию).

Олигополии неизбежно господствуют в производстве продуктов, где минимальный эффективный размер предприятия достигается при больших объемах выпуска. Помимо большинства добывающих отраслей сюда относятся многие отрасли из области машиностроения и высоких технологий. Ясно, что в таких случаях олигополистическая структура отрасли лучше любой другой. В то же время, олигополия содержит в себе тенденцию к монополизации рынков. Господство небольшого числа крупных фирм, порождает соблазн у их руководителей вступить в сговор (картель) между собой. Картель – явный или тайный сговор между фирмами в целях раздела рынка, установлении единых (согласованных) цен или квот на выпуск продукции, объединения сбыта. В этом случае экономическое поведение картеля – поведение монополиста, со всеми его негативными последствиями. Национальным законодательством картельные соглашения запрещены и являются уголовным преступлением.

3. Монополистическая конкуренция – это рынок, где большое число фирм производят товары-заменители.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

- в типичном случае на рынке действует от 10 до 100 фирм, то есть доля каждой фирмы от 1% до 10%. Ни одна фирма не покрывает более 10% отраслевого рыночного спроса;

- фирмы выпускают не стандартизированную, а дифференцированную продукцию, то есть товары разных фирм являются близкими заменителями друга, удовлетворяя одну и ту же потребность, существенно различаются между собой. Дифференциация продукции, – то есть фиксируемое покупателем различие по качеству, сервису, рекламе между товарами-заменителями, является главным признаком определяющим поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции;

- решая вопрос об установлении цены, фирмы относительно независимы друг от друга. Если фирма повысит цену, то часть покупателей уйдет к конкурентам. Но не все. Так как есть покупатели готовые покупать продукцию этой фирмы даже по более высокой цене. Например, если фирма «IBM» повысит цены на свои компьютеры, то не все покупатели переключатся на покупку компьютеров «желтой» сборки. Если же фирма снизит цену, то, опять-таки, не все покупатели других фирм переключат свой спрос на ее продукцию. Так, если производители поддельных швейцарских часов снизят цены до 10 рублей, все равно останутся покупатели продукции оригинальных швейцарских часовых фирм, по ценам в сотни, а то и тысячи раз большим. Однако возможности манипулирования ценой ограниченны. Если те же швейцарские фирмы повысят цены до сотен тысяч долларов за штуку, почти всем потребителям придется носить дешевые подделки;

- вход в отрасль и выход из нее открыты (как и в условиях совершенной конкуренции). Но в условиях монополистической конкуренции действующие фирмы обладают преимуществом по сравнению с новичками. Так как товары не являются простыми (телевизоры, часы, компьютеры, мебель и др.), потребитель ориентируется на товары фирм давно присутствующих на рынке и доказавших временем свое качество. Поэтому новичку приходится нести дополнительные расходы на рекламу, а цены на аналоги устанавливать ниже, чем у ветеранов отрасли;

- конкурентная борьба характеризуется неценовой конкуренцией фирм – привлечением покупателя к продукции фирмы не низкой ценой, а более высоким качеством и разнообразием продукции, сервисным обслуживанием, организацией продаж и рекламой.

Издержки в условиях монополистической конкуренции выше, чем в условиях совершенной, так как приходится нести расходы на рекламу, организацию мелкосерийного и индивидуального производства, непрерывное совершенствование технических и внешних характеристик продуктов (это называется – издержки неценовой конкуренции). Однако более высокие цены компенсируются максимальными темпами совершенствования благ и наиболее полным удовлетворением потребностей конкретного потребителя.

Рыночные структуры и товарные рынки в современной российской экономике.

Важнейшей программной задачей рыночных реформ в России, начатых в 1992 году, является формирование конкурентной рыночной среды и структуры экономики соответствующей современным требованиям. С точки зрения формирования полноценных отраслевых рыночных структур и развития конкуренции на товарных рынках за эти годы достигнуты значительные успехи, но множество проблем по –прежнему ждут своего решения. Ключевым обвинением правительства М.М.Касьянова, отправленного в отставку в феврале 2004 года, стало обвинение в недостаточных темпах структурных изменений экономики.

Исторически естественными конкурентными преимуществами России являются ее природные ресурсы, достаточно развитые во времена СССР отрасли машиностроения и высоких технологий, связанные с ВПК. В советский период производство каждого из этих благ осуществлялось несколькими крупными предприятиями. В терминах рыночной экономики данные отрасли тяготеют к олигополистической структуре рынка. Что касается добывающих отраслей (нефть, газ, руды, лес), то в ходе приватизации они выжили и вполне успешно работают в современной экономике. Также благополучны и непосредственно связанные с ними отрасли: нефтепереработка, металлургия, деревообрабатывающая промышленность. Однако даже связанные дальнейшей технологической цепочкой с вышеперечисленными отрасли с высокой добавленной стоимостью развиты в России недостаточно. Так, выход товарной продукции с кубометра леса в Финляндии в 4-8 раз выше, чем в России, за счет более глубокой переработки сырья. Так, если Россия, в основном, экспортирует лес «на корню» или не обработанные бревна, то Финляндия – либо обработанные доски, либо готовые изделия (столы, шкафы и др.). Кроме того, в этих отраслях постоянны тенденции к картелированию, то есть монополизации рынков. Задача государства создавать условия для развития производств комплексной переработки сырья и преодоления картелирования.

Куда более серьезная ситуация, можно сказать, катастрофическая ситуация сложилась в 90-е годы в отраслях машиностроения, связанных с ВПК. Эти отрасли резко сократили объемы производств, либо практически исчезли (например, производство телевизоров). Сотни тысяч высококвалифицированных инженеров и техников потеряли работу по специальности. Начиная с 1999 года ситуация постепенно улучшается, правда, в основном, в отраслях, производящих технику для добывающей промышленности. Задача государства поддержать восстановление научно-технических школ и производств в области высоких технологий, где есть соответствующие разработки мирового уровня и кадры. Большинство этих производств требуют крупных размеров предприятий, то есть по своей экономической природе – олигополии. Если государство обеспечит при подъеме этих отраслей подавление монополистических тенденций, то, можно надеяться, на формирование современной конкурентной экономики, экспортирующей, в основном, не не воспроизводимые первичные ресурсы, а высокотехнологичные ﱩродукты.

Не менее значимым является для России развитие рынков монополистической конкуренции. Здесь необходимы два условия. Первое на стороне производства: развитие производств, способных производить качественную продукцию с разнообразными потребительскими свойствами, быстро перестраивать производство с изменением потребительского спроса, развитие сервисных и ремонтных служб, сферы услуг. В первый период реформ этим требованиям, в основном, отвечали иностранные фирмы пришедшие на российский рынок. Но теперь все больше становиться российских фирм, отвечающих этим требованиям. Роль государства здесь: в создании условий для развития среднего бизнеса и распространении передового опыта организации производства дифференцированной продукции. Второе – на стороне потребления: покупатель, приходя в магазин должен, прежде всего, обращать внимание не на цену, а на качество товара. Для этого он должен располагать достаточным доходом. К сожалению, пока этому требованию препятствует огромная дифференциация доходов россиян, примерно четверть, которых имеет доходы ниже прожиточного минимума. В той части, в которой государство виновно в огромном разрыве доходов своих граждан оно обязано исправлять положение, тем самым, стимулируя развитие внутреннего потребительского рынка вообще и в направлении монополистической конкуренции, в частности.

Что касается рынков совершенной конкуренции, то в России ближе всего к рынкам такого типа относятся производство многих видов сельскохозяйственной продукции, мелкая розничная торговля, ряд отраслей сферы обслуживания. Конкурентность этих рынков обеспечена уже в силу огромного числа представленных фирм, что предопределяет низкие цены и заботу о качестве товаров. Большинство таких предприятий используют преимущественно труд самих собственников. Создание производства, не требующего значительных стартовых инвестиций и являющегося простым в управлении, позволяет заниматься таким бизнесом огромному числу граждан, тем самым, расширяя степень экономической свободы и выбора. Очевидно, что общество максимально заинтересовано в развитии таких рынков. Большинство таких фирм относятся к малому бизнесу, состояние которого в России крайне тяжелое. В развитых странах в малом бизнесе занято около половины трудоспособных граждан, в России – не более 10%. Одна из причин - не развитая у граждан пост советского общества способность к самостоятельной хозяйственной деятельности. Другая и главная, - неблагоприятная институциональная и хозяйственная ситуация в России. Это проявляется в

- неравных условиях конкуренции с крупным бизнесом;

- административном произволе регистрирующих органов;

- взяточничестве контролирующих органов (милиция, пожарники, СЭС, налоговые органы);

- необходимости отчислений криминальным структурам («крышам»);

- противоречивости законодательства и отсутствии гарантии права собственности (когда на вполне легальных основаниях бизнес можно отнять);

- трудностях или дороговизне получения кредитов.

Вроде бы власть видит эти проблемы. Много лет говорится, в том числе на самом высоком уровне, о необходимости их решения, Однако значимых реальных изменений пока нет.

Роль монополистических рынков в структуре российской экономики рассмотрена в вопросе 45.

 

45. Монополии в экономике современной России: причины существования, формы, последствия, пути преодоления.

Понятие «чистая монополия» предусматривает, что в отрасли действует лишь один производитель товара. На практике под «монополизмом» понимается ситуация, когда экономический субъект не только имеет возможность оказывать определяющее влияние на цены и условия реализации товара (это называется «доминирующее положение») и фактически пользуется этой возможностью, то есть, устанавливает монопольные цены, дискриминирует других производителей данного товара, получает монопольные прибыли (собственно «монополизм»).

Причинами современного российского монополизма являются

1. «Наследие советской экономики». В СССР вся экономика (промыш ленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля, финансы) были монополизированы государством. Поскольку государство управляло всей экономикой, оно, для упрощения руководства ведущей отраслью народного хозяйства – промышленностью, создало в каждой его отрасли небольшое число гигантских предприятий. В результате по уровню концентрации советская промышленность оказалась мировым лидером. С переходом к рынку большая часть этого монополизма исчезла, прежде всего, там, где в отрасли изначально было много предприятий, превратившихся в ходе приватизации в многочисленные самостоятельные фирмы (торговля, сельское хозяйство). Однако там, где концентрация предприятий была высокой (помимо промышленности, это также транспорт и связь) сложились благоприятные условия для формирования монополизма уже рыночного типа. Если при этом на рынке не появлялись конкуренты в лице либо новых национальные производителей, либо иностранных продавцов товаров-заменителей, на смену советской монополии приходила рыночная. Ярким примером такого монополизма является «АвтоВаз», и сегодня контролирующий более 60% отечественного авто рынка.

2. «Номенклатурная приватизация». Приватизационные процессы в первой половины 90-х годов привели к тому, что крупнейшие предприятия и целые сектора экономики оказались в частной собственности узкой группы приближенных к власти лиц. В результате сформировались мощные олигархические интегрированные бизнес группы (ИБГ), монополизировавшие значительную часть рынков. В 2002 году 39% промышленного выпуска обеспечили 10 крупнейших ИБГ. Концентрация отечественной промышленности намного выше, чем в развитых странах. Так, в Германии 10 ИБГ выпускают 15% промышленной продукции; в США – 27% и даже в Южной Корее – 30-32%.

3. «Олигархический монополизм». Захватив господствующие высоты в важнейших секторах экономики, ИБГ препятствуют развитию конкуренции на интересующих их рынках. Они не только консервируют монополизм на традиционных для себя рынках, но и, скупая непрофильные активы могут порождать монополистические тенденции в отраслях с ныне развитой конкуренцией.

4. «Административный монополизм». Государственные органы, создавая разные условия работы на рынках для различных фирм, фактически способствуют подавлению конкуренции и формированию монополистических тенденций. Примером подобного монополизма является «Сбербанк» России, который государство наделило явными неконкурентными преимуществами, передав ему огромную филиальную сеть и дав государственные гарантии возврата вкладов. В результате около 70% частных вкладов, несмотря на отрицательную доходность, сконцентрированы в этом банке.

Формы российского монополизма такие же как и везде: естественные

(самые известные из них - РАО «ЕЭС», Газпром, МПС), государственные («Рос вооружение»), ресурсные («Алмазы России»), патентные и, конечно, экономические (то есть экономически неоправданные). Здесь следует выделить «территориальный монополизм», когда власти какого-либо региона или области создают искусственные препятствия для проникновения на свои рынки фирм других российских территорий.

Последствия монополизма:

- установление монопольных цен и сокращение выпуска;

- перераспределение ресурсов от конкурентных отраслей к монопольным. Монополия покупает у поставщиков продукцию по монопольно низким ценам, а продает – по монопольно высоким, присваивая львиную долю прибыли. Так, прибыль крестьянских хозяйств (конкурентный рынок) от продажи молока едва покрывает издержки, но прибыли молочных заводов (региональный монополизм) достигают 50%. В результате - ресурсы распределены неэффективно, экономика структурно несбалансированна, темпы экономического роста снижаются. Конкурентным секторам не хватает денег для нормального развития, а монопольные – не знают, куда их девать;

- неоправданная дифференциация доходов граждан. За одинаковый по содержанию труд работники монополий получают значительно большую оплату.

- стремясь сохранить свое положение, монополия использует свое влияние и часть сверхприбылей для формирования общественного мнения в свою поддержку, подкуп средств массовой информации, исполнительной, законодательной и судебной власти.

Date: 2015-05-08; view: 409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию