Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адаптивные (органические) структуры





К органическим структура принято относить:

­ Проектная структура управления

­ Матричная структура управления

­ Бригадная (кросс-функциональная) структура управления

Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными.

Проектная структура

Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). Схема проектной структуры представлена на рис. 3.3.7.. преимущества и недостатки проектной структуры представлена в таблице 3.3.6.

Рис. 3.3.7. Схема проектной организационной структуры

 

Таблица 3.3.6.

Преимущества и недостатки проектной структуры управления

Преимущества Недостатки
1. Высокая гибкость; 2. Сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами. 1. Очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании; 2. Дробление ресурсов между проектами; 3. Сложность взаимодействия большого числа проектов в компании; 4. Усложнение процесса развития организации как единого целого; 5. Возможность одновременного управление небольшим количеством проектов.

Применение: преимущества перевешивают недостатки на предприятиях с небольшим числом одновременно выполняемых проектов. Возможности воплощения принципов современной философии качества определяются формой управления проектами.

 

Матричная (программно - целевая) структура

Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать. Пример матричной программно - целевой структуры управления приведен на Рис. 3.3.8.

 

Рис. 3.3.8. Схема матричной организационной структуры

 

Таблица 3.3.7.

Преимущества и недостатки матричной структуры управления


Преимущества Недостатки
1. Лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос; 2. Более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов; 3. Более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников; 4. Относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков; 5. Улучшение контроля за отдельными задачами проекта или целевой программы; 6. Любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы; 7. Сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений. 1. Трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения); 2. Необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам; 3. Высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения; 4. Частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ; 5 Возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.

 

Применение: внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления. Эффективность воплощения в жизнь идей современной философии качества в такой структуре доказана практикой многих фирм.

 

Бригадная (кросс - функциональная) структура

Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Форма бригадной организации работ - достаточно древняя организационная форма, достаточно вспомнить рабочие артели, но только с 80-х годов началось ее активное применение как структуры управления организацией, во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются:

­ автономная работа рабочих групп (бригад);

­ самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;

­ замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;

­ привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.

Эти принципы разрушает свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.

В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться функциональные подразделения (Рис.3.3.9.), так отсутствовать. В первом случае работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят). Преимущества и недостатки приведены в таблице 3.3.8.


 

Рис. 3.3.9. Схема бригадной организационной структуры

 

Таблица 3.3.8.

Преимущества и недостатки бригадной структуры управления

Преимущества Недостатки
1. Сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления; 2. Гибкое использование кадров, их знаний и компетентности; 3. Работа в группах создает условия для самосовершенствования; 4. Возможность применения эффективных методов планирования и управления; 5. Сокращается потребность в специалистах широкого профиля. 1. Усложнение взаимодействия (в особенности для кросс-функциональной структуры); 2. Сложность в координации работ отдельных бригад; 3. Высокая квалификация и ответственность персонала; 4. Высокие требования к коммуникациям.

Применение: данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам. Это - один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества.







Date: 2015-05-08; view: 906; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию