Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная структура общества
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ПРАВА
Т. Н. Сидоренко
СОЦИОЛОГИЯ ЛЕКЦИИ
КРАСНОДАР 2012 Лекция.
Тема: Общество и его структурные элементы.
1. Социальная структура общества 2. Теория социальной стратификации и социальной мобильности.
Социальная структура общества
Социальная структура – это совокупность относительно устойчивых общностей людей, их связь и взаимодействие, а также отношения, в которые вступают социальные группы по поводу условий их жизнедеятельности. (Вообще под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта) Основными элементами социальной структуры общества являются: 1) индивиды, их статусы и роли 2) социальные общности, большие и малые социальные группы 3) 4) социальные институты 5) социальная организация - метод управления людьми, их координация в соответствии со статусом и ролью 6) Социальный контроль Каждый тип общества имеет свою социальную структуру. Изначальными элементами этой структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположение и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Социальный статус – это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей (статус учителя имеет смысл только по отношению к статусу ученика, а не, скажем, к прохожему). Совокупность всех статусов, занимаемых человеком, называется статусным набором. В статусном наборе выделяют главный статус. Это статус, с которым его идентифицируют другие люди или с которым он сам себя олицетворяет (для мужчины это чаще всего профессия). Главным является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых и манеру поведения. Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы. Предписанным называется статус, который индивид получает от рождения независимо от своей воли. Такой статус определяется полом, национальностью, расой, местом рождения и т.д. Достигнутым называется статус приобретенный благодаря усилиям индивида (образование, профессия, должность). В ряде случаев трудно установить вид статуса, тогда говорят о смешанном статусе (пенсионер, инвалид). От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личным качествам. (Социальный и личный статус не всегда совпадает.) При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты: 1) статусные права и обязанности 2) статусный диапазон (рамки, в которых он может осуществлять свои права и обязанности) 3) статусные символы (внешние знаки, позволяющие различать носителей разных статусов) 4) статусный образ или имидж (совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом) 5) статусная идентификация (определение степени соответствия индивида своему социальному статусу) Таким образом, статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Подвижность социальной структуре придают социальные роли, т.е. определенные модели и стили поведения, формирующиеся в процессе взаимодействия индивида. Можно сказать, что социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Также социальную роль можно определить как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом. Ролевые ожидания могут закрепляться в виде правил, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции. Каждый статус предусматривает не одну, а несколько ролей. (Профессор преподает, воспитывает, занимается наукой, руководит кафедрой). Совокупность ролей соответствующих данному статусу называется ролевой набор. При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее, т.е. нормативная структура, в которой выделяют четыре компонента: 1) описание типа поведение соответствующего данной роли; 2) требование к выполнению той или иной роли; 3) оценка выполнения данной роли; 4) меры поощрения или наказания за выполнение роли. Т.е. нормативная структура определяет образцы поведения и во многом конструирует взаимоотношения людей. В процессе реализации социальных ролей могут возникать определенные трудности. Так, социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов: 1) внутриролевые конфликты (конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу – ребенок- родитель) 2) межролевые конфликты (возникающие, когда требования одной роли противоречат требованиям другой – требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением домашних обязанностей) 3) личностноролевые конфликты (когда требования социальной роли противоречат жизненным устремлениям личности) Последний вид конфликтов чаще всего приводит к психологическому напряжению или кризису. Т.О., статусно-ролевая теория позволяет описывать не только механизм взаимодействия личности и общества, но и функционирование социальной системы в целом.
Важным элементом структуры общества являются социальные общности и группы. Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия. Социальные общности отличаются большим разнообразием форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс, по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до случайных образований (очередь, болельщики на трибуне и т.д.). Для классификации социальных общностей применяют тот или иной системообразующий признак. В одном случае, общность определяется этнической принадлежностью, в другом – принадлежностью к территории, в третьем – принадлежностью к определенному полу, возрасту, в четвертом – принадлежностью к определенной культуре и т.д. Соответственно выделяются социально-этнические, территориальные, демографические, культурные и мн.др. общности. В целом все множество реальных социальных общностей модно разделить на массовые (человечество, нации и т.д.) и групповые (социальные группы). В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности их существования, 2) относительно высокой степенью единства и сплоченности, 3) однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам групп, 4) способностью входить в более широкие образования в качестве структурных единиц. Все социальные группы можно подразделить: 1. по характеру взаимодействия: на первичные и вторичные, 2. по количественному составу: на малые и большие, 3. по способу организации взаимодействия: на формальные и неформальные. 1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный межличностных характер и предполагает взаимную поддержку (семья, группа друзей и т.д.). Под вторичной понимается группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели. В таких группах особое значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенную функцию (производственный коллектив, политическая партия и т.д.). Часто внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения и образуют по сути первичные группы. 2. Малая группа – это небольшое число, непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты: - малочисленный стабильный состав (примерно до 30 чел), - пространственная близость, - устойчивость и продолжительность функционирования, - высокая степень совпадения ценностей, - развитое чувство принадлежности к группе. Большая социальная группа – это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели, и связи в ней носят опосредованный характер (крупные предприятия и др.). Также под большой социальной группой понимается многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих в следствие этого общий интерес (студенты страны, предприниматели региона и т.д.) 3. Формальная группа – это группа, обладающая юридическим статусом, взаимодействие в которой определяется узаконенными нормами (класс, экипаж и т.д.). Неформальная – это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных, дружеских отношений. (неформалы, друзья)
Социальные институты – это устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которой организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей в рамках социальной организации общества. (Также соц. институт трактуется как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности). Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их отношений. С одной стороны, социальный институт – это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, образование, политика, государство), а с другой – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей в рамках данного института. В зависимости от целей и задач можно выделить следующие социальные институты: - институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения; - экономические институты (собственность, предприятия, банки, торговая система, регулирование денежного обращения, различные хозяйственные объединения, т.е. все, что связано с производством и потреблением материальных благ); - политические институты, связанные с осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функции управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок и безопасность (государство, политические партии, армия, милиция, профсоюзы и т.д.); - социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей (образование, искусство, религия, наука). Также можно выделить институты здравоохранения и социальной защиты. Существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Выделяют пять групп таких признаков: 1) установки и образцы поведения (для института семьи – привязанность, уважение, доверие, для образования – стремление к знаниям и т.д.); 2) культурные символы (для семьи – обручальные кольца; для государства – герб, флаг; для бизнеса – фирменный знак; для религии – крест, иконы) 3) утилитарные культурные черты (для семьи – дом; для бизнеса – магазин, фабрика; для образования – школа и т.д.); 4) устные и письменные кодексы поведения (для государства – конституция; для бизнеса – контракт и т.д.) 5) идеология (для семьи – совместимость, любовь; для бизнеса – свобода торговли; для религии – православие, католицизм) Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует удовлетворению потребностей. Когда социальный институт не выполняет своих функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа, в вырождении функций этого института. Появление дисфункций в деятельности ряда социальных институтов ведет не толь к росту напряженности в обществе, но и к дезорганизации социальной системы в целом.
Date: 2015-05-08; view: 574; Нарушение авторских прав |