Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Актуальность исследованияСтр 1 из 3Следующая ⇒ В. Франклу принадлежат следующие слова: «Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты» (Франкл, 1985; С. 3). Вопросы, которые являются центральными в логотерапии, сегодня приобретают особую актуальность: дефицит смысла в современном обществе ощущается все острее, и нарастающий темп жизни, стремление людей к новым и новым достижениям, карьеризм или, напротив, безынициативность, апатия, стагнация развития, забота о приобретении различных материальных благ, обезличенность отношений, в которых другой человек становится лишь средством спасения от тревоги, выступают выражениями этого экзистенциального вакуума на уровне социума. Каждый новый исторический этап сопряжен с необходимостью поиска смысла, определения ценностей, потому что старые оказываются уже неудовлетворительными. Nicholas Hobbs писал, что современная культура часто порождает вид невроза, которые отличается от описанного Фрейдом – он характеризуется «…отсутствием цели, смысла в жизни» (Hobbs, цит. по Ялому, 1980; С. 495). Кризис бессмысленности переживается как обществом в целом, так и каждым отдельным индивидом. «Быть или не быть, и если быть, то зачем?» - таким вопросом задается человек в экзистенциальном кризисе. Человек, жизнь которого лишена смысла, не имеет глубинной внутренней мотивации, не может найти направление, опору в жизни, принять на себя ответственность за совершаемые им выборы, он легко подчиняется как жизненным обстоятельствам, так и другим людям, от чего страдает его индивидуальность, а потенции остаются нереализованными. Можно предположить, что большой процент проблем, с которыми люди обращаются за психологической помощью, имеет в своей основе переживание бессмысленности жизни, ощущение пустоты, отсутствия цели и направления. Экзистенциальная фрустрация порождает экзистенциальный вакуум, который может заполняться различной симптоматикой, перерастая в так называемый ноогенный невроз. Нередко такие проблемы скрываются за различными масками и проявляются, например, как сексуальные расстройства или межличностные трудности. Важно подчеркнуть, что психолог-практик, сталкивающийся в своей работе с кризисными ситуациями, зачастую имеет дело с экзистенциальными проблемами (Кочунас). И речь идет не только о переживании бессмысленности, но и, например, о необходимости занять какую-то позицию по отношению к своим страданиям, к утрате, к определенному травмирующему переживания – к тому, что человек изменить не в силах (Франкл, 1985). И. Ялом подчеркивает, что сейчас практическая психология находится в состоянии кризиса. Молодых специалистов учат работать не с причинами, а с симптомами, из-за чего психотерапия становится поверхностной и неосновательной. Таким образом, со стороны общества существует запрос на такую психотерапию, которая фокусировалась бы на проблемах существования человека, на психологию «с человеческим лицом» (Леонтьев, 1997). Логотерапия – это не только психологическая школа, имеющая под собой серьезную философскую базу, это еще и эффективный практический подход, который успешно используется для оказания психотерапевтической помощи людям с различными запросами и проблемами. Хотя в контексте логотерапии были созданы свои оригинальные техники - дерефлексия и парадоксальная интенция, она является скорее особым способом понимания пациента. К логотерапии в полной мере применимы слова, сказанные об экзистенциальной психотерапии вообще: «…это терапия, способствующая более полному и более свободному проживанию жизни, — мало кому она может быть не показана» (Есельсон, Летуновский, 2001; С. 18). Таким образом, цель работы: рассмотреть место и роль понятия экзистенциального вакуума как порождения экзистенциальной фрустрации в концепции воли к смыслу Виктора Франкла. Задачи исследования: 1) Рассмотреть основные положения концепции воли к смыслу В. Франкла 2) Рассмотреть понятие экзистенциального вакуума как порождения экзистенциальной фрустрации. Предмет работы: понятие экзистенциального вакуума. Объект исследования: концепция воли к смыслу В. Франкла. Гипотеза не формулируется в силу специфики данной работы.
|