Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория бюрократии М. Вебера





М. Вебер известен как создатель классической теории бюрок­ратии, вошедшей во все учебники мира. Он рассматривал бюрок­ратию в двух смыслах - позитивном и негативном.

Воплощением бюрократии в позитивном смысле является го­сударственный аппарат управления. Если он состоит из людей честных и неподкупных, если его штаты набираются из специ­ально обученных чиновников, то они будут относиться к под­чиненным объективно, беспристрастно. На таком принципе - "перед законом все равны" - основано и капиталистическое предприятие, и государственные органы. Основной закон бю­рократии - четкое и безошибочное функционирование, на­правленное на максимальную прибыль. Чтобы достичь этого, необходимо знать, что: 1) организация свободна в выборе лю­бого средства для обеспечения своей устойчивости; 2) люди работают таким образом, что могут быть взаимозаменимы, по­этому каждый обязан выполнять только одну задачу; 3) труд представляет собой наиболее подходящую меру успеха челове­ка и является для него основой существования; 4) поведение исполнителей полностью определено рациональной схемой, которая обеспечивает точность и однозначность действий, по­зволяет избежать предубежденности и личных симпатий во взаи­моотношениях.

Позитивная бюрократия являет собой высшую точку дли­тельного исторического пути, по которому двигалась европейс­кая цивилизация. На этом пути она отбросила другие типы соци­ального устройства, предпочтя им бюрократическое. Чиновники впервые появились не в капиталистической Европе, а в древнем Китае. Уже в VII веке в Китае сделали попытку от­дать управление на откуп профессионально подготовленным

чиновникам. Но профессиональный менеджмент оставался для Китая явлением случайным, эмоциональная вера в магию и волшебство вытеснили рациональные соображения. В Китае были сильны сословные механизмы, вертикальная мобиль­ность была затруднена, главными оставались феодальные при­вилегии и правила родства. В капиталистической Европе катего­рия "привилегия" заменяется категорией "компетентность", поклонение и преданность личности правителя - служебной дисциплиной и корпоративным духом.

Главное в рациональном устройстве не вера в харизму (боже­ственный дар) или личная зависимость, а задачи организации, которые распределяются среди различных позиций как офици­альные обязанности. Четкое разделение труда делает возможной специализацию и повышение квалификации служащих. Хотя в буквальном смысле служащих в бюрократической организации нет, есть лишь функционеры. Качество рабочей силы повышает­ся благодаря служебному росту работников, а также конкурен­ции талантов. Это означает, что организация может отбирать на конкурсной основе и с помощью профессионального отбора са­мых достойных.

Должностные позиции в бюрократической организации стро­го соподчинены друг другу и расположены в иерархическом поряд­ке. Каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим начальством и за свои личные решения, и за действия подчинен­ных. Объем власти руководителя над подчиненным четко обо­значен. Его действия ограничены соответствующими правилами и инструкциями. Приказы должностного лица - не личная при­хоть, а воплощение общих инструкций, которые руководитель лишь реализует, но не сочиняет. Языком приказа с подчиненны­ми "разговаривают" цели и задачи организации.

Формальные инструкции несут важную нагрузку. Благодаря им достигается единообразие и согласованность в действиях подчи­ненных. Они же обеспечивают взаимозаменимость работников (в случае болезни или увольнения) и непрерывность деятельности организации. Гарантом непрерывного и бесперебойного функци­онирования выступает специальный административный штат, который, с одной стороны, ориентирован на обслуживание внутрифирменного персонала, в том числе рабочих и инженер-чо-технических работников, а с другой - внешних агентов, т.е.

 

клиентов. И к "внутренним", и к "внешним" участникам долж­ностное лицо обязано относиться одинаково беспристрастно, отбросив личные симпатии. Беспристрастность не означает рав­нодушия, она призвана предохранить сотрудников от влияния личных настроений начальника.

Сотрудники организации - это прежде всего наемные работ­ники. Статус наемного работника выгоден и самому индивиду, поскольку не ставит его в личную зависимость от "шефа", но зато оставляет его под опекой и защитой закона и самой органи­зации. Последняя может нанимать и увольнять работников, по­вышать или понижать в должности, сообразуясь не с личными интересами кого-либо, а исключительно с целями организации. Статус наемного работника не позволяет организации использо­вать индивида сверх меры и по произволу.


Должностное лицо имеет четко установленный рабочий день, сверх которого без добровольного согласия его никто не имеет права занимать. Должностные лица в типичной бюрократической организации не выбираются, а назначаются. Поэтому они зави­сят от вышестоящих, а не от нижестоящих. Назначение предпо­лагает, что всю полноту ответственности за подчиненного от­ныне берет на себя вышестоящее должностное лицо. Ответственность не то же самое, что власть.

Начальник не может по своему усмотрению, без доста­точных на то оснований уволить сотрудника. Последний зак­лючает контракт на длительный срок, наделяется важными правами и подлежит защите от произвольного увольнения. Вознаграждение ему выдается в виде жалованья, а после от­ставки назначается пенсия. Продвижение по службе, говорит Вебер, происходит либо по принципу старшинства, либо в за­висимости от успехов в работе, либо по обоим принципам одновременно.

Сравнение бюрократического господства со всеми ранее существовавшими типами - патриархальным, сословным, ха­ризматическим - убеждает в несомненном преимуществе первого. Бюрократия является самым сложным и рациональ­ным устройством, когда-либо придуманным человеком. Вебер был убежден в этом, но вместе с тем он прекрасно понимал, что в чистом виде рациональная бюрократия - иерархическая организация высококвалифицированных экспертов - нигде в

реальности не существует. Он предупреждал, что описывает только ее идеальный тип. Отклонений от него множество, они были и в США, и в России, где западной бюрократии в пози­тивном смысле практически не было. Вместо него существо­вал особый тип организации, в котором переплетались рацио­нальные элементы управления с патриархальными и феодально-сословными.

Вебер утверждал, что социализм в гораздо большей мере, чем рыночный капитализм, требует бюрократии. Для этого име­ется несколько причин. Первая - наличие централизованного политического контроля над "бюджетной" экономикой. Вторая - иерархическая структура пропитывает не отдельные клеточки, а весь организм общества.

Государство - основной поставщик бюрократии, пронизыва­ет сначала институт собственности (огосударствление собствен­ности), а затем производство и социальную жизнь. Государствен­ное распределение ресурсов и продуктов труда ведет к нарастанию иррациональности в управлении. В управлении эко­номикой начинают преобладать мотивы политического и идео­логического престижа. Негативное влияние оказывают уравни­тельные тенденции в общественной психологии, стремление простых людей идентифицировать себя с официальной властью. В таких условиях бюрократия из института рационального управ­ления, технического инструмента эффективного руководства превращается в господствующую силу - "монократическую бю­рократию".







Date: 2015-05-08; view: 689; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию