Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем и дистанция мобильности





Социальная мобильность измеряется при помощи двух глав­ных показателей.

Дистанция мобильности - это количество ступенек, на кото­рые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам.

Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция - неожидан­ный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Под объемом мобильности понимается число индивидов, кото­рые переместились по социальной лестнице в вертикальном направ­лении за определенный промежуток времени.

Если объем исчисляется количеством переместившихся ин­дивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то относительным объе­мом и указывается в процентах.

Совокупный объем, или масштаб мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный - по отдельным стратам, слоям, классам. Тот факт, что в индустриальном обществе две трети населения мо­бильны, относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, - к дифференцированному.

Масштаб социальной мобильности определяется как процен­тная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой соци­альный статус. Когда Венгрия была капиталистической, т.е. в 30-е годы, масштаб мобильности равнялся 50%. В социалистической Венгрии (60-е годы) он вырос до 64%, а в 1983 г. до 72%. В резуль­тате социалистических преобразований венгерское общество стало таким же открытым, как и развитые капиталистические страны.

С полным основанием этот вывод применим к СССР. Западно­европейские и американские ученые, проводившие сравнитель­ные исследования (Д. Лэйн, У. Коннор, С. Липсет), установили, что в восточноевропейских странах мобильность выше, чем в развитых капиталистических странах.

Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями. Первый - это коэффициент мобильности выхода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интелли­гентами или крестьянами. Второй - коэффициент мобильности входа в социальный слой, он свидетельствует о том, из каких слоев пополняется, например, слой интеллигентов. Он обнаруживает социальное происхождение людей.

Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, а у высших -

меньше.

Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.

Даже если каждый сын богача пейдет-лв-стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, не­обходимое для замещения родителей. Количество вакансий и ко­личество претендентов на занятие тех или иных социальных по­зиций в разных классах разное.

Профессионалы (врачи, юристы и т.п.) и квалифицирован­ные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.

Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть перенаселены или недо-населены.

 

Date: 2015-05-08; view: 526; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию