Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поясняющий пример. По рассказу психиатра, в вагон московского метрополите­на, а происходило это летом 1995 г., вошла пожилая женщина





По рассказу психиатра, в вагон московского метрополите­на, а происходило это летом 1995 г., вошла пожилая женщина. На голове - мотоциклетный шлем с опущенным щитком. На руках - милицейские краги. Прежде чем сесть, она положила на сиденье доску.

Кто она - нормальная или ненормальная? По мнению пси­хиатра, она - совершенно нормальный человек. Ненормальные мы с вами. Женщина поставила психотропную защиту от излуча­емой окружающими агрессии. В нетрадиционной медицине это вполне нормальное явление.

Итак, социальные нормы - вещь относительная, так же как и отклонение от них, т.е. девиантность. Норма для одних становится отклонением для других. В культуре вообще все от­носительно. Все зависит от угла зрения. Для пассажиров метро вошедшая женщина - отклонение, для психиатра она - нор­ма. Но ведь и мнение психиатра - не истина в последней ин­станции. Кому-то его суждения покажутся шизофреническими.

Вот еще ситуация. Пациент обращается к врачу:

· Доктор, каков первый симптом того, что человек сошел
с ума?

· Если он считает себя совершенно нормальным человеком.

У некоторых примитивных племен в первобытное время и сегодня каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), крово­смешение и инфантицид (убийство детей) считались нормаль­ным явлением, вызванным экономическими причинами (дефи­цит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками).

Культурный релятивизм может быть сравнительной характе­ристикой не только двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного обще­ства. В таком случае надо говорить не о культуре, а о субкультуре. Пример таких групп - политические партии, правительство, со­циальный класс или слой, верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы - девиация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя ("Колька" или "Никитка") - норма обращения в низших сло­ях - считалось у первого девиацией.

В современном обществе подобные формы поведения рас­сматриваются как девиантные. Убийство на войне разрешается и даже вознаграждается, но в мирное время наказывается. В Пари­же проституция легальна (узаконена) и не осуждается, а в других странах она считается нелегальной и девиантной. Отсюда следу­ет, что критерии девиантности относительны данной культуры и не могут рассматриваться в отрыве от нее.

Кроме того, критерии девиантности меняются во времени даже в рамках одной и той же культуры.

В СССР в 60-70-е годы школьные учителя боролись с "длин­новолосыми" учениками, усматривая в этом подражание "бур­жуазному образу жизни" и признаки нравственного растления. В конце 80-х годов наше общество изменилось, и длинные волосы превратились из девиации в норму.

Сделаем вывод: девиация в широком смысле относительна: а) исторической эпохи, б) культуры общества. Относительность в социологии получила специальное название релятивизма.

Социологи установили следующие закономерности: 1. Если несогласие с нормами наносит личный ущерб, оно наказывается обществом в меньшей степени или не наказывает­ся вовсе, чем нарушение, приносящее коллективный вред.

Пример. Небрежное обращение со спичками может привести к пожару в общественном здании и унесет десятки человеческих жизней. Оно наказывается сильнее, нежели то же самое наруше­ние в частном доме.

 

2. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно
наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или обще­
ственному порядку.

Примером служат транспортные происшествия и дорожные аварии.

3. Девиантное поведение, наносящее большой материальный
ущерб, реально угрожающее человеческой жизни или чести,
либо ставящее под угрозу государственную безопасность, пере­
ходит в другую категорию поведения и квалифицируется как пре­
ступление.

Пример - судебный процесс над изменниками родины.

4. Минимальные неодобряемые отклонения переносятся об­
ществом спокойнее, так как считаются случайным событием,
которое может произойти со всяким человеком. Примеры приве­
дены выше.

5. Границы терпимости общества к отклонениям различны
в разных культурах или в разных ситуациях в одной и той же
культуре.

Примеры. Убийство человека в современном обществе рас­ценивается как преступление, а в первобытном - как прине­сение жертвы богам. Нападение на человека и его убийство в современном обществе - преступление. Но защита от пре­ступника, повлекшая смерть нападавшего, расценивается как героизм. Убийство соотечественника в мирное время жестоко карается, но убийство чужестранца, который в военное время считается врагом или захватчиком, вызывает почтение и при­носит славу.







Date: 2015-05-08; view: 493; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию