Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активные методы обучения в работе с педагогами





 

Не всегда психологу удается организовать и провести социально-психологический тренинг в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к нему как к методу обучения общению. Вместе с тем участие психолога в подготовке и проведении педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов, семинаров по психологической проблематике позволяет ему использовать различные методы, активизирующие работу педагогов. Приведем примеры некоторых из них.

Методы проигрывания и анализа конкретных ситуаций (с использованием видеоаппаратуры), микропреподавание, при котором учитель проводит мини-урок (10-15 мин) для специально подготовленных учителей или учеников. В основе этих методов лежат бихевиориальные принципы научения. Цель работы психолога - создать условия для изменения поведения педагога, чтобы оно было более эффективным. Для этого при проведении каждого мини-урока ставятся конкретные и достижимые цели.

Примеры:

1-й урок - формирование учителем позитивного представления о себе у учеников. Учитель первый раз пришел в класс, где он назначен классным руководителем. В течение пяти минут ему надо представиться, рассказать о себе и ответить на вопросы, которые зададут ему ученики.

2-й урок - отработка навыка разрешения проблемных ситуаций: «Ученики» заранее готовят ситуации. Например, «ученик отказывается выполнять контрольную работу. При этом ведет себя провоцирующе и вызывающе», «две девочки из 11-го класса в ответ на призывы учителя не использовать слишком много косметики и не одевать в школу одежду, вызывающую, бросающуюся в глаза, встали и демонстративно вышли из класса».

3-й урок - отработка стратегий поведения в конфликте: приспособление, подавление, уход, компромисс, сотрудничество.

4-й, 5-й, 6-й уроки - отработка навыков эффективной коммуникации: активное слушание, понимание, обратная связь.

 

Желательно, чтобы ситуацию предлагали учителя. Причем на первом этапе учитель спонтанно разыгрывает конфликтную ситуацию, а группа анализирует стратегию ее разрешения. Для усиления обучающего эффекта одна и та же ситуация может быть разыграна с использованием различных стратегий поведения. Тематика мини-уроков разрабатывается для конкретного учителя. Поведение педагога записывается на видеопленку (аудиопленку). Можно подготовить специальные бланки, на которых поведение педагога оценивается, анализируется. Обсуждение ведется под руководством психолога или супервизора, которым может быть опытный учитель.

Для формирования умений рефлексивного анализа используется рефлексивный тренинг, где задачи анализа педагогической деятельности совмещены с их развитием и формированием.

Примеры:

1. Предлагается группе (5-7 педагогов) обсудить сложности, с которыми каждый сталкивается как педагог. Кто-то из членов группы должен организовать это обсуждение. Выдерживается пауза 2-3 минуты. Если никто не начал работу, обсудить с группой их мысли, чувства, намерения. Назначается организатор обсуждения, через 15-20 минут следует обсудить и проанализировать его работу.

2. Предлагается участникам группы представить свое выражение лица; как его видят другие; зафиксировать выражение лиц других; предложить описать, как они выполняли задание.

3. Каждый участник рефлексирует свое положение в группе, обозначив его на круговой диаграмме.

4. Задание на развитие рефлексии:

а) разделяют участников группы по парам и предлагают каждому представить, каким его видит партнер («Я думаю, что ты думаешь обо мне так-то»). В течение 5-7 минут они выполняют задание;

б) предлагают участникам по очереди рассказать друг другу, что у них получилось, есть ли расхождения в представлениях друг о друге и самих себе.

 

Высокий эффект в работе с педагогами дает также организационный тренинг, направленный на отработку организационных умений и навыков.

Примеры заданий:

1. Задание на развитие организационных умений: а) предлагают группе создать образ идеального организатора. Для выполнения задания назначают организатора и дают ему на выполнение задания 7-10 минут;

б) дают задание участникам показать, как работал организатор: сымитировать его характерные способы организации работы. Допускается шаржирование;

в) сопоставляют способы работы организатора с образом идеального организатора, созданного группой, и оценивают эффективность его работы.

г) предлагают участнику, у которого слабее, чем у других, выражены умения организовывать свою деятельность, выделить и проранжировать наиболее продуктивно работающих членов группы, а также обосновать свои действия по ходу работы. Дают группе задание оценить действия исполнителя.


2. Задание на развитие аналитических способностей:

а) предлагают группе провести «конкурс» на лучшего организатора. Каждый участник пишет на отдельном листе имена не более двух-трех лучших организаторов группы, фиксируя одновременно их сильные стороны;

б) обрабатывают результаты, ранжируя отмеченных организаторов и выписывая весь набор их характеристик;

в) обсуждают с группой результаты «конкурса» и формируют эталон организатора;

г) предлагают «прошедшим по конкурсу» организаторам определить, какие из полученных ими характеристик явились для них неожиданными, а какие приобретены за время обучения в группе.

3. Задание на развитие организаторских способностей:

а) дают группе задачу для решения. Время для ее решения - 3-5 минут;

б) предлагают проанализировать роль каждого члена в группе в процессе решения задачи;

в) выделяют и описывают средства мыслительной и организаторской работы.

 

Примеры задач:

 

1) есть два ведра емкостью 9 литров и 4 литра. В большее ведро набрать 6 литров воды;

2) даны 9 точек, расположенных в форме квадрата. Надо соединить их четырьмя прямыми, не отрывая карандаша от бумаги.

 

В практике высокий эффект дает работа, направленная на восстановление и регуляцию психоэмоционального состояния педагога.

Вопросы и задания

 

1. Назовите основные этапы профессионализации педагога.

2. Каковы возможности и ограничения психологического тестирования в работе с педагогами?

3. Дайте характеристику целям социально-психологического тренинга в работе с педагогами.

4. Администрация обязала психолога войти в аттестационную комиссию школы. Психолог, с точки зрения руководителей школы, должен писать на каждого педагога, проходящего аттестацию, характеристику, в которую бы входили данные психологического тестирования, анализ результатов анкетирования учеников и родителей. Насколько правомерна точка зрения администрации?

5. Продумайте тематику и форму проведения психолого-педагогического семинара для учителей начальной школы, для классных руководителей.

6. Разработайте программу социально-психологического тренинга для педагогов, которые испытывают трудности с организацией дисциплины в классе.

План семинара.

«Методы повышения психологической компетентности педагога»

 

1. Понятие «психологическая компетентность».

2. Индивидуальная работа психолога с педагогом.

3. Активные методы обучения в работе с педагогами.

Основная литература

 

1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 1983.

2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

3. Кан-Калик В А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

4. Клюева Н.В., Свистун МА. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992.

5. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.

6. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 1997.

7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.


8. Петровская Л А.. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.,1989.

9. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.

Дополнительная литература

 

10. Анисимова Н.П. Психолого-педагогический анализ урока: Методические рекомендации. Ярославль, 1984.

11. Антонова Н.Е. Личностная идентичность и общение современного педагога // Вопросы психологии. 1997. № 6.

12. ДобровичА.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

13. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М., 1994.

14. Кидрон А. Формирование социальной компетентности при социально-психологическом тренинге //Психологические условия социального взаимодействия. Таллин, 1983. С. 99-107.

15. Ковалев ГА. О возможностях активной коррекции межличностных отношений. М., 1981.

16. Миккин Х.Й. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек. Общение. Жилая среда. Таллин,1986. С. 7-27.

17. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб., 1998.

18. Пахальян В.Э. Работа психолога при подготовке и проведении педагогического консилиума // Вопросы психологии. 1990. № 2.

19. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987.







Date: 2015-05-08; view: 745; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию