Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Духом и истиною покланяйтеся Богу
Истиною -- например, ты говоришь: Да святится имя Твое. Есть ли в тебе действительно желание, чтобы имя Божие святилось -- добрыми делами людей и твоими? Ты говоришь: Да приидет царствие Твое; А желаешь ли ты в самом деле наступления Царствия Божия, желаешь ли быть селением Духа Божия, а не селением греха; не охотнее ли ты желаешь -- жить во грехах? Ты говоришь: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; А не ищешь ли ты скорее своей воли, чем Божией? Ей, так! Ты говоришь: Хлеб наш насущный даждь нам днесь; не говоришь ли ты в сердце своем другое: мне не нужно просить у Тебя этого; я имею без прошения, пусть так взывают неимущие; или с жадностью ищем многого и не довольствуемся малым или тем, что Бог дал нам, не благодарим за то, что имеем, а надо благодарить; Ты просишь в молитве Бога: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; а сам не думаешь ли: я не такой уж большой грешник; я, живу не хуже других и нет мне нужды просить оставления долгов моих или грехов; или, молясь, не имеешь ли ты какого неудовольствия, гнева и, таким образом, ты нагло лжешь в молитве к Богу; Ты говоришь: Не введи нас во искушение; а сам не натыкаешься ли, не устремляешься ли без искушений на всякие грехи? Ты говоришь: Избави нас от лукавого; а сам не живешь ли в содружестве с лукавым, или со злом всякого рода, которого начальник -- диавол? -- Смотри же, чтобы язык твой не был в разногласии с сердцем; не лги же, смотри, Господу на молитве твоей. Это имей всегда в виду, как тогда, когда читаешь молитву Господню, так и тогда, когда читаешь другие молитвы; наблюдай, согласно ли сердце твое с тем, что произносит язык? Если хочешь исправить кого от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами: сами мы больше портим дело своими собственными страстями, например гордостью и происходящею оттуда раздражительностью; но возверзи печаль на Господа [Пс. 54, 23] и помолись Ему, испытующему наши сердца и утробы [ср. Пс. 7, 10], от всего сердца, чтобы Он Сам -- ПРОСВЕТИЛ ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовью и исходит от сердца, то -- Исполнит желание твоего сердца и ты вскоре же скажешь, увидевши -- Добрую перемену в том, за кого молишься.
Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего душу. Когда в душе твоей мысли добрые -- тебе Благо, легко; когда на сердце спокойствие и радость, тогда в тебе - Дух Святый; А когда в тебе -- Недобрые помыслы или Недобрые сердечные движения, тогда -- Худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый. Когда в нас дух лукавый, тогда при сердечной тесноте и смущении мы чувствуем трудность дойти сердцем до Господа, потому что злой дух связывает душу и не допускает её возвышаться к Богу. Дух лукавый есть -- дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби; а дух Благий есть -- дух веры, дух добродетелей, дух свободы духовной, дух мира и радости. По этим признакам знай, когда в тебе -- Дух Божий и когда -- дух Злой. Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Ней, не получивши милости. Так мыслить и так быть уверенным относительно Ее - достойно и праведно. Она - Всемилостивая Матерь Всемилостивого Бога Слова и о Ее милостях, неисчетно великих и бесчисленных, возглашают все века и все церкви христианские; Она точно есть бездна благостыни и щедрот, как говорится о Ней в каноне Одигитрии [Канон, песнь 5, ст. 1]. Потому приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Ее, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него просимого. Как спешат за милостию к какому-либо богатому человеку, милости которого все знают, который милость свою доказал помощью людям. Обыкновенно с самою покойною уверенностью и надеждою получить от него, чего желают. Так надо и в молитве -- не сомневаться, не малодушествовать.
Соединяйся с Богом душою своею посредством сердечной Веры, и все можешь сделать. Борют тебя сильные, невидимые, неусыпающие враги? Победишь. Враги видимые, внешние? Победишь. Терзают страсти? Одолеешь. Подавляют скорби? Отвратишь. Унываешь духом? Получишь мужество. Все с верою возможешь победить и самое царство Небесное получишь. Вера -- величайшее благо в земной жизни: она соединяет человека -- с Богом и в Нем делает его сильным и победоносным.
Злоба или другая страсть какая, поселяясь в сердце, стремится -- по непременному закону зла -- Излиться наружу. Оттого обыкновенно говорят о злом или разгневанном человеке, что он Выместил свою злобу -- на том-то или выместил гнев свой на том-то. В том и беда от зла, что оно не остается только в сердце, а силится распространиться вовне. Из этого уже видно, что виновник зла сам велик и имеет обширную область, в которой он царствует. Мир весь во зле лежит [1 Иоан. 5, 19]. Как пары или газы, во множестве скопившись в запертом месте, усиливаются извергнуться вон, так Страсти, как дыхание духа злобы, наполнивши сердце человеческое, также стремятся из одного человека разлиться -- на других и заразить своим смрадом души других.
Если хочешь, чтобы Господь давал скорее сердечную веру твоей молитве, старайся -- всё говорить и делать с людьми искренно и не будь с ними двоедушен. Когда будешь прямодушен и доверчив с людьми, тогда Господь подаст тебе прямодушие и искреннюю веру и по отношению к Богу. Того, кто непрямосердечен с людьми, Господь неудобно принимает на молитве, давая ему почувствовать, что он -- неискренен в отношении к людям, а потому не может быть совершенно искренен и в отношении к Богу, без душевного злострадания.
Помни, что ты всегда ходишь пред лицем Сладчайшего Иисуса. Говори себе чаще: я хочу жить так, чтобы жизнь моя радовала Любовь мою, распятую ради меня на Кресте. Особенно же я возьму себе спутницу и подругу жизни моей Любовь святую, всех вмещающую в моем сердце, жаждущую спасения всех, радующуюся с радующимися и плачущую с плачущими: это особенно утешит моего Утешителя Христа.
Когда получишь исцеление от какой бы то ни было болезни, воздай -- благодарение Господу следующим кратким славословием: слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне единородный безначального Отца, едине исцеляяй всякий недуг и всяку язю в людях [ср. Мф. 4, 23], яко помиловал мя еси грешного и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и в славу Твою со безначальным Твоим Отцем и единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слава Тебе Спасителю, Сила всемогущая! Слава Тебе Спасителю, Сила вездесущая! Слава Тебе Утроба преблагосердая! Слава Тебе, Слух присноотверзающийся на услышание молитвы мене окаянного, во еже миловати мене и спасати от грех моих! Слава Тебе, светлейшие Очи, выну на меня зрящии любезно и презирающие моя сокровенности! Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе, Сладчайший Иисусе, Спасе мой!
Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время -- обдать сердце ваше Холодом, равнодушием и даже Пренебрежением к нуждающемуся; Преодолейте в себе -- эти Нехристианские и нечеловеческие чувства, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам человеку - чтобы и Христос возлюбил вас; и о чём попросит вас нуждающийся, по возможности своей -- исполните его просьбу.
Когда видишь в ближнем недостатки и страсти, молись о нем; молись о каждом, даже о враге своем. Если видишь брата гордого и строптивого, горделиво с тобою или с другими обращающегося, молись о нем, чтобы Бог просветил его ум и согрел его сердце огнем Благодати Своей, говори: Господи, научи раба Твоего, в диавольскую гордость впадшего, кротости и смирению и отжени от сердца его мрак и бремя сатанинской гордыни! Если видишь злобного, молись: Господи, блага сотвори раба Твоего сего благодатью Твоею! Если видишь -- сребролюбивого и жадного, говори: Сокровище наше нетленное и богатство неистощимое! Даруй рабу Твоему, сотворенному по образу и подобию Твоему, познать лесть богатства, и яко вся земная - суета, сень и соние. Яко трава дни всякого человека, или яко паутина, и яко Ты един богатство, покой и радость наша!
Когда видишь завистливого, молись: Господи, просвети ум и сердце раба Твоего сего к познанию великих, бесчисленных даров Твоих, ихже прият от неисчетных щедрот Твоих, во ослеплении бо страсти своея забы Тебе и дары Твои богатые, и нища себя быти вмени, богат сый благами Твоими, и сего ради зрит прелестне на благая рабов Твоих, имиже, о, пренеизглаголанная Благостыня, ущедряеши всех, коегождо противу силы его и по намерению воли Твоей. Отыми, всеблагий Владыко, покрывало диавола от очию сердца раба Твоего и даруй ему сердечное сокрушение и слезы покаяния и благодарения, да не возрадуется враг о нем, заживо уловленном от него в свою его волю, и да не отторгнет его от руки Твоея. Когда видишь пьяного, говори сердцем: Господи, призри милостиво на раба Твоего, прельщенного лестью чрева и плотского веселья, даруй ему познати сладость воздержания и Поста и проистекающих от него плодов духа. Так, или подобным образом, молись о всех согрешающих и не дерзай никого презирать за грех его или мстить ему, ибо этим увеличились бы только язвы согрешающих, -- исправляй советами, угрозами и наказаниями, которые служили бы средством к прекращению или удержанию зла в границах умеренности.
Чем вернее и сильнее средство, соединяющее нас с Богом (молитва и покаяние), тем больше направляет против него разрушительных действий противник Божий, который употребляет для этого все: и Лень, и слабость души, ее привязанность к земным благам и заботам, сомнение, маловерие, неверие, скверные, лукавые и хульные помышления, помрачение мысли -- все направлено бывает у невнимательных действием врага к тому, чтобы запнуть на молитве, на этой лествице, к Богу нас возводящей. Оттого весьма мало молитвенников искренних, усердных; оттого весьма редко и говеют - каются и причащаются христиане.
Когда во время молитвы овладеет твоим сердцем уныние и тоскливость, знай, что это приходит от диавола, всячески старающегося запнуть тебя в молитве. Крепись, мужайся и памятью о Боге прогоняй убийственные ощущения. Замечайте: если не в мыслях, то в сердце враг часто усиливается хулить имя Вседержавного Бога. В чем сердечная хула на Бога? Сомнение, неверие, уныние, нетерпение Божиих наказаний и ропот -- все Страсти. Неверием в Истину и благость Божию враг изрыгает хулу на Истину, благость и всемогущество Божие; унынием -- также на Его благость, вообще порывом страстей человеческих хулит -- всеблагий Промысл и истинность Божию.
Когда тебя злословят и ты оттого смущаешься и болезнуешь сердцем, то это значит, что у тебя есть гордость, ее-то и надобно уязвлять и выгонять из сердца бесчестием внешним. Итак, не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы -- Вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу. - Благословите кленущия вы [Мф. 5, 44], - говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия; утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно. Благодари же Бога за внешнее бесчестие.
Когда молишься о прощении грехов своих, укрепляйся всегда верою и упованием на милосердие Божие, готовое всегда -- Прощать наши грехи по искренней молитве, и всячески бойся, как бы не запало в сердце отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными слезами. Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! А бывает часто, что человек молится и внутренне сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то, действительно, и не получает прощения, Того он и достоин: веруйте, яко приемлете, говорит Господь, и будет вам [Мрк. 11, 24]. Неуверенность в получении просимого у Бога -- хула на Бога.
Когда Бог будет во всех мыслях, желаниях, намерениях, словах и делах человека, тогда приходит, значит, к нему Царствие Божие; он во всем видит тогда Бога: в мире мысли, в мире деятельности и в мире вещественном; для него тогда яснейшим образом -- открывается вездесущие Божие, и страх чистейший Божий вселяется в сердце: он каждую минуту ищет -- благоугождать Господу и каждую минуту опасается, как бы в чем – НЕ СОГРЕШИТЬ против Господа, сущего одесную его. Да приидет царствие Твое!
Не поддавайся мрачным, злобным на ближнего расположениям сердца, но овладевай ими и искореняй их силою веры, при свете здравого разума - и будешь благодушен. Аз незлобою моею ходих [Пс. 25, 1]. Такие расположения часто появляются в глубине сердца. Кто не научился овладевать ими, тот будет часто мрачен, задумчив, тяжел себе и другим. Когда они приходят, принуждай себя к душевному расположению, веселости, невинным шуткам: и как дым они рассеятся. - Опыт.
Да приидет Царствие Твое, т.е. царство жизни, ибо ныне продолжается царство смерти под владычеством, большею частию, имущего державу смерти - диавола. Как приходит к человеку Царствие Божие в этой жизни? Через сердечное Покаяние. Покайтеся, приближибося Царствие Небесное [Мф. 3, 2]. Да оставит нечестивый -- советы свои, сребролюбивый -- сребролюбие свое, обманщик -- обманы свои, пьяный -- пьянство, чревоугодник -- чревоугодие свое, блудный -- свое блудодеяние, гордый -- гордость свою, тщеславный -- тщеславие свое, завистник – зависть свою, нетерпеливый и ропотный -- нетерпение и ропот свой; и да научатся все делам любви христианской, -- немощи немощных носити [Рим. 15, 1]!
Мы грешим помышлением, словом и делом. Чтобы сделаться чистыми сердцем, мы должны стараться о святости своих помышлений, слов и дел. Мысль соответствует в Боге - Отцу, слова - Сыну, дела - Духу Святому всесовершающему. Грехи помышления в христианине -- немаловажное дело, потому что все угождение наше Богу заключается, по свидетельству св. Макария Египетского, в помышлениях: ибо помыслы - начало, от них происходят -- слова и деятельность, -- слова, потому что они или дают Благодать слышащим, или бывают словами -- Гнилыми и служат соблазном для других, растлевают мысли и сердца других; дела тем более, потому что примеры сильнее всего действуют на людей, увлекая к подражанию им.
Кто поспешно, без сердечного понимания и сочувствия, читает молитвы, побеждаемый своею ленивою и сонною плотью, тот служит не Богу, а плоти своей, самолюбию своему, и ругается Господу своим невниманием, безучастием своего сердца в молитве: ибо Бог есть Дух: и поклоняющиеся Богу, должны покланятися Ему в духе и истине [ср. Иоан. 4, 24]. Как бы ни ленива была твоя плоть, как бы ни клонила она тебя ко сну, преодолей себя, не пощади себя для Бога, дай Богу твое сердце.
Ни при каком деле, домашнем и служебном, не забывайте, что сила ваша, свет ваш, успех ваш есть Христос и Крест Его; поэтому не премините взывать к Господу пред начатием дела: Иисусе, помоги мне! Иисусе, просвети меня! Таким образом будет поддерживаться и возгреваться в сердце вашем живая вера и надежда ваша на Христа; ибо Его сила и слава во веки веков.
С твердостью сердечною выговаривайте слова молитвы. Молясь вечером, не забудьте высказать в молитве к Духу Святому со всею искренностью и сокрушением сердца те Грехи, в кои вы впали в прошедший день, -- несколько мгновений Покаяния теплого -- и вы очищены Духом Святым от всякой скверны.
Средство получить успех в каком-либо -- Добром деле. Когда молишься дома на вечерней или утренней молитве, или в церкви за службою, имей на сердце -- Заботу о совершении этого дела и сердечное желание исполнить его во славу Божию. Господь и Пречистая Матерь Его непременно вразумят тебя, положат на твое сердце светлую мысль, как совершить его. Если ты хочешь писать беседу или проповедь и не знаешь о чем писать, на сердце твоем нет живой воды, только позаботься о том искренно на молитве, и Господь и Пречистая Матерь непременно ясно покажут тебе предмет слова и части его, твой ум и сердце озарятся ясным ведением сторон предмета.
Хорошо на молитве сказать несколько -- своих слов, дышащих горячею верою и любовью к Богу. Да, не все чужими словами беседовать с Богом, не все быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, и своё слово, а к чужим словам как-то привыкаем и хладеем. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца - пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью, вся оживляется, блаженствует. Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных чужих молитв, по привычке и неискренно произносимых.
Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господь всяческим [Пс. 144, 9]. Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, кто и скоты милует.
При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, нежели тьмы слов языком. Когда замечаешь, что сердце твое хладно и молится неохотно, -- остановись, согрей свое сердце каким-нибудь живым представлением, -- например, своего окаянства, своей духовной бедности и слепоты, или представлением великих, ежеминутных благодеяний Божиих к тебе и к роду человеческому, и потом молись не торопясь, с теплым чувством; если и не успеешь прочитать всех молитв, беды нет, а пользы от Теплой и неспешной молитвы -- получишь несравненно Больше, чем если бы ты прочитал все молитвы, но Спешно, без сочувствия. Хорошо продолжительно и непрестанно молиться, но не все вмещают словесе сего, но имже дано есть, могий вместити да вместит [Мф. 19, 11, 12]. Не могущим вмещать продолжительной молитвы лучше творить молитвы краткие, но с горячею душою.
Вот ты молишься, молитва твоя совершается успешно, ты имеешь внутреннее свидетельство, что Господь и слышит её и благоволит к ней; у тебя мир помыслов, легко и сладостно на сердце; но вот под конец твоей молитвы, из-за самого -- Малого расслабления твоего сердца и помышлений, в твое сердце ввергается какое-то тяжелое бремя, расслабляющий сердце огонь, и ты чувствуешь и крайнюю тяжесть молитвы и отвращение от неё вместо прежней легкости и расположения к ней. Не отчаивайся, друг, это козни врага, который любит посмеваться над нами, особенно в конце наших благочестивых занятий, чтобы мы впали -- в уныние и сочли потерянными все предыдущие труды свои в святом деле. Научись из этого вперёд – НЕ УГАШАТЬ духа своего ни на минуту в продолжение молитвы, -- МОЛИТЬСЯ духом и истиною, неослабно и не льстить Господу на молитве ни одним словом, т.е. ни одного слова не произносить -- Притворно, лицемерно, пусть вся молитва будет выражением -- Истины, и ни одним словом не служит Лжи вражией. А о снятии бремени вражия с души твоей и о погашении огня его помолись сердечно ко Господу, признав пред Ним от сердца Вину свою -- лицемерие во время произношения молитвы, - и получишь облегчение и мир. Не торопись, мирно всё говори и делай. Успеешь. Это -- враг торопит и смущает, чтобы навредить тебе.
Обиженный кем-либо, не будь -- Злопамятен, и когда обидевшие тебя, обратятся с речью к тебе, не обрати сердца своего -- к Злобе, а говори с ними ласково и добродушно, как будто бы ничего не бывало между тобою и ими; научись побеждать -- благим злое, злобу -- кротостью и смирением. Не говори в сердце обидевшему тебя: Как! Он говорит со мною, изобидев меня, ни во что вменяет обиду свою мне, да я не считаю его достойным говорить со мною; отвергаю, презираю его; пусть знает, как обижать меня. - Не будь горд и злопамятен, не говори так, -- да не прогневается на твое жестокосердие Господь.
Говорят: мы скоро устаем молиться. Отчего? Оттого, что не представляете пред собою живо Господа, - яко одесную вас есть [ср. Пс. 15, 8]. Смотрите на Него непрестанно сердечными очами, и тогда ночь целую простоите на молитве и не устанете. Что я говорю - ночь! Три дни и три ночи простоите и не устанете. Вспомните о столпниках. Они много лет стояли в молитвенном настроении духа на столпе и превозмогали свою плоть, которая как у тебя, так и у них также была склонна к лености. А ты тяготишься несколькими часами молитвы общественной, даже одним часом!
Когда станешь на молитву, обременный грехами многими и одержимый отчаянием, начни молиться с упованием, духом горящим, вспомни тогда, что Сам Дух Божий способствует нам в немощах наших, ходатайствуя о нас воздыхании неизглаголанными. Когда ты вспомнишь с верою об этом в нас действии Духа Божия, тогда слезы умиления потекут из очей твоих и на сердце будешь ощущать мир, сладость, оправдание и радость о Духе Святе [Рим. 14, 17], ты будешь глаголом сердца вопиять: Авва Отче!
Молясь, нужно так веровать -- в Силу слов молитвы, чтобы не отделять слов от самого дела, выражаемого ими; нужно веровать, что за словом, как тень за телом, -- следует и дело, так как у Господа слово и дело – Нераздельны. И ты так же веруй, что ты сказал на молитве, о чём попросил, -- то и будет. Ты славословил -- и Бог принял славословие, поблагодарил Господа -- и Бог принял благодарение твое. То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела, как тело от души, - бываем и на молитве, как в жизни телесни, духа не имуще [Иуд. 1, 19], оттого-то и Бесплодны наши молитвы.
Когда мы призываем святых на молитве, то произнести от сердца их имя -- значит уже приблизить их к самому сердцу. Проси тогда несомненно их молитв и предстательства за себя -- они услышат тебя и молитву твою -- представят Владыке Вездесущему скоро, во мгновение ока.
Когда Господь поразит тебя сильною скорбью, или болезнью, или бедою, тогда не теряй надежды на Господа, что Он верно пошлет тебе и отраду и подаст тебе потом -- благодать мира, силы и радости. Ибо щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается... не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам [Пс. 102, 8 - 10].
Говоря: Отче наш, мы должны верить и помнить, что Отец Небесный никогда не забывает и не забудет нас, ибо какой даже земной добрый отец забывает и не печется о своих детях? Аз не забуду тебе, глаголет Господь [Исаии 49, 15]. Усвой эти слова сердцу своему. Помни, что Отец Небесный постоянно окружает тебя любовью и попечением и не напрасно называется твоим Отцом. Отец -- это не имя без значения и силы, а имя -- в полном значении и силе.
Плотской человек свободу христианскую считает -- Неволею, например: хождение к Богослужению, Посты, молитвы, исповедание, причащение, все таинства, а не знает того, что всё это есть требование его природы, необходимость -- для его духа.
Гордый человек в то время, как другие рассказывают о добродетелях какого-либо человека, лукаво боится, как бы этот человек -- Не был выше его по добродетелям и не затмил его, ибо гордый ставит себя -- выше и умнее всех и не считает, что кто-то может быть лучше его.
Враг действует -- через злых людей: чрез гордецов -- уничижением и презрением; чрез изуверов - неверием, вольномыслием и кощунством над святыней веры; чрез злобных повелителей -- тиранством и мучением; посредством чревоугодников -- прельщением к лакомству, объядению и опьянению; чрез распутных -- склонением к разврату или потере целомудрия; чрез воров -- похищением нашей собственности; опечаливает нас чрез ненавистников и завистников; чрез жестокосердых лишает нас пищи, одежды, жилища - по попущению Божию -- он, князь мира сего, действует на род человеческий -- к его Озлоблению и привлечению на свою сторону, применяя для этого разные обольщения. Если бы Премудрый и Всемогущий Отец Небесный не бдел неусыпно над нами и не обращал к добрым последствиям все коварства над нами искусителя, если бы мы не внимали себе, то давно бесплотный злодей покорил бы себе весь мир и на земле не осталось бы семени святого, которое составляет стояние его [Исаии 6, 13].
Так как Бог есть жизнь, а болезни и недуги -- есть УКЛОНЕНИЕ от жизни, то одно Прикосновение к нам источной, первой Жизни -- ИСЦЕЛЯЕТ их. Вот так -- ИСЦЕЛЯЮТ людей от их болезней -- Причастие Святых Тайн и Святая вода. Потому-то Спаситель, Который есть Живот всех, исцелял и исцеляет людей одним прикосновением. Это же должно сказать и о исправлении каких-либо заразительных предметов: одно мановение, слово Всетворца и Всезиждителя, - и они незаразительны (воздух, вода, растения, животные). Зависть в христианине -- есть Безумие.
Когда молишься, внимай себе, чтобы внутренний человек твой молился, а не внешний только. Хотя без меры грешен, а все молись. На диавольское разжжение, лукавство и отчаяние не смотри, а преодолевай и побеждай его козни. Помни пучину человеколюбия и милосердия Спасова. Диавол будет представлять тебе лице Господа грозным и немилостивым, отвергающим твою молитву и твое покаяние, а ты вспомни слова Спасителя, исполненные для нас всякого упования и дерзновения: грядущаго ко Мне не изжену вон [Иоан. 6, 37], и приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии грехами и беззакониями и диавольскими кознями и наветами, и Аз упокою вы [Мф. 11, 28].
Всякий человек, делающий какое-либо зло, удовлетворяющий какой-либо страсти, достаточно наказывается -- совершаемым им злом, тою страстью, которой он работает, а главное -- тем, что он отступает от Бога и Бог от него -- Отступает; потому питать зло к этому человеку было бы крайне безумно и в высшей степени бесчеловечно; это значит -- топить человека уже утопающего, толкать в огонь уже пожираемого пламенем. К такому человеку, как погибающему, надо показывать сугубую любовь и с усердием молиться за него Богу, а не осуждать его, не злорадствовать -- о его беде. Не то сам -- в эту беду попадёшь.
Усердная, слезная молитва не только -- грехи Очищает, но и телесные немощи и болезни Исцеляет и все существо человека -- Обновляет и перерождает (Опыт). О, какой дар неоцененный -- молитва! Слава Тебе, Отче щедрот! Слава Тебе, Сыне Божий, единородный, исходатайствовавый нам бесконечное прощение грехов наших! Слава Тебе, Душе Всесвятый, ходатайствуяй о нас воздыхании неизглаголанными, дающий пламенную с воздыханиями и слезами молитву, согревающий хладную душу, дающий скорбь о грехах, очищающий, освящающий, умиротворяющий, укрепляющий и обновляющий нас! Слава Тебе, Троице Святая, Живоначальная, во веки благословляемая от всех созданий умных!
Не хочется тебе молиться за ненавидимого и презираемого тобою человека; но потому-то и молись, что не хочется, потому-то и прибегай к Врачу, что ты сам -- Болен духовно, недугуя злобою, гордостью и непрощением; болен и враг твой или презираемый тобою; молись о том, чтобы незлобивый Господь научил тебя -- Незлобию и терпению, чтобы Он научил и укрепил тебя -- любить врагов, а не доброжелателей только, чтобы Он научил тебя искренно молиться -- за недоброжелателей так же, как за доброжелателей.
Date: 2015-05-08; view: 604; Нарушение авторских прав |