Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темпоральность





Привычные мыслительные формы «локализуют» (пусть даже только метафорически) психику - и ис­пользование понятия «топический» это иллюстриру­ет. В отличие от них теоретическая система гештальт-терапии отдает приоритет процессу, темпоральное -ти, прибавляет «^рОНйчёС1ШёТ"йзмерение (дабы свя­зать заново «топос» и «хронос»). Напомним, что опре­деление «топический» указывает на место. Этот тер­мин служит обозначению точки зрения некой мета-психологической концепции, которая рассматрива­ет «психический процесс» в терминах «пространств», которые заимствованы из аппарата физики. Эта ло­кализация, естественно, является фикцией, и она от­личается от «топологии», которая представляет собой


62


Жан-Мари Робин


Быть в присутствии другого


63


 


знание мест. Она отличается также от «топологичес­кой психологии» Курта Левина, которая заимствова­ла свою описательную модель из физической теории поля и математической топологии. Между «топичес­ким» и «топологией» можно найти то же различие, что и между «хроническим» и «хронологией». Хронология имеет в виду установить порядок и датировки событий истории, тогда как «хронологическим» является, пре­жде всего, рассказ, реальный или вымышленный, ко­торый силится отразить историческую или социаль­ную «реальность» во временной последовательности. Лет двадцать назад я подчеркивал важность Кайроса7, который знаменует собой точный, определенный мо­мент и который мог нам помочь лучше понять наше знаменитое «здесь и сейчас». Кайрос должен быть со­пряжен с Хроносом, позволяющим ухватить длитель­ность и тем самым — процесс, последовательность и другие циклы.

Основная координата — основная, но не единс­твенная — гештальт-терапии является, таким обра­зом, скорее «хронической», чем «топической». Нас интересует последовательность построения форм, последовательность опыта, последовательность обус­тройства смысла, поля осознания, контактов, после­довательность конструирования контактов в межлич­ностных связях и отношениях и т. д. Потому что self в опыте не может быть локализован каким-то единым образом: в ходе действия или в ходе контакта self пе­реживается не так как в фазе интеграции, ассимиля­ции, отступления, отдыха, размышления или приго­товления.

Я говорю сегодня об этой стороне дела, чтобы под­черкнуть, что необходимо дополнить западную «ло­кализующую» мыслительной модели, которая опери-

7 Греч, χάιρός — «надлежащая мера».


рует терминами пространственной ориентации (глу­бинный/поверхностный, центр, ниже, позади, пере­дний план/задний план, внутренняя жизнь и т. д.), обращением к времени. На мой взгляд, только отсылка к темпоральное™ может позволить нам преодолеть па­радоксальность, которая содержится в разных опреде­лениях self, выдвинутых Перлзом и Гудменом. Конец Восьмой главы их сочинения напоминает о такой пара­доксальности со всей силой. Данная отсылка к темпо­ральное™, к конструированию своего рода «хроники», сопряженной с парадигмой поля, должна придать нам сил сопротивляться пению сирен, которые подстерега­ют моряков, вроде нас: я имею в виду идеи развития, биографии как причины обуславливающей психику, психопатологии, основанной на фиксации/регрессии в стадиях развития либидо или объектных отношений. Перечитаем в связи с этим весьма поучительные стра­ницы Левина, посвященные регрессии и ретрогрессии. Если мы больше не ставим темпоральность в центр на­ших интересов в форме историчности и этиологии, я делаю предположение, что мы можем начать рассмат­ривать ее на уровне процессов, динамики, межличнос­тных и социальных процессов, которые поддерживают страдание и симптомы.

Date: 2015-05-05; view: 532; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию