Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Альтернатива для гештальт-терапии
Таким образом, в нашей основополагающей книге «Гештальт-терапия» мы сталкиваемся с двумя парадигмами, которые могут показаться решительно противоположными. С одной стороны, мы видим индивидуалистическую модель, в которой self утверждается как нечто принципиально отдельное; модель, принадлежащая к «интрапсихическому» направлению. С другой стороны, там представлена парадигма поля как «перводвигателя» (если позаимствовать выражение Аристотеля), модель, которая отдает предпочтение контакту и отношениям. С одной стороны, дается модель оральной агрессивности, за что ратует Перлз; с другшГстороны, - модель творческого приспособления, развитая Гудменом. В одной на первое место ч~-ставится субъект, в другой — поле. Среди гештальтистов Гордон Вилер, вероятно, одним из первых в своих размышлениях двинулся в этом направлении. Но также можно встретить похожее внимание к такой перспективе, хотя, разумеется, в других выражениях, у Ли Маклеода, в недавних публикациях Йонтефа и даже у Латнера в его статье «Теория поля и теория систем», которая, наверное, неудовлетворительна во многих отношениях, однако является новаторской работой. В одной из своих недавних статей Вилер предлагает схематичное сравнение двух парадигм, которые находятся в центре нашего сегодняшнего обсуждения. Посмотрим сначала, как он представляет индивидуалистическую парадигму: 54 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого 55
Чтобы углубить дифференциацию, Гордон Вил ер сопоставляет две парадигмы, парадигму поля и индивидуалистическую парадигму в следующей таблице
56 Жан-Мари Быть в присутствии другого 57
В большинстве тезисов я присоединяюсь к мнению Вилера, но мы расходимся с ним в одном существенном пункте. Вилер уподобляет парадигму поля конструктивистской практике. Конечно, не что иное, как логика, предложенная конструктивизмом, позволяет нам или позволила шагнуть в новую парадигму с гораздо большей ясностью, чем та, которую до сих пор смогли нам предложить феноменология или гештальт-психология, выступающие его предшественниками. Но, на мой взгляд, несмотря на это конструктивизм остается включенным в индивидуалистическую парадигму. Утверждение приверженцев конструктивизма: «Не существует другой реальности, кроме той, которую каждый себе конструирует», остается солипсическим утверждением. Социальный коне-
60 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого 61
1. Принцип организации: поведение подчиняется 2. Принцип современности. Объясняет настоящее, и не надо искать никаких особенных причин в прошлом и никаких целей в будущем. 3. Принцип своеобразия. Каждая ситуация уникальна, обстоятельства различны, и обобщения, таким образом, подозрительны. 4. Принцип изменяющегося процесса. Опыт дан на время, он не существует постоянно. 5. Принцип потенциальной уместности. Из поля ничего не может быть исключено a priori как неуместное — даже если это кажется чем-то идущим по касательной к основным событиям. Исходя из этих принципов, теория поля позволяет нам исследовать статус и операционные модальности соотношения целого и частей, т. е. рассмотреть, как части относятся к целому и как целое относится к частям. В этой перспективе мы находим также приглашение не закрываться в синкретическом риске го-лографической парадигмы, или если воспользоваться теоретической работой, проделанной в группе моего друга Жака Блеза, — приглашение подходить к опыту как метонимии — части, которая может служить обозначением целого, но не является целым, - и не рассматривать его систематически как метафору, то, что обычно обобщается в подходах, построенных на идее переноса. Стоит также вернуться к ряду наших дефиниций, которые слишком часто остаются имплицитными, чтобы более отчетливым образом заново вписать наши понятия в перспективу поля. Я имею в виду особенно функции self (id, ego и personality), которые слишком часто трактуются как внутрипсихические структуры, тогда как, с моей точки зрения, эти понятия могли бы выиграть в уместности их приложения, если понимать под ними функции поля. Надо ли нам определять id как импульс со стороны биологии, или же как данное ситуацией? Personality — как вписанность событий поля и как мобилизацию «здесь и сейчас» в зависимости от параметров ситуации? Если функция ego — идентифицировать и отвергать, то может ли это быть вне контекста, вне среды? Я также имею в виду такие феномены границы, как интроекцию, ретрофлексию и т. д. Можно ли ин-троецировать, как держать ложку, когда нет другого? Будет ли ретрофлексия, если в той или иной мере нас не подталкивает к этому кто-то третий? И т. д. Психотерапия, следовательно, должна быть переосмыслена как событие пересечения, как соприкосновение между полями. Date: 2015-05-05; view: 744; Нарушение авторских прав |