Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика ключевых понятий политэкономии марксизма





Собственность

Исторически развивающиеся общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоение) вещей как элементов материального богатства общества между различными лицами (отдельными индивидуумами, общественными группами, классами, государством).

Во всяком обществе важнейшее значение имеет собственность на средства производства, которая определяет и характер собственности на предметы потребления.

 

Как мы отмечали в 3-й главе, частная собственность на средства производства – это только один из многих видов контроля человека. Устранение частной собственности не означает автоматического устранения причин эксплуатации и насилия над человеком. Эти причины лежат в сознании людей.

 

Товар

Товар, продукт труда, произведённый для продажи. Всякий товар обладает двумя свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью. Потребительская стоимость – способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, то есть её полезность.

Потребительские стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительская стоимость имеют и полезные для человека вещи, не произведённые трудом (например, дикорастущие плоды, вода в источниках и т.п.). В отличие от них, потребительская стоимость товара является потребительской стоимостью для других, то есть общественной потребительской стоимостью, поступающей в потребление через куплю-продажу.

Потребительская стоимость товара выступает носителем его второго свойства – стоимости. Если потребительская стоимость – вещественное свойство товара, то стоимость – его общественное свойство, выражающее общественный характер труда товаропроизводителей.

 

Стоимость

Воплощённый в товаре и овеществленный в нём общественный труд товаропроизводителей.

 

В этом определении потребительская стоимость и выступает как признание той самой объективности, физичности и абсолютности денег. Она выступает как попытка всё в мире измерить в деньгах.

 

У товара есть только одна стоимость – относительный коэффициент обмена на другой товар (в марксизме – меновая стоимость). Никакой «потребительной» стоимости у предметов вне купли-продажи нет. Есть их полезность для человека, но она не измеряется в деньгах, поскольку не участвует в обмене. Попытка приписать стоимость даже предметам, которые не находятся в обмене – это признание власти идола денег над всем в мире, признание первичности товарно-денежных отношений между людьми.

 

Социалистическое понимание стоимости, понимание смысла появления нового товара, состоит в том, что новый товар должен или улучшать жизнь, или уменьшать затраты времени, ресурсов и так далее.

 

В поганом обществе, как мы отмечали в 6-й главе, новый товар не должен улучшать жизнь человека или экономить время. Потребительские товары есть средство получения прибыли, накопительные товары – предметы поклонения и сохранения власти. В целом товар – это средство контроля человека, это средство насилия.

 

Закон стоимости

Стоимости закон, объективный экономический закон товарного производства, регулирующий обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда, то есть по их общественной стоимости.

 

О законе – заклятии стоимости мы подробно говорили в предыдущей главе. Закон стоимости – это вопрос веры. Можно попробовать всему обществу верить в марксистское понимание стоимости, но тот, кто первым начнёт применять капиталистическое понимание, получит немедленное преимущество.

 

* * *

Капитал

Экономическая категория, выражающая отношения эксплуатации наёмных рабочих капиталистами; стоимость, приносящая прибавочную стоимость.

«Капитал – это не вещь, а определенное, общественное, принадлежащее определенной исторической формации общества производственное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер».

 

Из марксистского определения стоимости как овеществлённого труда вытекает и преклонение перед капиталом (и золотом) как перед накопленным трудом. Капитал есть чисто религиозное понятие. Капитал есть право власти, признаваемое остальными, поскольку капиталист владеет определёнными предметами идолопоклонения.

 

Правильное определение Марксом капитала как отношения, то есть как идеальной, а не материальной категории, подчёркивает двойственность и внутреннюю противоречивость марксизма.


 

Деньги

Особый товар, всеобщий эквивалент (равностоимость) или всеобщая эквивалентная форма стоимости всех других товаров. Специфическое свойство денежного товара – выражать стоимость любого другого товара, служить всеобщим орудием обмена.

 

В первую очередь деньги – это идол поклонения, а потом уже средство накопления и обращения.

 

«Цены не потому высоки или низки, что в обращении находится большее или меньшее количество денег, а наоборот, в обращении потому находится большее или меньшее количество денег, что цены высоки или низки. Это один из важнейших экономических законов» <!--[if!supportFootnotes]--> [270] <!--[endif]-->.

 

Существует прямая связь между количеством денег в обороте и ценами, но на эту связь влияет много факторов; нельзя однозначно определять что первично, что вторично. Но в большинстве случаев реальной жизни как раз можно влиять на цены, меняя количество денег в обороте.

 

* * *

Прибавочный продукт

Прибавочный продукт, часть общественного продукта, создаваемая непосредственными производителями в сфере материального производства сверх необходимого продукта.

 

Прибавочная стоимость

Прибавочная стоимость, стоимость, создаваемая неоплаченным трудом наёмного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом.

 

Прибыль

Экономическая категория, характеризующая конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.

Категория прибыли при капитализме выступает как превращенная форма прибавочной стоимости, в которой воплощён безвозмездно присвоенный капиталистом неоплаченный труд наёмных рабочих.

В социалистическом обществе прибыль: 1) представляет собой конкретную форму проявления стоимости прибавочного продукта, являющегося общественной собственностью, и выражает производственные отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи трудящихся; 2) создаётся планомерно организованным трудом свободных от эксплуатации людей; 3) образуется в условиях реализации товаров по планово устанавливаемым ценам и «идет не классу собственников, а всем трудящимся и только им»; 4) выступает главным источником финансового обеспечения потребностей непрерывного роста производства и подъёма жизненного уровня всех членов общества; 5) используется как важный экономический рычаг планового руководства народным хозяйством и выступает одним из синтетических показателей экономической эффективности социалистического производства.

 

Так как стоимость не имеет физического, объективного смысла, то бессмысленно и понятие стоимости прибавочного продукта. Прибыль и прибавочная стоимость – это одно и то же при любой форме собственности (разница только в том, кто получает эту прибыль).

 

Прибыль – это разница между ценой покупки и ценой продажи, вышедшая из счётной книги. Прибыль может быть получена как от низкой зарплаты рабочего, так и от высокой продажной цены. Поэтому интересы рабочего могут совпадать с интересами его хозяина. В религии денег прибыль неразрывно связана с местом человека в иерархии неравенства.

 

Понятие прибавочной стоимости легитимизировало прибыль в теории Маркса, сделало её целью производства. Маркс объявил борьбу не с прибылью как таковой, а только с её присвоением частным собственником. Прибавочная стоимость перетащила в социализм главного дьявола капитализма.


 

Прибыль и при социализме остаётся своего рода присвоением, только в пользу государства. Использовать прибыль как «экономический рычаг» управления в социализме – значит напрямую, насильно вводить поганое сознание <!--[if!supportFootnotes]--> [271] <!--[endif]-->.

 

* * *

Капиталистические циклы производства

Разделение труда, специализация производства, кооперирование в промышленности связывают капиталистические предприятия в единый хозяйственный механизм, для нормального функционирования которого необходимо соблюдение в масштабе всей экономики определенных пропорций между отраслями, производством средств производства и производством предметов потребления, между накоплением капитала и потреблением.

Но господство частной собственности, порождаемые ею анархия производства, жестокая конкуренция, эксплуатация труда капиталом приводят к постоянному нарушению пропорций воспроизводства.

«Средний срок, в течение которого обновляется машинное оборудование, является одним из важных моментов для объяснения многолетнего цикла, через который проходит промышленное развитие с тех пор, как консолидировалась крупная промышленность».

 

Как мы уже отмечали, это чисто материалистическое, физическое объяснение процессов, которые имеют религиозный характер. За этим определением скрывается некая идеальная божественная машина производства, которой капиталисты не дают планомерно работать (однако именно буржуазия выпустила этого джина из бутылки).

 

Возникает также вопрос, кто и исходя из чего должен устанавливать «определённые» пропорции при социализме?

 







Date: 2015-05-05; view: 574; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию