Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977





Как и всякая структура, интраиндивидуальная структура есть целостное образование и определенная организация свойств. Функ­ционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности. Исследование компонентов, относящихся к разным уровням и сторонам развития личности, при структурном изучении этого развития обязательно сочетается с исследованием различных видов взаимосвязей между этими компонентами. Извест­но, что далеко не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния входят в структуру личности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь неко­торые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти свойства индивида, многократно опосредствованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к биофи­зиологическим характеристикам организма (например, подвижность или инертность нервной системы, тип метаболизма и т. д.). Струк­тура личности включает, следовательно, структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности и поведения комплекса органических свойств. Эту связь нельзя, конечно, пони­мать упрощенно как прямую корреляционную зависимость структу­ры личности от соматической конституции, типа нервной системы и т. д.

Новейшие исследования показывают весьма сложные корреля­ционные плеяды, объединяющие разные социальные, социально-пси­хологические и психофизиологические характеристики человека. Факторный анализ позволяет выявить вес, относительное значение групп или комплексов разнородных характеристик, в которые вхо­дят некоторые нейродинамические свойства (сила, динамичность, подвижность нервных процессов) и конституционально-биохимиче­ские особенности организма (обмен веществ, энергетический ба­ланс, морфологическая структура тела). В коллективном комплекс­ном исследовании нашей лаборатории дифференциальной психо­логии и антропологии получены серии корреляционных плеяд.

Следовательно, определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституцио­нально-биохимических) входит в структуру личности.

Статус и социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений — все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жиз­ненную направленность, общественное поведение, основные тен­денции развития. Совокупность таких свойств и составляет харак­тер как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самому себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни. Переход отношений в черты характера — одна из основных закономерностей характерообразования. Впервые эта закономерность была обнаружена А. Ф. Лазурским, для которого отношения личности и генезис характерообразования оказались категориями одного порядка.

Личность в этом смысле есть субъект отношений. Вслед за А. Ф. Лазурским В. Н. Мясищев и его ученики развивают эту плодотворную концепцию, в которой единство и многообразие личности раскрываются через взаимосвязь и многообразие отно­шений. Структурной интеграцией отношений является именно ха­рактер личности.

Крупнейшим вкладом в теорию личности и характерологию яв­ляется педагогическое учение А. С. Макаренко. Основанное на марксистско-ленинском понимании процесса становления человека и целей коммунистического воспитания, это учение необычайно глубоко показало формирование личности как члена микро- и макрогрупп (коллектива), через которые личность входит в более широкие системы общественных связей и взаимозависимостей. В процессе социального формирования человека складывается его нравственный опыт, постоянно практикуемый в общественном по­ведении, а вместе с ним комплекс ценностей и собственных свойств человека.

Социальный генезис характерологических свойств, включая эго­центрические, аутистические и антисоциальные черты личности, оставался закрытой книгой до тех пор, пока исследование процес­са формирования отношений личности не было совмещено с изуче­нием взаимоотношений между людьми, начиная с раннего детства, в той или иной структуре социальной группы. Именно в этом пла­не педагогический опыт и учение А. С. Макаренко были своего рода психологическим открытием, поскольку раскрывался социо-генез характера, прослеживался переход внешних коллективных взаимосвязей во внутренние отношения человека к окружающему миру.



Сэв (Seve) Люсьеи (род. в 1926) — французский философ-марксист и психолог. Окончил философский фа­культет Сорбоннского университета, специализировался в области психо­логии. Является членом Централь­ного Комитета Коммунистической пар­тии Франции, директором издательства Editions Sociales. Основные работы относятся к области фило­софских и методологических проблем теории личности.

Соч.: Марксизм и теория личности. М., 1972; Марксистская критика пси­хоанализа. М., 1976 (соавт.).

Л. Сэв ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. АКТЫ, СПОСОБНО­СТИ. ПРОБЛЕМА ПОТРЕБНОСТЕЙ'

Под актом мы понимаем всякий поступок индивида, на каком бы уровне он ни совершался, рассматриваемый не только в каче­стве поступка, т. е. как относящегося к психике, но и в качестве конкретной деятельности, т. е. как относящегося к биографии; иными словами, поступок рассматривается как дающий (возможно) определенное число результатов, но не только непосредственных результатов для самого индивида, а в результате для всего об­щества с учетом его конкретных условий, результатов, возвращаю­щихся (возможно) к индивиду через более сложные объективные социальные опосредствования. Акты являются существенными — и единственно существенными — элементами теоретического рас­смотрения биографии.

Конкретно познать личность — значит прежде всего познать совокупность актов, составляющих ее биографию. Способность понятия акта играть роль основного понятия в теории личности сразу явствует из того факта, что он непосредственно нам откры­вает доступ к фундаментальным противоречиям личности. В самом деле, именно потому, что особенность акта в отличие от поступка или поведения заключается в том, что он совершает что-то, знание чего в высшей степени важно для его понимания, всякий акт есть, с одной стороны, акт индивида, аспект его биографии, его само­выражение, но, с другой стороны, он является актом детерминиро­ванного социального мира, аспектом общественных отношений, выражением объективных исторических условий.







Date: 2015-05-05; view: 898; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию