Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова





Методика петербургского психолога А. А. Ершова (цит. по: Волков, 1989) предназначена для руководителей предприятий (в отдельных случаях я несколько переформулировала задания — для вузовских руководителей) и изучает 4 вида ориентации руководителя: Д — ориентация на интересы дела, П — ориентация на психологический климат и взаимоотношения в коллективе, С — ориентация на себя и О — ориентация на официальную субординацию.

Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будет предложено 20 ситуаций-задач. В каждой из них имеется 4 варианта решения. Выберите один, наиболее приемлемый для себя вариант».

Ситуация 1. Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и -ваш начальник считаете свои задания неотложными.

Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения.

A. Не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы.

Б. Все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник.

B. Выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласования со мной.

Г. В интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.

Ситуация 2. Вы одновременно получили два срочных задания: от вашего непосредственного и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас не г, необходимо срочно начать работу.

Выберите предпочтительное решение.

A. В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю. Б. Сначала буду выполнять задание, более важное с моей точки зрения.

B. Сначала выполню задание вышестоящего начальника.

Г. Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.

Ситуация 3. Между двумя вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с. просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию.

Выберите свой вариант поведения в этой ситуации.

А. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешить конфликтные взаимоотношения — это их личное дело.


418 Приложение к главе 8

Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей общественных организаций.

В. Прежде всего нужно попытаться лично разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.

Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.

Ситуация 4. В самый напряженный учебный период в коллективе совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего произошел срыв занятий. Заведующему кафедрой неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как бы вы поступили на месте заведующего кафедрой?

Выберите приемлемый для вас вариант решения.

A. Оставлю выяснение фактов по этому инциденту до окончания занятий.

Б. Подозреваемых в проступке вызову к себе, круто поговорю с каждым с глазу на глаз, предложу назвать виновного.

B. Сообщу о случившемся тем из сотрудников кафедры, которым наиболее доверяю, предложу им выявить конкретных виновных и доложить.

Г. После занятий проведу заседание кафедры, публично потребую выявления виновных и их наказания.

Ситуация 5. Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими качествами (выберите того, кто вам больше всех подходит):

A. Первый стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосфер}' взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно.

Б. Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений, «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.

B. Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным.

Г. Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.

Ситуация 6. Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями взаимоотношений с вышестоящим начальником:


A. Первый быстро соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно и в установленные сроки выполнять все его задания.

Б. Второй может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересованно и ответственно выполнять все его распоряжения и задания, но только в том случае, если начальник авторитетен для него.

B. Третий обладает богатым профессиональным опытом и знаниями, хороший специалист, умелый организатор, но бывает неприветливым, трудным в общении.


Методика изучения ориентаиии руководителя А. А. Ершова 419

Г. Четвертый — очень опытный и грамотных"! специалист, но всегда стремится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда ему мешают.

Ситуация 7. Когда вам случается общаться с сотрудником и подчиненным в неформальной обстановке, во время отдыха, к чему вы более склонны?

A. Вести разговоры, близкие вам по деловым и профессиональным интересам. Б. Задавать тон беседе, уточнять мнения по спорным вопросам, отстаивать свою

точку зрения, стремиться в чем-то убедить других.

B. Разделять общую тему разговоров, не навязывать своего мнения, поддерживать общую точку зрения, стремиться не выделяться своей активностью, а только выслушивать собеседников.

Г. Стремиться не говорить о делах и работе, быть посредником в общении, быть непринужденным и внимательным к другим.

Ситуация 8. Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобное больше не повторится. Как вам следует поступить?

A. Дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине, предупредив в последний раз.

Б. Не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о причинах повторного срыва, добиться выполнения задания, наказав за срыв материально.

B. Посоветоваться с опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем. Если такого работника нет, вынести вопрос о недисциплинированности работника на собрание коллектива.

Г. Не дожидаясь выполнения задания, передать вопрос о наказании работника профсоюзной организации. В дальнейшем повысить требовательность и контроль за его работой.

Ситуация 9. Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете. Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем?

A. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применю обычные административные меры наказания.

Б. В интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор, попытаюсь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

B. Обращусь к представителям общественных организаций, членам коллектива — пусть обратят внимание на его неправильное поведение и применят меры общественного воздействия.

Г. Попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным, потом решу, как поступить.

Ситуация 10. В коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Как, но вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?


А. Прежде всего установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению


420 Приложение к главе 8

новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других. Б. Прежде всего попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников новшеств, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии. В. Прежде всего выбрать актив, поручить ему разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку администрации и общественных организаций. Г. Изучить перспективы развития коллектива и улучшения качества работы, поставить перед коллективом новые перспективные задачи совместной трудовой деятельности, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставляя новое старому.

Ситуация 11. В самый напряженныйпериод работы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждыйиз подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего такжедолжна быть выполнена в срок. Как вы поступите в этой ситуация?

A. Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен, и распоряжусь: «Вы возьмете эту работу, а вы поможете доделать другую».

Б. Предложу коллективу: «Давайте вместе подумаем, как выйти из создавшегося положения».

B. Попрошу членов актива коллектива высказать свои предложения, предварительно обсудив их с членами коллектива, затем приму решение.

Г. Вызову к себе самого опытного и надежного работника и попрошу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.

Ситуация 12. У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что вы предпримете в первую очередь?

A. Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых взаимоотношений.

Б. Прежде всего попытаюсь разобраться в собственном поведении по отношению к коллеге.

B. Обращусь к коллеге со словами: «От наших натянутых взаимоотношений страдает дело. Пора договориться, как работать дальше».

Г. Обращусь к другим коллегам, которые в курсе наших взаимоотношений и могут быть посредниками в их нормализации.

Ситуация 13. Вас недавно выбрали руководителем коллектива, в котором вы несколько лет работали рядовым сотрудником. Па 8 часов 15 минут вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут, подчиненный же пришел вовремя и ждет вас. Как вы начнете беседу при встрече?

А. Независимо от своего опоздания сразу же потребую его объяснений об опозданиях на работу. Б. Извинюсь перед подчиненным и начну беседу.


Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова 42?


В. Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу его: «Как вы думаете, чего можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает. как и вы?»

Г. В интересах дела отменю беседу и перенесу ее на другое время.

Ситуация 14. Вы работаете заведующим кафедрой уже второй год. Молодой лаборант обращается к вам с просьбой отпустить его с работы на 4 дня за свой счет в связи с бракосочетанием. «Почему на четыре?» — спрашиваете вы. «А когда женился Иванов, вы ему разрешили четыре», — невозмутимо отвечает лаборант и подает заяатение. Вы подписываете заявление на 3 дня, согласно действующему положению. Однако подчиненный выходит на работу спустя 4 дня. Как вы поступите?

А Сообщу о нарушении дисциплины вышестоящему начальнику, пусть он решит. Б. Предложу подчиненному отработать четвертый день в выходной. Скажу:

«Иванов тоже отрабатывал». В. Ввиду исключительности случая (ведь люди женятся не часто) ограничусь

публичным замечанием. Г. Возьму ответственность за его прогул на себя. Просто скажу: «Так поступать не следовало». Поздравлю, пожелаю счастья.

Ситуация 15. Вы руководитель коллектива. В период ночного дежурства один из ваших работников в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать. Как вы ответите на звонок?

A. «Действуйте согласно инструкции. Прочтите ее, она у меня на столе, и сделайте все, что требуется».

Б. «Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся».

B. «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь».

Г. «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вызовите врача».

Ситуация 16. Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения понравилась вам больше всего. Какая?

A. Первый: «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности».

Б. Второй: «Все это мелочи. Главное в оценке людей — это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено».

B. Третий: «Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его».

Г. Четвертый: «Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».

Ситуация 17. Вы декан факультета. После реорганизации вам срочно необходимо перекомплектовать несколько кафедр согласно новому штатному расписанию. По какому пути вы пойдете?


422 Приложение к главе 8

A. Возьмусь за дело сам, изучу все списки и личные дела работников факультета, предложу свой проект на собрании коллектива.

Б. Предложу решить этот вопрос отделу кадров. Ведь это их работа.

B. Во избежание конфликтов предложу высказать свои пожелания всем заинтересованным лицам, создам комиссию по комплектованию новых кафедр.

Г. Сначала определю, кто будет возглавлять новые кафедры, затем поручу этим людям подать свои предложения по составу кафедр.

Ситуация 18. В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет. Как вы поступите в данном случае?

A. Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.

Б. Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением сократить эту единицу.

B. Предложу представителю профсоюза обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения о том, как поступить с этим человеком.

Г. Haiuy для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.

Ситуация 19. При распределении премии некоторые члены кафедры посчитали, что их незаслуженно обидели, и это явилось поводом для жалоб декану факультета. Как бы вы отреагировали на эти жалобы на его месте?

A. Вы отвечаете жалобщикам примерно так: «Премии утверждает и распределяет ваша кафедра, я тут ни при чем».

Б. «Хорошо, я учту ваши жалобы и постараюсь разобраться в этом вопросе с вашим заведующим кафедрой».

B. «Не волнуйтесь, вы получите свои деньги. Изложите свои претензии на мое имя в письменной форме».

Г. Пообещав помочь установить истину, сразу же идете на кафедру и беседуете с заведующим кафедрой, преподавателями, представителем профсоюза. В случае подтверждения обоснованности жалоб предлагаете заведующему кафедрой перераспределить премии в следующий раз.

Ситуация 20. Вы недавно начали работать деканом факультета в большом вузе, придя на эту должность из другого института. Еще не все знают вас в лицо. До обеденного перерыва еще 2 часа. Идя по коридору, вы видите трех лаборантов вашего факультета, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, вы видите ту же картину. Как вы себя поведете?

A. Остановлюсь, дам понять лаборантам, что я — новый декан факультета. Вскользь замечу, что их беседа затянулась и пора браться за дело.

Б. Спрошу, кто их непосредственный начальник. Вызову его к себе в кабинет.

B. Сначала поинтересуюсь, о чем идет разговор. Затем представлюсь и спрошу, нет ли у них каких-либй претензий к администрации. После этого предложу пройти на рабочее место.


Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова 423

Г. Прежде всего представлюсь, поинтересуюсь, как обстоят дела на их кафедре, как загружены работой, что мешает работать ритмично. Возьму этих лаборантов на заметку. Результаты исследования по методике А. А. Ершова обрабатываются с помо-

щью следующего ключа.

 

Номер ситуации Тип ориентации
На дело (Д) На психологический климат(П) На себя (С) На официальную субординацию(О)
  Г Б В А
  Б А Г В
  А Г в Б
  А В Б Г
  Б А Г В
  В Б Г А
  А Г Б В
  А В Б Г
  Б В Г А
  Г Б А В
И А Б Г В
  В Г Б А
  Г Б В А
  Б В Г А
  А Г В Б
  Б А В Г
  Г В А Б
  В Г А Б
  Г Б В А
  Г В Л Б

Максимальный показатель по каждому типу ориентации 20 баллов, минимальный — 0 баллов. Если у испытуемого выражены все 4 типа, у него будут средние оценки (по 5 баллов за каждый тип). Обращать внимание надо на: 1) те показатели, которые выше 6 баллов (7 и больше), — это сильные стороны испытуемого и 2) ниже 4 баллов (3 и меньше) — это его слабые стороны.


424 Приложение к главе 8







Date: 2015-05-04; view: 758; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию