Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории развития личности
2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа); 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться). Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыс-лей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи ма-ленькими детьми, мы неспособны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем са-мым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я». По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «по-могать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушеч-ный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: вра-ча, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизво-дят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, — это следующий важный шаг в процессе создания своего «Я». По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я— сам» и «Я—меня». «Я—сам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я—меня» — это осознание челове-ком себя с точки зрения других значимых для него людей (родствен-ников, друзей). «Я—сам» реагирует на воздействие «Я—меня» так же, как и на воздействие других людей. Например, «Я—сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием кри-тики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, счи-таю ли я эту критику обоснованной. «Я—сам» знаю, что люди считают «Я—меня» справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети посте-пенно вырабатывают свое «Я—меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе. Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учат-ся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается пра-вил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейс-бол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» — безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установлен-ным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол под-готавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выра-женных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной' идентичности. Фрейд Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку осно-вывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побужде-ния (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и соци-ализация есть процесс обуздания этих побуждений. Три составные части личности. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Супер-эго («сверх-Я»). Ид («Оно») — источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей. Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере на-поминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окру-жающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом ре-альности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид ис-пытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобиль-ные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. Суперэго («сверх-Я») — это идеализированный родитель, оно осу-ществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно воздействуют на формирование лич-ности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожи-дая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Супер-эго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказы-ваемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордо-сти или вины. Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих ста-дий связана с определенным участком тела — эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удоволь-ствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго. В самом начале жизни ребенка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот — не только от приема пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником удовольствия для ребенка яв-ляется рот. Данный период в жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией. На второй, или анальной, стадии главной эрогенной зоной ста-новится задний проход. В это время дети стремятся к само-стоятельности, а родители стараются приучить их проситься на гор-шок. В этот период важное значение приобретает умение контролиро-вать процессы экскреции. Третья стадия названа фаллической. На этой стадии главным источ-ником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия маль-чиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову ста-дию — подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками. После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представи-телем противоположного пола. Пиаже Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательнос-ти, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами. Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомотор-ной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает су-ществовать, когда они на него не смотрят. Существование данной ста-дии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой. Второй период, от двух до семи лет, называется предоперацио-нальной стадией. В это время дети учатся различать символы и их зна-чения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то раз-рушает построенный ими замок из песка, символизирующий их соб-ственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают. В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать дей-ствия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называ-ет этот период стадией конкретных операций. Например, если на дан-ной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они мо-гут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к па-лочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке. В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии. Date: 2015-05-04; view: 584; Нарушение авторских прав |