Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ





По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи требу­ет лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем разви­тии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в про­цессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла се­мьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.


Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

1) внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не со­здавшие своей семьи;

2) семья молодоженов;

3) семья с маленькими детьми;

4) семья с подростками;

5) выход повзрослевших детей из семьи;

6) семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

1) совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни;

2) молодые браки — от 5 до 9 лет;

3) средние браки — от 10 до 19 лет;

4) пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частич­ной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак — принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие измене­ний в интенсивности чувств, установление психологической и про­странственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждоднев­ного быта семьи, создание интимности, первичное согласование се­мейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало по­сещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опе­ке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.



Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать ре­шенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.


Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходи­мостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к но­вым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья ста­дия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже по­зитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как
безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут
затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую
стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в
семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные се­мейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в се­мье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормаль­ные». Нормальные изменения в семье — это такие трансформации,
которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезап­ны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

■ «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

■ «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

■ изменения под влиянием социальных событий (экономическая
,: депрессия, землетрясение и т. п.);

 

■ биологические изменения (половая зрелость, климактерический
период и т. д.);

■ изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.

д.);

■ «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степе­ни семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, на­сколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.


Существует целый континуум семей от оптимальных (хорошо орга­низованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром).








Date: 2015-05-04; view: 260; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию