Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Словарь терминов. Аудиометр (audiometer) — счетчик дляизмерения аудитории радио в целях выявления рейтингов
----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Аудиометр (audiometer) — счетчик для измерения аудитории радио в целях выявления рейтингов. Аудитория (от лат. auditorium, в основе лат. audire — слышать, audience) — в самом общем смысле совокупность людей, пользующихся тем или иным СМИ. В современной коммуникативистике иногда употребляют с целью подчеркнуть право на свободу слова как возможность быть услышанным и получать объективную информацию. Для коммерциализированных масс-медиа аудитория прежде всего — рынок сбыта рекламного продукта. См. также Масса, Публика, Сегментированная аудитория, Реклама. Аудитории текучесть {audience turnover) — состояние устойчивости (неустойчивости) аудитории как массы потребителей определенного информационного продукта. Блог (blog, от web log) — «сетевой журнал», или «дневник событий», с регулярно обновляемым содержанием, ведущийся блоггером. Впервые возникает в 1992 г., широкое распространение получает с 1996 г., в августе 1999 г. создается первая бесплатная блогговая служба Blogger. Блогтер (blogger) — автор блога, приравненный по решению суда в 2006 г. к журналисту по праву конфиденциальности в отношении источников информации. Виртуальное сообщество (virtualcommunity) — группа или совокупность людей, участвующих в обмене мнениями и дискуссиях (обсуждениях) в электронном пространстве в режиме реального времени (on-line). Возникающее межличностное взаимодействие придает этому сообществу многие характеристики реальных ассоциаций (объединений). Вкусовая культура (taste culture) — термин, предложенный американским исследователем Гербертом Гансом (Herbert Gans) для характеристики специфических предпочитаемых образов или стилей жизни, не Словарь терминов обусловленных социальным происхождением, на основании которых формируются определенные типы потребителей — «вкусовая» публика, предпочтения которой создают сегментированные аудитории. Величина аудитории (audience size) — число людей, выбравших определенный канал (средство) информации, выраженное в процентах от общего числа потенциальных пользователей, дает рейтинг. Выборка {sample) — сформированная на основе специальных процедур совокупность людей, подвергнутых социологическому исследованию; также процесс формирования (sampling) выборки. Гипертекст (hypertext) — букв, «текст в тексте»; объемно-пространственный и многоуровневый характер структуры информации в компьютерной форме. Дигитализация (digita/ization, от digit— цифра) — преобразование информации в цифровую форму (оцифровка) в электронных компьютеризированных СМИ, технологическая основа интерактивности и конвергенции современных масс-медиа. Дискурс (лат. discursus — рассуждение, довод) — возникший в 1960— 1970-е годы термин для обозначения процесса понимания текста в ходе коммуникации, включающего, наряду с текстом, и экстралингвистические представления (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), позволяющие понять ситуацию, о которой идет речь. Дискурс — социально-культурная «нагруженность» языка, характеристика социально обусловленных типов или способов мышления, определяемых общностью установок индивидов (различные дискурсы у передающего и реципиента — непонимание, шум). В этом смысле дискурс — язык в его конкретном употреблении. Знак (sign) — наименьший элемент, «атом» коммуникации. Предмет изучения семантики (или семиологии), где выделяются три его типа в зависимости от степени подобия обозначаемому: (визуальный) образ (icon) — фотография, человек на телеэкране; индекс (index) — дым свидетельство огня; символ (symbol), которым является слово. См. также Код. Знание (knowledge) — совокупность как научных, так и повседневных, обыденных представлений (мнений, фантазий и т.п., которые в античной философии назывались «докса», т.е. обманчивое мнение), су- Словарь терминов шествующих у членов общества. Нематериальный характер знания, создание и переработка которого осуществляется человеческим мозгом и особыми техническими средствами (в частности компьютерами), обычно закрепляется в его «носителях», обеспечивающих передачу знания как информации (от глиняных табличек и наскальных изображений, бумаги до микрочипов). Интерактивность (interactivity) — возможность взаимной двусторонней коммуникации, предоставляемая в рамках Интернета в отличие от однонаправленного потока информации в традиционных СМИ. См. также Дигитализация, Интернет. Интернет {Internet) — всемирная «паутина» или сеть компьютерно-спутниковых информационных служб, к которой могут подключаться миллионы пользователей. Обладая явными преимуществами по сравнению с традиционными медиа, прежде всего постоянной обратной связью, близкой к реальному межличностному общению, он, однако, несет на себе все их черты, прежде всего засилие рекламы (spam), а практически безграничная свобода заполнения контента превращает его в «помойку». При этом в силу языковых, культурных, а также связанных с компьютерной грамотностью барьеров Интернет порождает новые неравенства и новые зависимости. Интернет-зависимость (Internet-addiction) — психологические особенности, которые возникают у части пользователей «паутиной», проявляющиеся в нежелании выйти из Сети и постоянном стремлении находиться в ней, что может вести к потере контакта с реальностью. Интертекстуальность (intertextuality) — букв, «текст в тексте», термин, предложенный теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой для обозначения особого метода прочтения любого текста как составляющей широкого культурного контекста. Область интертекстуальности — взаимодействие «своего» и «чужого» текста, предполагающее процессы интерпретации и взаимопроникновения разных культур. Информационные свободы — совокупность норм (свобода слова, свобода собраний и дискуссий, свободного обмена мнениями) как права знать или права на информацию, законодательно гарантируемых в демократическом обществе. Словарь терминов Информационные супермагистрали {informations superhighways) — термин, получивший распространение на рубеже 1980—1990-х годов для обозначения глобализирующихся мультимедийных форм скоростных электронно-информационных связей по спутникам, телекабельным и телефонным линиям, к которым могут подключаться компьютерные устройства абонентов разных стран. Информационный трафик {informational traffic) — заимствованный из информатики и кибернетики термин, обозначающий потоки информации, распространяемые по различным каналам. Информация {information) — содержание сообщения (предложение, высказывание), констатирующее некое состояние; «ядро» знания, передаваемое (транслируемое) в процессе коммуникации. В современных условиях — продукт сложно организованного высокотехнологичного производства. Искажение {bias) — процессы смещения и пристрастного отношения к информации со стороны журналистов в результате различного рода персональных предубеждений. См. также Фильтрация. Код {code) — система организации знаков, а также правил передачи информации в соответствии с социально-культурными и техническими особенностями. Коммерциализация {commercialization) ~ ориентация современных медиа как участников информационного производства и рынка на прибыль, что ведет к таблоидизации и погоне за сенсациями. См. также Реклама, Коммодификация. Коммодификация (от лат. commodum — польза, выгода; commodification) — характеристика особенностей современного производства информационного продукта, который приобретает черты рыночного товара. Синоним — валоризация {valorization). См. также Коммерциализация. Коммуникационный труд {communication labor) ~ одно из основных понятий «политической экономии коммуникаций», фиксирующей внимание на создании и реализации информации как товара, производимого «белыми воротничками» — журналистами, служащими информационных служб и рекламных агентств, специалистами в области СМИ и маркетинга. Словарь терминов Коммуникация (communication, от лат. communicare — делать общим, связывать) — в общем смысле любой процесс сообщения, передачи как материальных (физические средства коммуникации —дороги, каналы, моря и реки), так и нематериальных (знания, информация) вещей. Хотя до сих пор не существует общепринятого определения этого интуитивного ясного понятия, большинство исследователей склоняется к предложенной Джоном Гербнером дефиниции: коммуникация — «социальная интеракция через сообщение». См. также Массовая коммуникация. Конвергенция (convergence) — взаимодействие и объединение каналов в рамках информационных супермагистралей на основе дигитализации информации, существенно увеличивающих как объем информационного трафика, так и рост олигополии новостей. Контент-анализ (content-analysis) — метод количественного формализованного изучения текстов, в том числе рекламных. Лояльность (loyalty) — в коммуникативистике приверженность определенному каналу. Масса (лат. massa — ком, кусок теста для выпечки хлеба) — по определению американского психолога Г. Блумера «элементарная спонтанно возникающая группировка», разнородная по социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, социальная принадлежность), но сравнительно однородная по интересам и вкусам, формирующим пассивную и неразборчивую аудиторию. В политическом процессе — пассивная часть электората. Масс-медиа (mass media) — синоним СМИ, обозначающий процесс социального воздействия на массовую аудиторию в ходе использования особым образом организованных технологий. Массовая коммуникация (mass communication) — возникшее в конце 30-х годов XX в. понятие для обозначения как традиционных печатных (газеты, журналы), так и новых вещательных способов передачи социальной информации — радио, впоследствии телевидения — на массовые аудитории. Словарь терминов Мнение (opinion) — обычно разновидность ненаучного (повседневного, обыденного) знания. См. также Общественное мнение. Медиаграмотность (media literacy) — умение критически воспринимать и адекватно оценивать информацию, транслируемую коммерциализированными СМИ. См. также Коммодификация. Медиаэтика (media ethics) — принципы и стандарты, которым должны следовать журналисты как представители публичной профессии; одним из важнейших ныне считается принцип публичной ответственности и подотчетности (public accountability), требующий от каждого журналиста осознания своего общественного долга — использовать предоставленные свободы на информацию и доступ к масс-медиа на благо общества и готовность в любой момент нести ответственность перед общественностью за свои профессиональные действия. Надежность данных (data credibility) — в социологии собирательное понятие для обозначения соответствия исследовательских данных реальному положению дел. Предполагает репрезентативность (представительность) выборки, валидность (пригодность) показателей, правильность и устойчивость измерений, достоверность источников информации. Накопленная аудитория (cume audience, сите reach, unduplicated audience) — в медиаметрии аудитория, состоящая из лиц, хотя бы однажды обратившихся к данному каналу, передаче за определенный период. Новые электронные медиа — см. Информационные супермагистрали. Обратная связь (feedback) — в коммуникативистике процесс получения коммуникатором (передающей стороной) отклика со стороны адресата (аудитории). В традиционных СМИ обратная связь затруднена (что позволяет говорить о «разорванной коммуникации»), в сетевых, работающих в режиме «on-line», — прямая и непосредственная. Общественное мнение (public opinion) — 1) совокупность мнений людей по проблемам, представляющим общественный интерес; 2) изучение этих мнений с помощью специальных статистических методов на основе выборки из населения. Словарь терминов Обычные медиа (conventialmedia) — как правило, печать, радио, телевидение. Олигополии новостей (news oligopolies) — крупные, как правило транснациональные корпорации, производящие и монопольно распространяющие новости в глобальном масштабе в качестве информационного товара. Олигополия (от греч. oligos ■— немногий + poleo — продаю) — господство в производстве и на рынке небольшого числа крупных фирм. Первая поправка ~- см. First Amendment. Повестка дня (agenda-setting) — формируемые СМИ и навязываемые аудитории в силу многократного повторения представления о важности (значимости) тех или иных проблем, что свидетельствуете диктате масс-медиа как основного источника информации в отношении того, о чем люди должны думать. См. также Теория повестки дня. Потенциальная аудитория, охват (coverage) — жители территории, где можно принять сигнал вещательного канала, приобрести определенную газету или журнал. Пропаганда (лат. propaganda, от propagare — распространять) — умыщ-ленно-манипулируемая коммуникация, или однонаправленный процесс воздействия на коллективное поведение (мобилизация) и мнения (формирование убеждений и стереотипов) с помощью разнообразных средств массовой коммуникации. Публика — активная и информированная часть массы, представители которой четко сознают свои интересы и способны артикулировать их, формируя общественное мнение. У Ю. Хабермаса — синоним общественности, возникающей в XVIII—XIX вв. в процессе формирования гражданского общества на основе открытого обсуждения мнений в первом средстве массовой коммуникации — газетах. В политике — активный электорат. Иногда понятие сближается с термином активная аудитория. Развлечение (entertainment) — одна из основных функций современных масс-медиа, связанная с увеличением свободного времени и усилением их экономической зависимости от рекламы, что ведет к сра- Словарь терминов щиванию новостей с развлекательными программами и созданию гибридного жанра — infotainment. Реальная аудитория, охват (reach) — в медиаметрии те, кто действительно читал (смотрел, слушал, выходил в Интернет) в определенный момент времени. Рейтинг (rating) ~ величина реальной аудитории, выраженная в процентах от населения или потенциальной аудитории (например имеющих теле- или радиоприемник), определяющая расценки на рекламу. Реклама (фр. reclame, от лат. reclamare — выкрикивать; advertising) — информация о товарах и услугах в целях оповещения потребителей и создания спроса; в политике — распространение позитивных сведений о человеке или партии для создания популярности. См. также Рейтинг. Сегментированные аудитории — части аудитории, различающиеся по своим вкусам и интересам. См. также Вкусовая культура. Свобода информации (или коммуникации) (freedom of information or communication) — весьма широкое понятие, включающее все возможные аспекты публичного выражения мнений как неотъемлемое право человека, которое должно быть гарантировано и национальным, и международным правом. В узком смысле обычно относится к праву на получение информации по проблемам, представляющим общественный интерес, от всех официальных инстанций. См. также Информационные свободы. Стратегия удержания — программирование вещания таким образом, чтобы просмотрев (прослушав) передачу, аудитория осталась на канале смотреть (слушать) следующую. Счетчик (electronic divice, meter) — в медиаметрии средство электронной записи, регистрирующее включение (выключение) радио-(audiometer) или телеприемника (TV-meter). Текст (от лат. textum — связь, соединение) — связанная и связная совокупность знаков, образующих смысловое единство языков информации. Ныне под текстом понимается не только собственно печатный материал (текст в его традиционном понимании), но и аудио- Словарь терминов и/или визуальные материалы, также являющиеся совокупностью знаков, которые представляют собой «ткань» текста и связаны специфическими отношениями — дискурсом. Теория повестки дня (agenda-setting theory) — созданная в начале 70-х годов XX в. американскими учеными Д. Шоу (D. Shaw) и М. Маккомсом (М. MacCombs) модель социального конструирования реальности на основе информации СМИ для политически активной части населения. Фильтрация (filtraition) — процесс отбора и неизбежного искажения информации в ходе подготовки сообщения к передаче. См. также Искажение, Gate-keeping. Хост (host, ip) — способ подсчета аудитории в Интернете, при котором доступ с одного ip-адреса считается за одного посетителя (сложность в том, что с одного ip может зайти не один человек). Целевая аудитория (target audience) — часть аудитории, на которую рассчитано данное СМИ или информация. Цепь Шеннона — Уивера (Shannon-Weaver Chain) — трансмиссионная модель передачи информации, носящая линейный характер, предложенная в 1949 г. и на протяжении десятилетий бывшая основой деятельности и изучения СМИ. В условиях развития сетевых медиа, прежде всего Интернета, происходит размывание. Четвертое сословие (Forth Estate) — возникшее в XVIII в., в период возникновения первых печатных СМИ (газет и журналов), обозначение, отразившее их роль и влияние в обществе, сопоставимые с деятельностью других общественных слоев, а потому дающие право на «четвертую власть» по аналогии с тремя другими — исполнительной, законодательной и судебной. Это понятие принимают как самоопределение журналисты, выполняющие на ранних этапах функции «сторожевых псов» демократии. В условиях коммодификации современных медиа их реальная самостоятельность, как и власть, вызывает большие сомнения. Экспертный опрос (expertsurvey) — опрос специалистов по теме исследования. Может быть качественным, без выявления статистических Словарь терминов тенденций, или количественным. Часто проводится в комплексе с фокус-группами для сравнения точек зрения специалистов и неспециалистов. По методике отличается от массового опроса тем, что рассчитан на максимально развернутые суждения: зачастую намечаются только темы, сюжеты, а не формулируются точные вопросы. Выборка для такого опроса строится с расчетом на привлечение специалистов разных профилей. Например: исследователи и практики рекламы, дизайнеры, авторы текстов и т.п. Экспозиция — см. Exposure. Эффективность СМИ {media efficiency) — в медиаметрии оценка экономической эффективности включения данного канала или СМИ в целом в план размещения рекламы, рекламной кампании. Предполагает достижение максимально большой аудитории при минимальных затратах. Atfinity Index, AI — в медиаметрии показатель привлекательности канала, сообщения для целевой группы по сравнению с остальной аудиторией. Exposure — 1) в аудиометрии попадание в зону действия источника информации, физический контакт с ним, позволяющий воспринимать информацию, т.е. возможность увидеть, услышать, прочитать сообщение, в том числе рекламу; 2) в журналистике, прежде всего в расследовательской, — разоблачение. First Amendment — Первая поправка к Конституции США, ратифицированная 15 декабря 1791 г. и входящая в Билль о правах (Bill of Rights), согласно которой законодательно запрещается ограничивать свободу сбора, получения и распространения любой информации. Gatekeeping (гейткипинг) — процесс отбора и фильтрации информации, осуществляемый журналистами и редакторами в процессе создания информационного продукта. Нуре (англ.) — жаргонное слово, обозначающее обман, надувательство, пускание пыли в глаза, очковтирательство или трюк для привлечения внимания. В коммуникативистике hype — беззастенчивая реклама. Словарь терминов Laisser-faire (фр.) — предоставление кому-либо свободы, не связывая человека опекой или руководством (впервые сформулировал в 1758 г. француз Ж.Г. Гурне). Одно из часто встречаемых выражений экономического принципа либерализма. Обычно употребляется двойное сочетание laisser-faire, laissez-passer, букв, означающее «позволяйте делать (кто что хочет), позволяйте идти (куда кто хочет)» как выражение экономического принципа либерализма, настаивающего на невмешательстве со стороны государства в экономические отношения. Slot (слот) — 15-минутный отрезок времени слушания радио или просмотра TV, по которому ведется подсчет величины аудитории.
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ Date: 2015-05-04; view: 629; Нарушение авторских прав |