Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы курсовых работ и рефератов





1. Сущность традиционного обучения.

2. Основные противоречия традиционного обучения.

3. Исторические аспекты проблемного обучения в зарубежной педагогике и психологии.

4. Проблемное обучение Дж. Дьюи.

5. Развитие проблемного обучения в отечественной науке и практике.

6. Сущность проблемного обучения.

7. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения.

8. Программированное обучение: достоинства и недостатки.

9. Типы обучающих программ.

10. Бихевиоральный подход к программированному обучению.

11. Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике.

 

Интернет-ресурсы (ссылки)

1. Лаборатория психологии учения ПИ РАО

2. Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО

3. Группа психологии развития познавательных процессов ПИ РАО

4. Сайт Школы завтрашнего дня

5. Материалы по теме "Что же такое Школа Завтрашнего Дня?"

6. Лабораторию психологии учения ПИ РАО

 


ТЕМА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

· 9.1. Сущность развивающего обучения

· 9.2. Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова

· 9.3. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова

 

Сущность развивающего обучения

· 9.1.1. Содержание понятия развивающего обучения

· 9.1.2. Проблема отношения обучения и развития

· 9.1.3. Основные характеристики развивающего обучения

 

Содержание понятия развивающего обучения

В течение длительного времени концепции развивающего обучения отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера и др.) только назывались в учебниках по педагогике. В последнее десятилетие ситуация изменилась: теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящаются научные труды. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников сегодня становятся все актуальнее. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования (Днепров Э.Д., 1994).
Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождение В.В. Давыдову (Хрест. 9.1) (Давыдов В.В., 1986, аннотация). Введенный для обозначения ограниченного круга явлений он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется специальное исследование для уяснения его современного значения.
Несколько крупных отечественных ученых, среди них Б.Г. Ананьев (Б.Г. Ананьев, 1977. С. 24), Л.В. Занков (Занков Л.В., 1990; см. аннотацию) еще в 50-е гг. ХХ в. выявили и описали следующий факт: большие усилия, направляемые на обучение младших школьников, не давали должного эффекта в их психическом развитии. Со всей остротой была поставлена научно-практическая проблема связи обучения и развития младших школьников. Уже в 60-е гг. было обнаружено, что изменение содержания и методов традиционного начального обучения дает определенный положительный эффект в развитии детей (Занков Л.В., 1992; Эльконин Д.Б., 1989) и др.).
Как показывают психолого-педагогические наблюдения и исследования, в принципе любое обучение в той или иной степени способствует развитию у детей мышления, личности (например, традиционное начальное обучение развивает у младших школьников эмпирическое мышление). В данной работе рассматривается не развивающее обучение "вообще", а только такой его тип, который соотносим с младшим школьным возрастом и нацелен, прежде всего, на развитие у младших школьников теоретического мышления, на развитие у них творчества как основы личности. Именно этот тип развивающего обучения мы сопоставляем с традиционным типом обучения, который не способствует развитию у школьников таких качеств (Чуприкова Н.И., 1994; см. аннотацию).
Если психическое развитие в принципе может осуществляться лишь в формах обучения и воспитания, то, следовательно, эти формы всегда имеют развивающий характер. Действительно, в общетеоретическом плане дело обстоит именно таким образом, и любое обучение и воспитание можно назвать "развивающим". Но все проблемы заключаются в том, чтό конкретно развивают данные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что некоторые виды обучения и воспитания могут тормозить психическое развитие человека (тогда происходит его регрессия, которая также входит в философское понятие "развития") (Хрест. 9.2) (рис. 1).

· Термин "развивающее обучение" остается пустым до тех пор, пока он не наполняется описанием конкретных условий своей реализации по ряду существенных показателей, например:


o каковы главные психологические новообразования данного возраста, которые возникают, формируются и развиваются в этом возрастном периоде;

o какова ведущая деятельность данного периода, определяющая возникновение и развитие соответствующих новообразований;

o каковы содержание и способы осуществления этой деятельности (например, осуществляется она стихийно или целенаправленно);

o каковы ее взаимосвязи с другими видами деятельности;

o с помощью какой системы методик можно определять уровни развития соответствующих новообразований;

o каков характер связи этих уровней с особенностями организации ведущей деятельности и смежных с нею других видов деятельности.

Лишь по мере наполнения конкретным содержанием этих показателей (или хотя бы некоторых из них) исследователь или педагог-практик постепенно переходит к оперированию собственно понятием развивающего обучения применительно к вполне определенному возрастному периоду и к тем реальным средствам обучения детей данного возраста, с помощью которых можно осуществлять организацию их ведущей деятельности, приводящую к развитию необходимого уровня соответствующих психологических новообразований
(http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html; см. лабораторию психологии учения ПИ РАО),
(http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html; см. лабораторию психологических основ новых образовательных технологий),
(http://www.ipk.alien.ru/education/helpuch/vvedenie/posob11.html; см. статью В.В. Давыдова "О понятии развивающего обучения"),
(http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/963/963138.htm; см. статью Ильясова И.И. "Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение").

 







Date: 2015-05-04; view: 1240; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию