Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Цели взаимодействия






i|n таив псишиитш шшсрнкронши?

Перечисленные цели показывают, что использова-j ние в них собственно психологической информации] нарастает от социальных целей к психологическим.

Приведем конкретные примеры целей из содер жания заказов на психологическую работу: «Проверь те моего ребенка, я хочу доказать, что он не дебил» (психодиагностика, социальная цель клиента); «А вь можете определить, нормальный ли я?» (психодиагно стика, социальная цель клиента); «Скажите моей жене что она неправильно воспитывает мою дочь» (психо диагностика, этическая цель); «Что же будет с мои?» ребенком, неужели он никогда не исправится?» (пси хологическое консультирование, этическая цель); «Ска жите ему, что я его люблю, он меня не понимает» (пси хотерапия, этическая цель); «Я же стараюсь, все дл^ него делаю, я же ему добра желаю» (нравственная цел1 психологического консультирования); «Он всегда вес назло делает, он специально все подстраивает» (пси ходиагностика, нравственная цель); «Он как отец, ни­когда ничего доброго не сделает, как волчонок» (нрав ственная цель психодиагностики); «Я хочу, чтобы мой ребенок был спокойным, уверенным в себе» (психоло­гическая цель в психологическом консультировании) «Нам бы хотелось помочь ему, а как, не знаем» (пси­хологическая цель в психотерапии); «Я не знаю что со мной, сама себя боюсь» (психологическая цел1 в психодиагностике).

Естественно, что цели другого человека могут ме­няться, но динамика их определяется главной для него целью обращения к психологу. Общаясь с человеком, психолог, принимая заказ, попадает одновременно в ситуацию формирования цели взаимодействия. Возни­кает ситуация, требующая осмысления, рефлексии психологом своего профессионального взаимодействия Это ситуации возможной подмены целей другого чело­века целями самого психолога. Например, клиент про­сит ответить на вопрос: «Оставить ли ребенка на второй год?» Психолог реагирует на этот заказ предложени­ем о глубинном личностном обследовании ребенка, подменяя конкретную цель клиента собственной — демонстрацией своих профессиональных возможнос­тей. Вместо соответствия социальной задаче заказчик он начинает строить свой текст, не совпадающий



текстом заказа; расширение таким образом контекста взаимодействия с другим человеком за счет своего кон­текста и подтекста приводит психолога к потере пред­мета профессионального взаимодействия.

Психологу надо рефлексировать и фиксировать результаты своей рефлексии в соответствующей лек­сике, чтобы предмет его взаимодействия с другим че­ловеком был доступен для осознания обоими.

Таким образом, психолог и другой человек встают перед необходимостью выделения и фиксации пред­мета их взаимодействия, логично было бы думать, что им должна стать психическая реальность и ее свой­ства.

Психологическое консультирование начинается там и тогда, где психолог и другой человек формули­руют адекватные для поступившего заказа психологи­ческие задачи на профессиональную деятельность пси­холога.

Пользуясь метафорой, появление ситуации психо­логического консультирования и всю последующую процедуру профессиональной работы психолога мож­но было бы изобразить следующим образом:

(1) Я-птица, я умею летать

(2) Я понимаю Вас, птица

(1) Я знаю, что могу летать далеко

(2) Я «югу отрыть для Вас хпетку


1)Я женогу улететь далекои навсегда !? 2)Выулетаете далею и навсегда ?

Что произошло?

Другой человек (птица) заявляет психологу о своем существовании как о необходимости встречи с ним. Пти­ца переживает невозможность использования свойств своей психической реальности, ей необходимо обнов­ление своих возможностей

(1) Они с психологом.

(2) Формулируют психологическую задачу. Другой человек (птица) вместе с психологом находят конкретное выраже­ние новых возможностей и пути их реализации.

(3) Они намечают способы движения по этим путям и отно­шение друг к другу (ответственность для психолога и от­ветственность для другого человека).

(4) Принимают ответственность и осуществляют ее, оставляя открытые ими возможности как основу индивидуального выбора другого человека (птицы).

(5) Он (другой человек [птица]) может воспользоваться ими, а может и нет, он (другой человек), говоря метафоричес­ки, может улететь из клетки своей задачи далеко и навсег­да, а может вернуться, а может и вообще не улететь...

Другими словами, суть психологического консульти­рования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь свои­ми специальными, подчеркиваю, специальными профес­сиональными, научными знаниями, создал условия для другого человека, в которых он переживет свои новые возможности в решении его психологических задач.

Критерием эффективности этого вида профессио­нальной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи. С точки зрения самого психолога критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задаче

другого человека. Точнее, чем он сам, это может сделать группа коллег — независимых экспертов, специалистов по психологическому консультированию, ориентируясь на выработанную ими шкалу, например, такую:



1. Психолог не способен быть внимательным, прерывает клиента, пропускает важную информацию.

2. Действия психолога неявно неконструктивны, он слиш­ком старается воздействовать на другого человека.

3. Клиента не слышно или слышно очень мало, вреда ему нет, но психолог реагирует не на клиента, а сам на себя.

4. Ответы психолога на воздействие клиента равны тому, что говорит клиент. Точное отражение его чувств, пере­сказ их, резюме ухватывает суть задачи клиента. Само­раскрытие психолога может облегчить задачу клиента.

5. Смысл задачи клиента понят неверно, но через воздей­ствие, все возрастающее по интенсивности, психолог вно­сит в задачу клиента нечто, облегчающее его состояние.

6. У психолога есть навыки внимания и воздействия через эмпатийность и непосредственность.

7. Высочайший уровень — психолог присоединяется к кли­енту, не теряя своей индивидуальности.

Психологическое воздействие в профессиях типа «человек—человек» часто напоминает процедуру пси­хологического консультирования, так как осуществля­ется в виде направленного интервью. К числу таких профессий относятся, кроме работы психолога, дея­тельность врача, юриста, журналиста, педагога, соци­олога, социального работника.

Во всех этих профессиях интервью является од­ним из методов практической деятельности. Каждая из них накладывает свои ограничения на предмет взаи­модействия с другим человеком. Спецификой этого предмета они и будут отличаться друг от друга. Специ­фика профессионального предмета взаимодействия в профессиях типа «человек—человек» проявляется прежде всего в мере воздействия на параметры инди­видуальной жизни человека. В этом смысле теснее всего с этими параметрами связана деятельность пси­холога и врача. Они оба несут ответственность за свои Бездействия и те изменения, которые могут существенно повлиять на логику индивидуальной жизни человека. Психолог берет на себя ответственность за проявле-иие качеств психической жизни, а врач за проявление


йршккум н ттттщ тцлщтт

Профессия Содержание деятельности Предмет интервью Цели интервью Мера проф. воздействии
психолог все модально­сти внутрен­него мира человека переживание динамичности свойств пси­хической ре­альности изменение отношения к себе или дру­гому возможность открытости для самого человека, этические и правовые нормы
педагог освоение научных понятий уровень вла­дения струк­турой научно­го понятия фиксация уровня владе­ния научным понятием права ребен­ка, этические и правовые нормы
врач внутренняя картина здо­ровья, внут­ренняя карти­на болезни (вю, вкб) изменение в вкз и вкб динамика в !0 и вкб этические и правовые нормы
юрист ответствен­ность как со­держание Я-концепции степень со­ответствия действий понятию от­ветственности степень осоз­нания своей ответствен­ности этические и правовые нормы
журналист логика событий степень объек­тивности ин­формации о событии уточнение информации этические и правовые нормы
социальный работник организация индивидуаль­ной жизни соответствие индивидуаль­ной жизни жизни обше-ственной восстановле­ние логики индивидуаль­ной жизни этические и правовые нормы
социолог Я среди других отношение к другим выявить отно­шение к дру­гим этические и правовые нормы

 

качеств жизни физической. Оба — врач и психолог — работают с симптомами, оба ориентируются на их из­менение как результат своей профессиональной рабо­ты, своего профессионального воздействия. Оба остав­ляют заметный след своим присутствием в личной биографии человека, влияя на ее течение, делая ее предметом своих профессиональных усилий.

Предлагая следующую схему различий психологи­ческого воздействия в разных профессиях, хотелось бы обратить внимание на то, что интервью в них является одним из методов профессиональной деятельности. Психолог, пожалуй, одна из немногих профессий, где мера воздействия определяется степенью открытости другого человека и возможностью психолога использо­вать эту открытость для создания новых динамических тенденций во внутреннем мире другого человека. Цели интервью психолога уточняются и совершенствуются в процессе его взаимодействия с другим человеком.








Date: 2015-05-04; view: 577; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию